XIII. Русская культура и ее религиозная детерминация

 

Крещение Руси киевским князем Владимиром (988г.). Элементы языческих культурных традиций (славянских, скифских, угро-финских и скандинавских), их переработка мощным византийским влиянием. Сакральная функция древнеболгарского языка на Руси. Византийский канон: русское храмостроительство (софийские соборы в Киеве и Новгороде), постепенное развитие иконописи (привоз Владимирской Богоматери из Византии). Рождение   национального сознания в религиозной форме (Слово митрополита Илариона). Соперничество Киева и Новгорода.

Расцвет агиографии. Житие первых русских святых - Бориса и Глеба. Летописание. Монастыри как центры средневековой культуры. Разделение христианских церквей в 1054 году и непримиримовраждебная позиция древней Руси относительно католицизма.

Национальная катастрофа древней Руси в XIII веке. Первоначальная религиозная терпимость монгольских ханов и «церковный иммунитет». Собирание сил. Непрерывное усиление организующей роли церкви в борьбе за освобождение от ига. Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря, вдохновитель национально-освободительной борьбы, союзник Дмитрия Донского. Заслуги церкви в этой борьбе.

Расцвет религиозного искусства в XV веке. Феофан Грек и Андрей Рублев. Борьба церкви против ересей. Освобождение Руси от ига (1480г.) и результаты двухвекового рабства. Черты восточной деспотии в московской монархии, начиная с Ивана III. Влияние исламской культуры на древнюю Русь, вплоть до фольклора и былинного эпоса. Восточные черты в древнерусской архитектуре. Зарождение великодержавной идеологии, лозунг инока Филофея: «Москва - третий Рим».

Борьба иосифлян и «нестяжателей» внутри русской церкви. Иосиф Волоцкий как идеолог богатой и сильной церкви. Нил Сорский, «первый русский интеллигент», идеолог скитской жизни и личного труда монахов; его призыв к отказу церкви от земельных владений и богатства. Колебания великокняжеской власти в этом споре.

Окончательное торжество иосифлян и осуждение «нестяжателей» поместными соборами русской церкви (начало XVI века). Возрастающая зависимость церкви от светской власти. Обогащение церкви.

Иван Грозный, венчание на царство (1547). Его войны; прославление взятия Казани как религиозного подвига, как реванша христианства над исламом. Насильственное крещение инородцев. Религиозный гнет как неотъемлемая часть политики царей.

Опричный террор Ивана Г розного и тайная оппозиция русской церкви. Убийство митрополита Филиппа опричниками, убийства монахов. Кровавая тирания Ивана IV как модель русской государственности (ср. Петр I, Николай I, Сталин). Основание колониальной империи, захват Иваном Грозным всего бассейна Волги, части Северного Кавказа, Урала и Сибири. Поражение Ивана в   западных войнах (за выход к Балтийскому морю). Центральная роль Ивана Грозного в русской истории. Принципиальный спор с Андреем Курбским.

Развитие русской культуры в XV - XVI веках. Западные влияния (деятельность Аристотеля Фиораванти). Кремль и его соборы. Собор Василия Блаженного в Москве. Соединение жестокого колониального ограбления малых народов с цивилизующей миссией Московской Руси. Поход Ермака и особая роль казачества в покорении Сибири. Сложение Великорусской державы. Учреждение московского патриаршества (1589г.).

Кризис самодержавия при преемниках Ивана Грозного. Смутное время, интервенция поляков и шведов, самозванцы. Роль церкви в освобождении Руси, героическая оборона Троицкого монастыря. Патриарх Филарет и избрание на царство его сына Михаила Романова (1613).

Усиление роли патриаршества в государственном управлении. Пик этой тенденции - правление патриарха Никона. Необходимость обновления церкви, реформа Никона, исправление богослужебных книг. Поддержка Никона царем. Претензии честолюбивого патриарха на высшее руководство государством.

Противодействие национальных консерваторов (староверов) никонианской модернизации. Раскол православного христианства на Руси. Жестокие репрессии против раскольников. Разрыв Никона с царем, падение патриарха-реформатора. Выражение в расколе стремлений к свободе личности. Раскол и восстание Стеньки Разина.

Протопоп Аввакум, вождь раскола и величайший писатель древней Руси. «Житие» Аввакума, написанное им самим (эстетическая революция). Самосожжения старообрядцев. Возникновение религиозно-нравственной оппозиции самодержавию. Тенденции к обмирщению культуры.

Реформы Петра I, модернизация армии, администрации и образования. Презрение к человеку, трактовка масс как материала. Поверхностный характер петровской «европеизации», усиление фискального и крепостнического гнета. Насаждение сверху крупной промышленности как атрибута великой державы (характерная черта всей русской индустриализации, развитие промышленности за счет крестьянства, обогащение государства через обнищание народа). Расцвет светской культуры. Театр и музыка.

Упразднение патриаршества Петром I (1703г.) и постепенное превращение русской церкви в один из инструментов государственной ласти. Превращение царства в империю. Холодная бездушность нового строя. Ослабление религиозного духа в России, гипертрофия обрядности в православии, формализм казенной веры. Позолоченное варварство русского поместного дворянства. Аристократическое презрение к духовенству. Выступление Александра Радищева (1790 г.).

XIX век - золотой век русской культуры. Пушкин, Гоголь и русский роман. Деградация церкви и поиски новой духовности. Пророчества монаха Авеля. Противоречивая деятельность митрополита Филарета. Церковная реакция и зарождение внутрицерковной оппозиции. Кавалерийский генерал как обер- прокурор Синода. Униженное положение русской церкви. Народные святые (Тихон Задонский, Серафим Саровский и др.).

Негласная диктатура Константина Победоносцева в 1881 - 1905 годах. Плачевные итоги церковного рабства. Разрыв между общественным движением и церковью. Антиклерикализм Л.Н. Толстого. Попытка Достоевского обновить и гуманизировать православие; его вражда к иноверию и тайный интерес к старообрядчеству. Дружба с В. Соловьевым. Достоевский и Оптина Пустынь.

Русский религиозный модернизм от Владимира Соловьева до Николая Бердяева. Гениальные русские мыслители Федоров и Флоренский (идея союза религии с наукой).

Демонический характер фаворита последнего царя - Григория Распутина. Заговоры в церкви против Распутина, их неудача. Первоначальная позиция Ленина в вопросах о церкви (согласие на допуск священников-революционеров в партию).

Русская революция 1917 года, крах царизма и церкви. Отделение церкви от государства, сделавшее возможным восстановление патриаршества (1918 г.). Избрание патриарха Тихона (Белавина) - величайшего деятеля в русской церковной истории после Сергия Радонежского.

Война советской власти против церкви, физическое истребление духовенства и порабощение уцелевших. Разгром и разграбление русской церкви, государственный атеизм, осквернение святынь, уничтожение Сталиным храма Христа Спасителя.

Провал попытки уничтожить религию. Компромисс Сталина с церковью (сергианство). Катакомбная церковь.

Восстановление церкви после падения диктатуры. Религиозный ренессанс, оживление религиозной культуры. Актуальные проблемы русской церкви.

Религия и общественная мораль. Взаимоуважение традиционных конфессий. Христианство и ислам в начале XXI века.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: