Возникновение и распространение пятидесятнических церквей в Российской Империи

 

П редшественники пятидесятников в России появились самом начале XX века.

Первым проповедником в России был немец Вильгельм Эбель.

В 1907 году он образовал миссию в Риге и вскоре его учение, дошло до немецкого населения Поволжья. Формально Эбель принадлежал к «Церкви Бога» города Андерсен, штат Индиана, США.

Собственно Пятидесятничество стало распространяться в России из Финляндии, входившей в состав Российской империи. Там общины возникли в 1907 году. В 1908 году журнал евангельских христиан «Христианин» обратил внимание на чрезмерное увлечение первыми двумя главами книги Деяний Святых Апостолов.

Активно работал в Финляндии пастор из Норвегии Томас Баррат. Первыми его последователями стали баптисты, евангелисты, и адвентисты.

Первоначально пятидесятническое движение распространялось с помощью отдельных обращений. Затем в России стали появляться отдельные направления пятидесятничества, принесенное иностранными миссионерами и получившие самостоятельное развитие.

Историю пятидесятничества в России, таким образом можно представить в виде историй отдельных направлений.

1. Направление «единственников», стало первым течением плотно обосновавшемся в России. Их особенность в том, что они признавали Богом только Иисуса Христа и крестили только во имя Иисуса Христа.

В 1911 году в Гессендорфе (Финляндия), возникла группа последователей американского пятидесятника Уршана А. Они вели активную миссионерскую работу и распространялись в глубь России.

В России «единственников» называли еще «христианами в духе «Апостолов» или «смородинцами», но именно одного из ведущих служителей их движения, Н.П. Смородина. Среди других служителей были такие как: А.И. Иванов. Маслов и Степанов. В 1913 году А. Уршана, Н.П. Смородин, А.И. Иванов открыли, в Санкт-Петербурге, представительство (своей) организации «единственников». Занимались активной миссионерской работой, в течение 10 – 20 годов они смогли основать около пятидесяти церквей, в том числе и в Москве.

В годы репрессий на христиан «единственники» переживали большие трудности и существовали на ненаселенном положении. В 1947 году, они легализовались в рамках всесоюзного союза христиан веры евангельской баптистов. Соглашение об этом было подписано самим Н.П. Смородинным.

Смородинцы отрицают троичность и верят в единого Бога, явленного человечеству в лице Иисуса Христа. Крещение во имя Иисуса Христа, на собраниях и богослужениях в молитвах и гимнах используют имена «Бог», «Иисус», «Творец», «Спаситель», считается, что все другие имена были явлены во Христе.

2. Евангельские христиане «сионисты» или «леонтьевцы».

Это движение является чисто русским. Оно не многочисленно и не имеет мирового распространения. Было основано в 1922 году, в одном из сел правобережной Украины, Сергеевке. Его основатель П.В. Коченкова, которая вышла из православия, была баптисткой и потом стала учить о «пятидесятнице». Особенность этого движения учение о земной Палестине. «Сионисты» призывали своих последователей переселяться в Палестину на г. Сион, и там ждать второго пришествия Иисуса Христа.

Особенность этого движения в том, что должность пресвитера может занимать женщина.

3. Евангельские христиане пятидесятники «святые сионисты».

Это второе движение русского происхождения. Также их принято еще называть «мурашковцами», по имени основателя И.П. Мурашко, уроженца Брестской области. Находясь в США, он стал вначале баптистом, затем примкнул к пятидесятникам. В 1932 году в Полесье он образовал церковь. В целом это движение было подобно «леонтьевцам», но было еще менее малочисленной. В настоящее время их представителей в России нет.

4. Церковь христиан «субботников» крещеных Духом Святым. Это движение возникло в 20-ых годах в Западной Украине. Их центром стал город Кременец. Они издавали журнал «строитель церкви Бога», их численность росла в результате прихода пятидесятников других тонов.

Особенность этого движения; почитание святого дня субботы, и братское лобызание.

5. Воронаевско – шмидтовское направление. Это направление является основным и магистральным для пятидесятничества России. Оно возникло параллельно с «единственниками», но несколько позже. Оно имеет два независимых источника: движение, основанное в 1921 году в Одессе Иваном Воронаевым, и движение, основанное в 1924 году в Тернопольской области г. Шишупен.

Для Воронаевцев характерно омовение ног перед хлебоприломлением, поэтому их часто называют «омывающими». Воронаев родился 1885 году в селе Непплюево, Троицкого округа, Уральской губернии. В 1906 году он поступил на воинскую службу в Оренбургский казачий полк. Там он крестился, приняв баптизм, затем бежал из армии. Позже он женился на баптистке и бежал в США. Там он стал активно проповедовать среди русскоязычного населения Лос-Анджелеса, Нью–Йорка и так далее.

В 1919 году примкнул к пятидесятникам из Ассамблей Бога и в начале 1920 года открыл русское представительство Ассамблей Бога. В 1921 году Воронаев со своим спутником Г. Колтовичем прибыли в Одессу, и через год открыли молитвенный дом. Миссия получила огромный успех. В 1924 году в Одессе был создан союз христиан веры евангельской ХВЕ. В течении нескольких лет ХВЕ распространял свою работу по всей Украине, и стал распространять свою работу по всей Украине, и стал распространяться в России. В 1926 году был создан первый Российский союз пятидесятников. В 1927 году союз насчитывал более 350 – ти общин, в которых было 17 тысяч прихожан.

Развиваясь в трудных социально – политических условиях советского союза, ХВЕ, как и другие христиане пережил драматическую судьбу. В 1929 году ушел на нелегальное положение. Иван Воронаев был репрессирован, и, в конце концов, умер в заключении.

Параллель курсом развивался и другой союз ХВЕ или «неомывающ». Это направление названо по имени основателя или одного из лидеров Г. Шмидта. В их практике омовение ног происходит только в великий четверг страстной неделе.

«Шмидтовцы» образовались в начале 20-х годов на западной Украине, входившей тогда в состав Польши. Его основатели И. Геррис, Т. Нагорный, П. Имчук и другие проповедники «полного евангелия», которые находились на заработках в США, приняли там новую веру и окончили пятидесятническую семинарию. В 1924 году в городе Кременец состоялся съезд пятидесятников и был учрежден союз христиан евангельской веры, при содействии Ассамблей Бога. С 1927 года союзом руководил Г. Шмидт. После присоединения земель Польши к СССР «шмидтовцы» перегруппировались в союз христиан веры евангельской Украины, Белоруссии, Литвы.

 Также как и другие «шмидтовцы» были репрессированы в годы СССР.

Между «воронаевцами» и «шмитдовцами» существуют некоторые обрядовые разногласия, но они вызывают, каких – то, проблем в отношении друг с другом, и не мешают входить в один союз. Различия остаются, но за период гонений сложились фактически общие для двух направлений. Благодаря этому «воронаевцы» и «шмидтовцы» составляют фактически одно движение.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: