Методические рекомендации

В процессе совершенствования техники и тактики борьбы в стойке необходимо последовательно решать следующие задачи: разучивание приема на месте на несопротивляющемся партнере; разучивание в движении без сопротивления; отработка приема на месте с сопротивлением партнера после начала приема (партнер дает взять захват, не меняя исходное положение); отработка в движении с сопротивлением партнера после начала приема; отработка в учебной схватке с регулированием сопротивления; отработка в учебно-тренировочной схватке с ограничением сопротивления; отработка в учебно-тренировочной схватке с проведением соперником контрприемов; отработка в тренировочной схватке с партнером меньшего веса, меньшей квалификации, более слабым; отработка в тренировочной и соревновательной схватках с равным соперником; отработка в тренировочной схватке с соперником большего веса, высшей квалификации, более сильным.

При изучении техники борьбы в партере последовательно решаются следующие задачи: разучивание приема без сопротивления, отработка в учебно-тренировочной схватке с более легким или более слабым соперником; отработка в тренировочной схватке с равным партнером; отработка в соревновательной схватке; отработка в тренировочной схватке с более сильным партнером (большего веса, высшей квалификации).

Большое значение для физического совершенства и повышения мастерства юных борцов имеют самостоятельные занятия, включающие в себя: утреннюю гигиеническую гимнастику, беговую тренировку, плавание, греблю, езду на велосипеде, игры на свежем воздухе.

Задача тренера состоит в том, чтобы научить занимающихся правильно планировать тренировочные нагрузки в недельных циклах тренировки, вести дневник с заданиями на неделю и показателями самоконтроля. Тренеру необходимо накапливать данные о физической подготовленности занимающихся, чтобы своевременно вносить коррекцию в контрольные нормативы в зависимости от веса, возраста и квалификации занимающихся. Особенно важна такая коррекция для борцов тяжелых весовых категорий.

Занятия любым видом спорта, а борьбой в особенности, требуют систематического врачебного и педагогического контроля за состоянием здоровья занимающихся, ростом их физической и специальной подготовленности, эффективности учебно-тренировочного и воспитательного процесса.

В процессе занятий юные борцы наряду с двигательными навыками должны приобретать теоретические знания, формировать характер, организационные, инструкторские и судейские навыки, необходимые для работы в кружке, в школе, для судейства соревнований по борьбе.

У юных спортсменов необходимо воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, коллективизма, патриотизма, сознательное и добросовестное отношение к своим обязанностям, дисциплинированность и организованность, уважение к товарищам и к окружающим. Особое внимание следует обратить на воспитание активной жизненной позиции, принципиальности.

Необходимыми условиями для успеха воспитательной работы являются: своевременное начало занятий, четкая организация, систематический контроль, требовательное отношение к пропуску занятий, нарушениям дисциплины и выполнению правил поведения и внутреннего распорядка.

Важными воспитательными факторами являются: личный пример тренера, история борьбы, биография выдающихся тренеров и спортсменов, достижения борцов нашей страны и других стран на международной арене.

Большие возможности в организации воспитательного процесса с юными борцами заключаются в установлении постоянных связей преподавателя, тренера с родителями и учителями, контроле за успеваемостью занимающихся, за организацией их досуга, за их духовным ростом.

Для формирования активной жизненной позиции важно чаще привлекать каждого занимающегося к общественной жизни группы, коллектива, для чего можно рекомендовать ввести следующие постоянные поручения: староста, капитан, помощник тренера, член редколлегии, культорг, казначей, летописец, фотограф, физорг и др. Задача тренера – разъяснить каждое поручение, подчеркнуть его важность и значение для коллектива, распределить обязанности с учетом индивидуальных особенностей, осуществлять постоянный учет поручений и контроль за их выполнением.

Для сплочения коллектива группы можно рекомендовать совместные прогулки, экскурсии, посещения выставок, музеев, кино, театров и т.п. Большое воспитательное значение имеют походы, совместные уборки зала, участие в различных соревнованиях.

Проведение занятий борьбой возлагается на опытных тренеров и инструкторов, имеющих специальную подготовку. Во время организации и проведения занятий следует особое внимание обратить на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.

Занимающиеся борьбой обязаны проходить медицинский осмотр в начале учебного года, а также перед участием в каждом соревновании.

К соревнованиям любого масштаба допускаются борцы старше 11 лет с подготовкой не менее года. Борцы 14-17 лет могут допускаться к соревнованиям с предварительной подготовкой 4-5 месяцев при условиях сдачи контрольных нормативов, владения в совершенстве техникой самостраховки при падении и техникой выполнения любых бросков вперед, назад, в сторону.

 

 

Список литературы

Башкиров В.Ф. Возникновение и лечение травм у спортсменов. М., 1981.

Борьба самбо. Правила соревнований. М., 1981.

Вахин М. Дзюдо: основы тренировок. Минск, 1983.

Гулевич Д.И., Степанов О.С. Организация и судейство соревнований по борьбе дзюдо. М., 1983.

Елисеев С.В. Спортивно-педагогическая адаптология борьбы самбо: метод. рекомендации /С.В. Елисеев, В.Н. Селуянов, С.Е. Табаков. М.: ЗАО «ЛИКА», 2004.

Зезюлин Ф.М. Система самбо: учебное пособие. – Владимир: Собор, 2008.

Ионов С.Ф., Цмпурский И.Л. Организация и судейство соревнований по борьбе самбо. М., 1983.

Письменский И.А. и др. Многолетняя подготовка дзюдоистов. М., 1982.

Полубинский В.Н., Сенько В.М. Борьба самбо. Минск, 1980.

Рудман Д.Л. Самбо. М., 1979.

Рудман Д.Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Нападение. М., 1982.

Рудман Д.Л. Самбо. Техника борьбы лежа. Защита. М., 1983.

Чумаков Е.М. Борьба самбо: справочник /Е.М. Чумаков. – М.: Физкультура и спорт, 1985.

Чумаков Е.М. Сто уроков самбо. М., 1998.

Чумаков Е.М. Тактика борца-самбиста /Е.М. Чумаков. – М.: Физкультура и спорт, 1976.

Чумаков Е.М. Физическая подготовка борца /Е.М.Мумаков. – М.: РГАФК, 1996.

Филин В.П., Фомин Н.А Основы юношеского спорта. М., 1980.

Хрущев С.В., Круглый М.М. Тренеру о юном спортсмене. М., 1982.

Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борца. М., 1979.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: