Общая характеристика программы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа составлена на основании учебной программы для внешкольных учреждений по спортивной борьбе (классическая, вольная, самбо, дзюдо) (Б.А. Подливаев) и дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы физкультурно-спортивной направленности по САМБО (С.Е. Табаков) в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. №12-ФЗ, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.95 г. №233) и Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей, утвержденными на заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей Минобразования России 03.06.2003, устав МКОУ ДО ДДТ «Мозаика» города Орлова.

Настоящая программа предназначена для кружков по борьбе САМБО и содержит рекомендации по построению, содержанию и организации тренировочного процесса борцов подготовительной группы.

Борьба самбо – один из популярнейших среди молодежи видов спорта, имеющий огромное воспитательное, оздоровительное и прикладное значение. Занятия борьбой в полной мере обеспечивают: укрепление здоровья и всестороннее гармоничное развитие юных спортсменов и их физической подготовленности; формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а так же необходимых в быту, трудовой и оборонной деятельности; вооружение юных спортсменов специальными знаниями; нравственное воспитание юных спортсменов; воспитание основных психических качеств; привитие навыков личной и общественной гигиены, подготовку инструкторов-общественников и судей по борьбе.

Цель программы - всестороннее гармоничное развитие подрастающего поколения, владеющего приемами самообороны и навыками ведения поединков.

Программный материал предполагает решение следующих основных задач:

Воспитательные:

- воспитание общественной активности у обучающихся;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание целеустремленности, духовности, уважения к историческому прошлому, патриотизма.

Образовательные:

 - выработка представлений о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

- освоение знаний о личной гигиене, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических координационных и кондиционных способностей;

- освоение знаний об истории спортивной борьбы, видах борьбы их отличиях по правилам;

- формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, составляющих основу техники и тактики борьбы, а также необходимых в быту, трудовой и оборонной деятельности; вооружение юных спортсменов специальными знаниями;

- обучение навыкам самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Развивающие:

- развитие координационных (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесие, ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве) и кондиционных (скоростные, скоростно-силовые, выносливость, гибкость) способностей;

Оздоровительные:

- укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма;

- освоение и выполнение правил поведения, личной гигиены, гигиены мест занятий и предупреждения травм на занятиях борьбой САМБО.

Особенностью данной программы является преемственность и интеграция общего и дополнительного образования на протяжении всего периода обучения. Содержание Программы группируется вокруг базовых национальных ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации выдающихся соотечественников, уникального комплекса физического воспитания, что позволит привить обучающимся патриотические взгляды, культуру здорового образа жизни. Программа направлена на физическое развитие подрастающего поколения, формирование готовности защищать свою Родину.

В Программе заложен огромный потенциал САМБО, созданного на основе национальных видов борьбы народов Советского Союза. Самозащита без оружия – это система философии справедливости, сдержанной силы, разумной социальной стабильности и жизнеспособности.

Программа разработана на основе базовых и наиболее безопасных элементов САМБО с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. Контактность данного вида спорта диктует четкое соблюдение требований по обучению, указанных в программе.

 

Общая характеристика программы.

Программа ориентирована на обучающихся в возрасте от 9 до 17 лет.

Срок реализации программы – 5 лет

Оптимальная наполняемость групп - 14 человек.

На занятия отводится 6 часов в неделю: 3 раза по 2 часа.

В объединение борьбы САМБО принимаются мальчики и девочки, желающие систематически заниматься борьбой, прошедшие обязательный медицинский контроль и допущенные к занятиям врачом. Начальный возраст занятий борьбой 9 лет, но не исключено начало занятий борьбой в 8 лет, если ребенок обладает физическим развитием, необходимым для занятий борьбой. При комплектовании групп учитывается возраст, физическая подготовка воспитанников, их вес, рост.

Прием начинающих в кружок производится в сентябре каждого года. Однако это не исключает возможности приема и доукомплектования учебных групп на протяжении первых двух месяцев занятий. А при наличии у ребенка умений, необходимых для занятий борьбой, возможно его зачисление и в течении учебного года.

Важнейшим требованием проведения занятия является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к воспитанникам с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Весь учебный материал программы распределен в соответствии с принципом последовательного и постепенного освоения практических умений и навыков.

Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10-20 мин в начале практического урока). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и другими наглядными пособиями.

Исходя из цели, практические занятия подразделяются на учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и контрольные. Цель учебных занятий заключается в усвоении нового материала. В процессе учебно-тренировочных занятий не только разучивают новый материал и закрепляют пройденный ранее, но большое внимание уделяют повышению общей и специальной выносливости. Тренировочные занятия целиком посвящаются эффективности выполнения ранее изученных движений и повышению выносливости. Контрольные занятия проводятся в форме соревнований с целью проверки уровня готовности юных спортсменов. На таких занятиях принимаются зачеты по технике и физической подготовке, проводятся контрольные схватки и квалификационные соревнования на присвоение очередного разряда. Контрольные занятия позволяют оценить качество проведенной учебно-тренировочной работы, успехи и недостатки отдельных борцов в уровне психической, физической и технико-тактической подготовленности. Контрольные занятия обычно завершают изучение определенного раздела учебной программы, а так же применяются для коррекции состава команды или проверки качества работы тренера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: