Соотношение истины и заблуждения. Фаллибилизм. Объективность и субъективизм в познании. Влияние вненаучных факторов на научное познание. Идеология и наука

Абсолютной истины нет, истина всегда относительна. Корреспондентская теория истины (это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности) близка к верной.

Есть еще одна концепция истины — концепция когеррентности (согласования) — истинно то, что лучше согласовано. Не всякая внутренне согласованная концепция верна, так как все это опирается на субъективный фактор - «согласованность».

Может человек познать весь мир? И да и нет. Мир абсолютно познаваем, но может быть познан лишь относительно.

Процесс движения познания — все несоответствия убираются.

Как появляется новая теория? 1) Внутри старой 2) Смена теории.

Отрицание теории — старая теория становится относительным заблуждением.

Больше всего для теории истины сделал Гегель. Маркс и Энгельс тоже отстаивали корреспондентскую теорию истины.

Истина всегда конкретна. В физике объекты не меняются, в общественной науке — меняются, так как меняется общество. Истина является истиной лишь в определенных пределах — это есть положение о граничности истины, между ложным и истиным нет абсолютной границы.

В любой критике надо выделять условия, в которых критикуемая концепция истинна — иначе наша критика будет неконструктивной.

Идеализм абсолютизирует какой-то момент, тогда становится ясным, что момент существует, затем подтверждается или нет, и для него находятся границы применения.

Гегель: мышление — объективный процесс, но он считал, что нашел абсолютную идею и считал, что мышление существует вне людей. Он открыл диалектику с ее категориями. Диалектика мира определяет диалектику мышления, а не наоборот.

Кант — мир в себе, мир для нас.

Платон — мир эйдосов творит реальный мир, он отделил понятие от слова, оно у него — общее, объективное.

Идеалисты сделали много открытий в форме ложных концепций. В истине заблуждения нет, однако в истинном оно может быть и наоборот. Крайность — границы между истиной и ложью нет.

Фаллибилизм: познание идет методом проб и ошибок. В ходе познания возможны заблуждения. Как элемент прогресса познания заблуждение возможно и необходимо. Если за ошибки карают — не будет развития.

 

1) объективность — существует вне и независимо от нашего сознания. Материалист признает объективность реальностью.

2) объективная теория — истинная теория.

Субъективизм - непреднамеренное или преднамеренное отклонение от истины.

Познание субъективно по форме и объективно по содержанию.

Что склоняет человека к субъективизму?

1) Сложный объект и недостаточность материала — непреднамеренно

2) Порожден факторами лежащими вне сознания и вне науки — личные (самолюбие, тщеславие). Фальсифицирует, создает ложную концепцию.

3) классовый субъективизм — партийность.

Партийна ли наука? 1920-1930 — да. Германия — арийская физика.

Естественные науки — не партийны.

Все общественные науки — партийны.

 

Идеология — учение: Есть учитель, учит как жить. Входит программа поведения. Отражает интересы класса. Имеет программу. Ссылается на нужные ей факты, которые подбираются. Партийна. Есть оценка явлений. Есть объект содержания классовой деятельности.

Любая общественная наука включает в себя элементы идеологии. Партийность может запрещать нежелательные открытия.

Философия — и наука и идеология (так как включает взгляд на общество). Религиозная философия — чистая идеология — парапсихология.

Фалес, Аристотель – пока прогресс философии, далее регресс философии, она стала религиозной, культы — упадок.

 

Наука лишена этнического компонента, в философии он есть, но гордиться нечем, чем самобытнее философия, тем дальше она от объективности, тем более идеологическая.

21. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Функции науки в культуре. Культ науки и провозглашение ее как наивысшей ценности развития человеческой цивилизации привел к утверждению в XX в. сциентистского мировоззрения. Сциентизм: наука есть культурно-мировоззренческий образец, идеология «чистой, ценностно-нейтральной большой науки», предписывал ориентироваться на методы естественных и технических наук и распространял критерии научности на все виды человеческих взаимоотношений с миром и человеческое общение в том числе; абсолютизация роли науки. Одновременно со сциентизмом возник и антисциентизм, прямо противоположные установки: последствия НТР негативны. Надо ограничить экспансию науки, возврат к традиционным ценностям и способам деятельности. Сторонники сциентизма приветствуют модернизацию быта и досуга, достижения НТР, убеждены в безграничных возможностях науки, в частности в том, что ей по силам решить все острые проблемы человеческого существования. Антисциентисты видят сугубо отрицательные последствия НТР, их пессимистические настроения усиливаются по мере краха возлагаемых на науку надежд в решении экономических и социально-политических проблем. Антисциентисты подчеркивают значение искусства, религии, нравственности в жизни человека. Философский антисциентизм противопоставляет науку и свободу; религиозный антисциентизм настаивает на религиозной мотивации всех человеческих проявлений. Сциентисты напоминают, что наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала за обоснование культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Антисциентисты в качестве своего аргумента подчеркивают, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и подвержено опасностям, источником которых стала сама наука и ее достижения.

Наука и паранаука. Познание не ограничено исключительно сферой науки, те или иные формы знания существуют и за ее пределами. Полная и всеобъемлющая демаркация - разграничение науки и ненауки - не увенчалась успехом. Научное познание имеет троякую задачу: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Специфические признаки научности - это определение предмета исследования; выработка понятийного и категориального аппарата, соответствующего этому предмету; установление фундаментальных законов, присущих данному предмету; открытие принципов, уровней, критериев, создание теории, позволяющей объяснить множество фактов. Научное познание всегда считалось адекватным отражением действительности, имеющим конкретно-историческую природу. Познание нацелено на постижение новых, ранее неизвестных фактов, явлений и закономерностей. Предметом научного исследования может стать любой фрагмент действительности, любой феномен - будь то деятельность сознания, человеческая психика или само паранаучное знание. Паранаука включала в себя многообразные типы миропостижения и когнитивных практик, которые отклоняются от научно-рациональной парадигмы. Взаимосвязь науки и паранауки основана на том, что наука не отрицает наличие скрытых естественных сил, не получивших исчерпывающего объяснения. Сегодня наука вынуждена принять существование некоторых необычных явлений, однако их удовлетворительное естественно-научное объяснение является, вероятно, делом будущего. Функции науки в культуре. Наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это показатель развития государства.

Можно выделить следующие функции науки (под функцией науки понимается внешнее проявление ее одного или нескольких существенных свойств): 1) познавательная (результат совокупность объективно истинного знания) – объясняющая (почему), эвристическая (прогностическая – т.е. можно делать открытия до опытного знания, имея теоретическую базу), прагматическая (польза); 2) мировоззренческая, но наука не может быть мировоззрением по сути, так как наука - объективное знание; 3) гуманитарная (человеко-творческая), позволяет не вести животный образ жизни, определить цель жизни; 4) социальная – непосредственная производительная сила (экономические, материальные производства), управление социумом.

22. Проблема предопределенности и неопределенности в мире. Разные ее решения: телеология, детерминизм, индетерминизм, кондиционализм. Движение науки от создания классической к неклассической и постнеклассической картины мира. Классическая картина мира на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. Фундамент - принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Модель прогрессивно направленного линейного развития. Неклассическая картина мира родилась под влиянием первых теорий термодинамики, в ее основу легли принципы специальной и общей теории относительности. Образ синусоиды, охватывающей магистральную направляющую развития, допускающую роль случая. Образ постнеклассической картины мира создается с учетом достижений синергетики. Древовидная ветвящаяся графическая модель позволяет представить неопределенность и случайность направленности развития. Будущее принципиально неопределенно и открыто для любых возможных новообразований. В постнеклассической картине мира понятия упорядоченность, структурность, закономерность так же объективны, как неопределенность, стохастичность, многоальтернативность. Хаос - не источник деструкции и отсутствие всякого порядка, а состояние, которое в результате различных взаимодействий может стать причиной спонтанного структурогенеза. Телеология, учение о целесообразности, замечаемой в природе. Целью называется то представление, которое человек осуществляет своей деятельностью, и действия человека являются средствами по отношению к цели. Телеологическое отношение, понятие цели, ясно в области воли и в этике; оно менее ясно в области философии природы. Телеология предполагает механическое объяснение явлений (цепь причин и следствий). Кант смотрел на телеологию как на регулятивный принцип, т. е. он допускал возможность применения понятия цели к исследованию явлений природы, но лишь как методологического, эвристического принципа, а не действительного объяснения явлений. Детерминизм - учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций детерминизма. Понятие возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации. В 17 в. сближение понятия детерминизм и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Причинность становится формой выражения законов науки. Полное слияние механической причинности и детерминизма происходит в концепции Лапласа. Всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Современное философское и методологическое осмысление детерминизма раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного аспектов этого принципа. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Индетерминизм - философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи (онтологический индетерминизм), либо познавательную ценность причинного объяснения в науке (методологический индетерминизм). В истории философии, индетерминизм и детерминизм выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли человека, его выбора; индетерминизм трактует волю как автономную силу, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Принципы классического детерминизма не пригодны для характеристики процессов микромира, попытки истолкования основных законов квантовой теории в духе индетерминизма. Кондиционализм - философское учение, заменяющее понятие причины понятием комплекса условий. Учение получило распространение не только в философии, но и в биологии, медицине и психологии. Сторонники учения ставят под вопрос значение и необходимость поиска объективных причин явлений; болезней в медицине. Основателем кондиционализма является немецкий физиолог М. Ферворн (начало 20 в), который в философии занимал идеалистические позиции в духе махизма.

23. Детерминизм и причинность (каузальность). Абсолютный (лапласовский) детерминизм, его господство в науке в XVII–XIX вв. и крах в XX в.Диаматское решение основного вопроса философии. Детерминизм - учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций детерминизма. Понятие возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации. В 17 в. сближение понятия детерминизм и причинности, закладываются основы механистического детерминизма. Причинность становится формой выражения законов науки. Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Причинность (каузальность) - причинная взаимообусловленность событий во времени, детерминация, при которой при воздействии одного объекта, производит соответствующее ожидаемое изменение другого предмета. На основании ее понятия строились механицистская картина мира, концепции детерминизма. Начиная с Юма критикуется за тот пункт, что следствие не всегда содержится в причине либо предпосылке. Юм: каузальность необъективна, она субъективна.

Абсолютный (лапласовский) детерминизм. Задание множества состояний системы, упорядоченных во времени и параметризованных (количественно связанных) посредством уравнения движения, позволяет описывать движение как переход системы из одного состояния в другое. Беспричинных явлений нет, всегда можно принципиально выделить причину и следствие. Следствие одной причины может стать причиной другого следствия.

Абсолютизация законов механики привело к возникновению механического детерминизма, или Лапласовского детерминизма - уверенность в том, что всѐ происходящее имеет причину в человеческом понятии и есть непознанная разумом необходимость. Лаплас: “Всякое имеющее место явление связано с предшествующим на основании того очевидного принципа, что оно не может возникнуть без производящей причины. Противоположное мнение есть иллюзия ума.” Работа «Опыты философии теории вероятности»: «ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, … обширный, чтобы подчинить все данные анализу, обнял бы в одной формуле … всех тел Вселенной наравне; … будущее, так же как и прошедшее предстало бы перед его взором». Это «демон Лапласа». Все предопределено и детерминировано. И будущее и прошлое однозначны. Все это уже снято на пленку и ничего изменить нельзя. Весь окружающий нас мир - это огромная механическая система, начальное состояние которой является точно заданным. 18-19 века были триумфальны для данного вида детерминизма. Триумф прекратился в 20 веке, физика показала, что в природе могут происходить процессы, причину которых трудно определить. Например, процесс радиоактивного распада происходит объективно случайно, а не потому, что мы не можем указать причину из-за недостатка наших знаний. Наука не перестала развиваться, а обогатилась новыми законами, принципами и концепциями, которые показывают ограниченность классического принципа - лапласовского детерминизма.

Дилеммы детерминизм-интетерминизм нет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: