Возрождение пятидесятнических организаций в Российской Федерации

 

Э тот период будет охватывать конец XX, начало XXI веков. Современная история будет рассмотрена на примере трёх союзов. Первый – это союз христиан веры евангельской пятидесятников СХВЕП во главе с Павлом Александровичем Окарой (епископ). Второй – это объединённая церковь христиан веры евангельской пятидесятников во главе с Иваном Петровичем Федотовым (епископом) ОЦХВЕМ или «федотовцы». Третий – это российский объединённый союз христиан веры евангельской РОСХВЕ во главе с Сергеем Васильевичем Ряховским (епископ). Кроме этих трёх союзов существуют и другие союзы, но они не имеют интереса для исследования, потому что, все необходимые процессы можно исследовать на примере этих трёх союзов.

Смена политического режима и новая конституция Р.Ф., закончила эпоху гонений и преследований для пятидесятников, и вмести с этим, предоставили широкие возможности для реализации своей традиционно-активной социальной позиции. Кроме российских пятидесятников, этого момента ждали и пятидесятники заграницы. Для них это было также желанно и необходимо, т.к. очень долго велись подготовки к миссионерской работе в России. В истории известны многие случаи, когда, не смотря на «железный занавес», в Россию контрабандным путём ввозились библии, либо печатные станки и т.п. (Давид Хассевэй, Валерий Баранов и др.). Таким образом, в конце XX века появилось очень много разных по происхождению и стилю богослужения пятидесятнических церквей. Практически все церкви объединены в союзы и ассоциации. Большинство имеют государственную регистрацию в соответствии с законом о регистрации религиозных объединений 1997 года. Большое количество новообразованных церквей, не имеющие 15-ти летнего срока жизни в России, вошли в те или иные союзы получившие государственную регистрацию.

Современная история образования союзов пятидесятников начинается с 1989 года, когда произошло отделение зарегистрированных пятидесятников от баптистов. В мае 1990 года был учреждён союз христиан веры евангельской пятидесятников Российской федерации. А в 1991 году был создан обыденный союз во главе с Романом Биласом. Он объединял пятидесятнические союзы СНГ, по сути, выполнял чисто формальные функции.

В 1990 году, так же, произошло значительное событие, разделившее пятидесятников на традиционных и не традиционных, новых. Выходец из не регистрированного братства «федотовцев» С.В. Ряховский организовал отдельную церковь «Церковь Божья», которая в последствии переросла в РОСХВЕП Российский объединённый союз христиан веры евангельских пятидесятников. С самого начала «Церковь Божья» была независима от СХВЕИ и включала в себя общины с более свободным стилем служения. По мере своего роста союз Ряховского всё более включал в себя общины, с более свободным стилем служения или харизматического толка, в отличие от СХВЕП, который считался более традиционным. Большинство харизматических общин образовались иностранными миссиями, такими как: «Церковь Божья», Бразилия: епископ Мартинс Соуза Жозе Арондо; «Слово жизни», Швеция: пастор Ульф Экман; «Церковь полного евангелия», в Йодо Корея: пастор Дэвид Йонги Чо; ассоциация «Благая весть»: пастор Рик Ренер; и многие другие.

В отличие от РОСХВЕП, союз СХВЕП продолжал сохранять свою консервативную позицию, но, тем не менее, в союзе были свои преобразования. Более молодые служители стали придерживаться более прогрессивных взглядов и вследствие этого в союзе произошло разделение на «благодатников» и «законников».

Не смотря на разные позиции, между этими союзами сложились довольно тесные отношения. Дошло до того, что в 1997 году, в связи с выходом закона о регистрации, между В. Мурзой и С. Ряховским вели переговоры о возможностях создания единого союза пятидесятников. Однако это предприятие было невозможным в то время, из-за несогласия многих харизматических лидеров союза С. Ряховского.

Интересно отметить позицию В.Мурзы в отношении «харизматов». Он считает, что харизматическое движение это, прежде всего, хороший инструмент в Евангелизации России. На этом основании могут вырасти многие церкви евангелического направления. По его мнению, роль упорядочения харизматического движения, в большей степени, играет РОСХВЕП. Разница, на его взгляд, между пятидесятниками и харизматами, состоит в форме Богослужения. Некоторые из них, такие как танцы, во время служения, В.Мурза считает грехом.

С одной стороны, консервативная позиция союза В. Мурзы, не позволяет распространяться харизматическому движению внутри союза, а с другой она помогает в конце 90-ых наладить диалог с «федотовцами». Сближение их мировоззренческих позиций привело к тому, что епископ «не регистрированных» И.Федотов поручил В.Мурзе, представлять свои интересы перед государственной властью.

Таким образом, работа пятидесятников в России в конце XX века, имела внешнее направление. Основной упор делался на евангелизационную и миссионерскую работу, а также на административную организацию. И на сегодняшний день Пятидесятничество одно из крупнейших христианских деноминаций в России и имеет жизнеспособную административную структуру.

В начале XXI века, в среде пятидесятников, можно проследить уже другие тенденции. Во-первых - это тенденция к межцерковному и межденоменационному объединению или взаимодействию, на основе общих для всех протестантов ценностей и необходимости выживания. Во-вторых - это развития внутрицерковной работы (попечения утверждения определённого учения, развития института священства).

Существующие на сегодняшний день союзы пятидесятников можно охарактеризовать следующим образом:

· Союз христиан веры евангельской пятидесятников во главе с П. Окарой.

Этот союз является объединением традиционных, умеренных общин пятидесятников России. Они относятся к воронаево-шмидтовскому направлению. Союз ведёт свою историю от Одесского союза ХВЕ, созданного в 1924 году. В союзе существуют харизматические общины, но их меньшинство. В основном эти общины образовались внутри союза в результате «законничества» в некоторых общинах. Другие вошли в союз после 1997 года.

СХВЕП сохраняя своё консервативное лицо, активно сотрудничает с другими союзами и объединениями. Благодаря позиции В.Мурзы СХВЕП за 90-ые годы стал открытой организацией с либеральной административной политикой. Реальная власть в союзе принадлежит не руководству, а региональным лидерам на местах (епископам пресвитерам). Союз включает в себя 46 региональных объединений во главе со старшими пресвитерами. Союз входит в евразийский союз во главе с Н.А. Мельником, а евразийский союз является членом европейского комитета пятидесятников.

 Церкви СХВЕП ведут активную работу. Существуют различные направления служений. В принципе служение достигает практически все слои общества и любые возрасты (дети и молодежь, обыватели и политики, бомжи и бизнесмены, наркоманы и т.д.). При союзе действует ценная сеть образовательных школ и колледжей, дающих духовно-нравственное воспитание. Также существует большая сеть реабилитационных центров для наркоманов. Существует служение инвалидам, бездомным. Ежегодно проводятся разные конференции, организуется совместный отдых в летних лагерях и многое другое.

· Объединённая церковь христиан веры евангельской пятидесятников ОЦХВЕ, «федотовцы».

Руководит этим союзом один из авторитетнейших лидеров пятидесятничества И. Федотов. Союз берёт своё начало также от Одесского союза ХВЕ. Церкви этим союзом подчёркивают свою традиционность, для пятидесятничества в целом, традицию рукоположения своих епископов от И. Воронаева.

Пройдя в советское время эпоху репрессий, союз до сих пор остаётся на нелегальном положении. Они критикуют харизматические церкви, считая их заблуждением.

Крайне консервативная позиция отразилась на составе союза. В основном это крайне-консервативные общины. Их состав преимущественно взрослые люди. Очень мало молодёжи, в основном это дети верующих.

Тем не менее, именно из «федотовцев» вышли многие современные харизматические лидеры, такие как: Сергей Ряховский и Павел Савельев.

· Российский объединённый союз христиан веры евангельской пятидесятников РОСХВЕП во главе с Ряховским С. В.

Этот союз образовался во время «перестройки». Образовался на базе союза «федотовцев» при содействии Бразильской миссии «Церковь Божья». В 1990 году, новообразованная церковь во главе с Ряховским С. В. (епископом) и П. Савельевым (епископом) отделились от союза И. Федотова, образовав ассоциацию независимых церквей «Церковь Божья». Вокруг нового стали объединяться различные новообразованные церкви и миссии, которые в 1995 году объединились в Российский Союз ХВЕ «Церковь Божья».

В 1996 году в союзе стали готовить новый проект, с целью объединения разрозненных протестантских церквей и объединений перед угрозой дискриминации со стороны властей. В этом активно содействовала американская ассоциация «духовное возрождение» (президент – Питер Дейнена). С Российской стороны основным организатором РОСХВЕП выступили Христианский юридический центр (глава Владимир Ряховский, брат епископа С. В. Ряховского), Институт религии и права (директор Анатолий Пчелинцев) и ряд российских харизматических церквей. В 1997 году, после принятия закона о регистрации религиозных объединений, в союз Ряховского влились многие харизматические общины, ассоциации и миссии. Это позволило в мае 1998 года, на генеральной конференции церквей создать РОСХВЕП по принципу автономной регистрации. Союз включил в себя 12 Христианских ассоциаций и союзов: пятидесятников, харизматов, пресвитериан, методистов.

РОСХВЕП является зонтичной структурой для множества отдельных союзов и церквей. Он обладает широкой идеологией, позволяющей входить в состав союза любой новой общине евангельского направления, признающий дары Святого Духа или говорение на иных языках. Каждая церковь в союзе обладает собственными миссионерскими и социально-политическими целями, поэтому союзу отводится координирующая, административная роль.

Особенность союза в том, что члены союза могут иметь членство и в других союзах и объединениях.

Имеет смысл отметить идейную позицию Сергея Ряховского. Он считает, что развитие протестантизма в России будет происходить параллельно с развитием православия. Он признаёт духовное значение РПЦ и считает, что если основными деятелями евангелия в возрождении России будут одни пятидесятники и харизматы, то евангелие не будет воспринято всеми жителями России. С. Ряховский считает, что в РПЦ есть рациональное зерно, и оно базируется на мистике.

Для политики Ряховского характерно лояльное отношение не только к РПЦ, но и к государственной власти. Целью каждой церкви должно быть позитивное влияние на социально экономическую и общественную жизнь, однако церковь не должна на прямую проводить какие-то свои решения через политиков.

На 2000 год в РОСХВЕП входило около 1200 церквей по всей России. Их численность около 200 тысяч членов.

Подводя итог этой главы, важно будет сказать о создании в 2002 году Консультативного совета глав протестантских церквей. Его инициаторами выступили РОСХВЕП, РСЕХБ российский союз евангельских христиан баптистов во главе Ю. Сипко, Западно-Российский союз адвентистов седьмого дня во главе с В. Столяром, СХВЕП во главе с П. Окарой. Эти союзы объединяют в себе около 85% всех протестантов России.

Это показательно и характеризует работу, проведённую протестантами во время реформ государства, как своевременную и плодотворную.

 

«Во всей истории человечества – говорит Питер Вагнер, профессор университета США – никогда не было такого неполитического, немилитаристского добровольного человеческого движения, которое бы так быстро выросло, как пятидесятническое и харизматическое движения в последние 30 лет».

Подводя итог этой главе, необходимо сказать, что Пятидесятничество не как обособленная, замкнутая сама в себе церковь, а как широкое движение, целью которого было стать достоянием любой и каждой христианской деноминации. Но оно не было принято. Последователей Пятидесятницы стали «изгонять из синагог», им запретили проповедовать, их отлучали и поносили. Но, не смотря на все это, движение Пятидесятников оказало и продолжает оказывать, особенно в последние годы, очень большое влияние на другие деноминации. Год от года ширится в мире так называемое харизматическое движение. Оно представляет собой проникновение пятидесятнического богословия в среду других деноминаций и образование «пятидесятнических церквей внутри других церквей»: в среде католиков, англикан, лютеран, баптистов, методистов и других церквей образуются группы верующих, которые исполнены Духом Святым, которые упражняют духовные дары, но которые не порывают связи со своей деноминацией, не называются пятидесятниками, не выходят из своих церквей, а, оставаясь их членами, ведут свои благодатные разъяснительные проповеди, оказывают большое влияние на свои общины. 

На последнем Всемирном Конгрессе пятидесятников в Сеуле руководство Всемирного пятидесятнического движения заявило, что сейчас в мире насчитывается 540 миллионов пятидесятников.

 

 

Заключение

       П ятидесятническое движение, как одно из направлений протестантизма, возникает в результате реформации религии, в США, получившее большой размах в конце 19 века, подчеркивая важность харизматических проявлений в жизни церкви и каждого верующего человека индивидуально, логически развивая общий вектор направленности возврата к первохристианскому образцу вероучения и практики церковной жизни.

 

Пятидесятничество, имея яркий реформаторский характер, занималось активной миссионерской деятельностью. Результатом этой деятельности стали многие церкви по всему миру, в том числе и в России. В начале двадцатых годов 20 века, учение пятидесятников распространилось практически по всей России.

 

В дореволюционной России этот процесс отличается тем, что были люди, переселившиеся в Россию и исповедавшие данную религию, а также тем, что государство не запрещало данную религию, хотя и не оказывало ей поддержки.

 

Советский период оказался тяжелым для всех христиан и для пятидесятников в том числе. Пятидесятнические церкви с весьма активной социальной позицией, большой миссионерской работой, столкнувшись с политическим режимом КПСС, потеряли одну из важных сфер своей жизнедеятельности. Большинство верующих перешло на нелегальное положение. В 30-40 годы в Советском Союзе не было официальных организаций пятидесятников. Практически вся работа как духовного, так и социального плана осуществлялась в сфере своих единоверцев. Смягчение государственной политики по отношению к религии произошло во время Второй Мировой войны. Все же основная масса пятидесятнических общин находилась на нелегальном положении.

 

Смена политического режима и новая конституция Р.Ф., закончила эпоху гонений и преследований для пятидесятников. В современный период появились условия общественного и политического характера, способствующие более бурному распространению Пятидесятничества в России.  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: