Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

В том числе:
Контрольные работы.

тема I полугодия: «Музыка и литература»

17  
1. 1. Что роднит музыку с литературой. 1  
2. 2.

Вокальная музыка.

 

3

 
3. 3.  
4. 4.  
5.

5.-6.

Фольклор в музыке русских композиторов.

 

2

 
6.  
7. 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки. 1  
8. 8.

Вторая жизнь песни.

2

 
9. 9.  
10. 1. Всю жизнь мою несу родину в душе… 1  
11. 2.

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2

 

 
12. 3.  
13. 4. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. 1  
14. 5. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. 1  
15. 6. Музыка в театре, кино, на телевидении. 1  
16. 7. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. 1  
17. 8 Э.Л. Уэббер «Кошки» 1 1

тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

18  
18. 1. Что роднит музыку с изобразительным искусством. 1  
19. 2. Небесное и земное в звуках и красках. 1  
20. 3.

Звать через прошлое к настоящему.

2

 
21. 4.  
22. 5.

Музыкальная живопись и живописная музыка.
Проектная деятельность.

2

 
23. 6.  
24. 7. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. 1  
25. 8. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. 1  
26. 9. Волшебная палочка дирижера. 1  
27. 10. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. 1  
28. 1. Застывшая музыка. 1  
29. 2. Полифония в музыке и живописи. 1  
30. 3. Музыка на мольберте. 1  
31. 4. Импрессионизм в музыке и живописи. 1  
32. 5. О подвигах, о доблести и славе... 1  
33. 6. В каждой мимолетности вижу я миры… 1  
34. 7. Мир композитора. С веком наравне. 1 1
35. 8. Заключительный урок – обобщение. 1  

Итого:

  35 2

Поурочное планирование:

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Контрольно-оценочная деятельность

вид форма

Тема I полугодия: «Музыка и литература»

1     Что роднит музыку с литературой. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний     Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства. Реальная жизнь – источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация – единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация – язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе. · М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», · Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия»; · П.Чайковский. Симфония №4; · Э. Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт» Входной Устный опрос
2    

Вокальная музыка. Комбинированный урок

Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня. · Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева. · Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева. · П. Аедоницкий, сл. И. Шаферана «Красно солнышко»; текущий устный опрос
3     Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни). Народная песня, ее жанры и особенности. Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма Русские народные песни: · «А мы просо сеяли», · «Бояре, а мы…», · «Уж ты, поле мое»; текущий устный опрос
4     Вокальная музыка. Комбинированный урок Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс. Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. · Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. · Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова текущий устный опрос
5     Фольклор в музыке русских композиторов. Урок обобщения и систематизации знаний Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки. Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народнопоэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка. · Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов. · «Колыбельная» А. Лядов. тематический устный опрос
6     Фольклор в музыке русских композиторов. Урок обобщения и систематизации знаний. Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народнопоэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита. · Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков. текущий устный опрос
7     Жанры инструментальной и вокальной музыки. Урок закрепления нового материала. Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы. Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность. · Вокализ. С. Рахманинов. · Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов. · Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский. · Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.                                                                                                . · Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. · Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга перевод A.          Плещеева. тематический устный опрос практика
8    

Вторая жизнь песни.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование. Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка. · Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский. · Веснянка, украинская народная песня. · Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ. текущий тест практика
9     Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле. Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа. · Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. тематический устный опрос
10     Всю жизнь мою несу родину в душе… Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы. Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата. · Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B. Гаврилин · Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака. · Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина. текущий устный опрос практика
11    

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Комбинированный урок.

Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф. Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюд а, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной. · «Этюд №12» Ф. Шопен · «Прелюдия№7» Ф. Шопен · «Прелюдия№20» Ф. Шопен · «Вальс №7» Ф. Шопен текущий устный опрос  
12     Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. (В. Моцарт – Ф. Шопен) Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием · Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.А. Моцарт. · Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт. · Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт. · Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт. текущий устный опрос рисунок
13     Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору. Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль).  Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет. · Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков. тематический устный опрос отзыв
14     Второе путешествие в музыкальный театр. Балет. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы. Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы. · Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский. · Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.   текущий устный опрос практика
15     Музыка в театре, кино, на телевидении. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.   Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении. Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм. · Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский. · Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский. текущий устный опрос  
16 17     Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл. Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки. · Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер. · Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского. тематический Тестирование Оформление афиши

Тема II полугодия: «Музыка и изобразительное искусство»

18     Что роднит музыку с изобразительным искусством. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.     Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические). Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. · Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина. · Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов. тематический устный опрос
19     Небесное и земное в звуках и красках. Комбинированный урок. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве. Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение A capella. Хор. Солист. · «Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский · «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов · «Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно · «Ave Maria» Дж. Каччини · «Ave Maria»  Ф. Шуберт текущий устный опрос
20    

Звать через прошлое к настоящему.

Урок закрепления нового материала.

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст) Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: · «Песня об Александре Невском» · хор «Вставайте, люди русские» текущий устный опрос
21     Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития. Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: · «Ледовое побоище» · «Мертвое поле» · «Въезд Александра во Псков» текущий устный опрос
22    

Музыкальная живопись и живописная музыка.

Урок обобщения и систематизации знаний.

 

Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различные исторические эпохи, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.  В паре составить музыкально-литературную композицию, используя в ней романсы С.В. Рахманинова, стихи поэтов, отрывки прозы писателей вашего края. Исполнить ее перед одноклассниками. · Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли). · Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева. текущий Защита проектов  
23     Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различные исторические эпохи, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф. Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок. · «Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова · «Фореллен – квинтет» Ф. Шуберт. тематический устный опрос
24     Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Комбинированный урок Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей. · Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов. · Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов. · Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов. · Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. текущий устный опрос практика
25     Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Урок обобщения и систематизации знаний. Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
  • Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).
  • Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.
  • Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
  • «Скрипка Паганини» В. Мигуля.
текущий тест практика
26     Волшебная палочка дирижера. Комбинированный урок. Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров. Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер. · «Музыкант» Б. Окуджава тематический итоговый устный опрос
27     Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. Комбинированный урок. Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии. Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка. · Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.   устный опрос практика
28     Застывшая музыка. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка. · Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах · Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах · «Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский · «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов текущий устный опрос  
29     Полифония в музыке и живописи. Урок обобщения и систематизации знаний. Музыка И. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга. · И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор), · Аве Мария. · М.К. Чюрленис. Фуга. текущий устный опрос рисунок
30     Музыка на мольберте. Комбинированный урок Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М. Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante. · М.К. Чюрленис. Фуга. · М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор, · М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море». тематический устный опрос отзыв
31     Импрессионизм в музыке и живописи. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К. Дебюсси. Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы. · «Детский уголок» К. Дебюсси · «Диалог ветра с морем» К. Дебюсси · «Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н. Римский - Корсаков текущий устный опрос практика
32     О подвигах, о доблести и славе... Комбинированный урок. Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические. Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский: · «Помните» · «Наши дети» · «Реквием» стихи Р. Рождественского. тематический устный опрос  
33     В каждой мимолетности вижу я миры… Комбинированный урок. Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке. Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия · С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10) · М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»: - «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В. Гартмана. Текущий Тестирование Оформление афиши
34     Мир композитора. С веком наравне. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве, и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. Слушание и исполнение произведений по желанию детей. текущий устный опрос беседа
35     Заключительный урок – обобщение. Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства. текущий Контрольная работа

Класс

Содержание курса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: