Поурочное планирование

№ урока

Дата

Дата

Тема урока

Тип урока

Элемент содержания

Контрольно-оценочная деятельность

вид форма

Тема I полугодия: «Мир образов вокальной и инструментальной музыки»

1     Удивительный мир музыкальных образов. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-беседа. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе. · Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. · Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. · Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова. · Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина. Вход ной устный опрос
2     Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Комбинированный урок.Урок-беседа Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки – романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса. · Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова · Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. · Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народ­ные. · Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. · Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев. текущий устный опрос
3     Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный.

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.

Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.  Проект «Романсы М.И. Глинки на стихи А.С. Пушкина».

· Д. Тухманов Д., сл. М. Ножкина «Россия».

· М. Глинка, ст. А.С. Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».

· М. Глинка. «Вальс-фантазия».

· «Вальс» из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица»

· «Вальс» из балета С.С. Прокофьева «Золушка».

текущий защита проектов
4     Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. Комбинированный урок.Урок-беседа. текущий устный опрос
5     «Уноси мое сердце в звенящую даль…». Урок комплексного применения ЗУН. Традиционный. Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы – С.В. Рахманинов. Лирические образы романсов С.В. Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В. Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке. · С.В. Рахманинов, сл. Е. Бекетовой. «Сирень». · С.В. Рахманинов, сл. Г. Галиной. «Здесь хорошо». · С.В. Рахманинов «Островок». · Ю.Визбор «Лесное солнышко». тематический устный опрос
6     Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Урок изучения и первичного закрепления новых знанийТрадиционный. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин. Творчество Ф.И. Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И. Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина. · М.И. Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина. · М.И. Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин». · Н.А. Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы «Садко». · Ю.Визбор «Лесное солнышко». текущий устный опрос
7     Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Комбинированный Урок-лекция. Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя). · РНП «Матушка, что во поле пыльно». · М. Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П. Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина». · М.И. Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин». · М.И. Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин». · А. Морозов, сл. Н. Рубцова «В горнице». тематический устный опрос практика
8     Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Комбинированный урок. Традиционный. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф. Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены. · М.И. Глинка Венецианская ночь в исп. Н. Дорлиак · Ф. Шуберт «Форель». · Ф. Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете». · Ф. Шуберт Серенада (№4 из вок. ц Лебединая песня) Исп И. Козловский. · Ф. Шуберт Серенада (№4 из вок. ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей · А. Морозов, сл. Н. Рубцова «В горнице». текущий тест практика
9     Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный. Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя. · Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке. · Ф. Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б. Гмыря. · В. Шаинский «Багульник» тематический устный опрос
10     Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси. Комбинированный. Урок-лекция. Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование. · «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова · «Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши» · Киевский распев «Свете тихий» · П.Г. Чесноков «Да исправится молитва моя» текущий устный опрос практика
11     Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Урок расширения знаний.  Урок-лекция. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры – Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала. · М. Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть. · Б. Окуджава «Молитва» текущий устный опрос  
12     «Фрески Софии Киевской». Комбинированный урок. Урок-беседа. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Фрагменты из концертной симфонии В. Кикта «Фрески Софии Киевской»: ·  «№3. Орнамент»; · «№6. Борьба ряженых»; ·  «№7. Музыкант». · Б. Окуджава «Молитва» текущий устный опрос рисунок
13     «Перезвоны» Молитва. Комбинированный урок.Урок-беседа. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В. Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. · В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года». · В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; «№4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри». · Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…» · Б. Окуджава «Молитва» тематиче ский устный опрос отзыв
14    

Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Урок-лекция.

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).

Характерные особенности музыкального языка И.С..Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С. Баха.

· И.С. Бах «Токката» ре минор.

· И.С. Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.

· И.С. Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».

· И.С. Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.

· И.С. Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.

· А. Городницкий «Атланты»

текущий устный опрос практика
15     текущий устный опрос  
16     Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана». Урок расширения знаний. Урок-беседа. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К. Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов. Фрагменты из кантаты Дж. Перголези «Стабат матер»: · «№1. Стабат матер долороза» · «№13. Амен». · В.А. Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам» Фрагменты из сценической кантаты К. Орфа «Кармина Бурана»: «№1. О, Фортуна!»: · «№2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой» · «№5. Тая, исчезает снег» · «№8. Купец, продай мне краску»; «№20 · Приходите, приходи» · «№21. На неверных весах моей души». · А. Городницкий «Атланты» Тематический Тестирование Оформление афиши
17     Авторская музыка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок-викторина. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: бардовская песня. Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни – барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни. · Д. Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти». · «Гаудеамус» - Международный студенческий гимн. · А. Городницкий «Снег»; Тематический устный опрос беседа
18     Джаз – искусство 20 века.  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Урок-беседа.   Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки. · Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы» · Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом». · Блюз «Сегодня я пою блюз». · Дж. Гершвин. «Любимый мой». · И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д. Эллингтона. · И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Л. Утёсова. · М. Минков «Старый рояль». · У. Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».

Текущий

устный опрос беседа
19     Вечные темы искусства и жизни. Вводный. Расширение и углубление знаний.  Урок-беседа. Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф. Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка. · Ф. Шопен. «Этюд № 12». · Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор. · Я. Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». устный опрос беседа
20     Образы камерной музыки. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный урок. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. · Ф. Шопен «Баллада №1» соль минор. · Я. Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе». устный опрос беседа
21     Инструментальная баллада. Ночной пейзаж. Урок расширения знаний. Традиционный. Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная – инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Ф. Шопен – создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа. · Ф. Шопен «Ноктюрн» фа минор. · П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор. · А.П. Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я. Френкель, сл. Ю. Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».

 

устный опрос  
22     Инструментальный концерт. «Итальянский концерт». Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Традиционный урок. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразные проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж. А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»: · А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года». · А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р. Фола. · А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р. Фола. · И.С. Бах «Итальянский концерт». · О. Митяев «Как здорово». устный опрос  
23     «Космический пейзаж». «Быть может, вся природа – мозаика цветов?» Картинная галерея. Комбинированный Традиционный урок. Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке. · Ч. Айвз «Космический пейзаж». · Э. Артемьев «Мозаика». · О. Митяев «Как здорово». устный опрос рисунок
24    

Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина.

Сообщение и усвоение новых знаний.

Урок-беседа.

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г. Свиридов.

Образы русской природы в музыке Г. Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г. Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г. Свиридова «Метель»:

· «Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».

· Н. Зубов. «Не уходи».

· О. Митяев «Как здорово

 

устный опрос рисунок  
25     беседа
26

 

Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.

Расширение и углубление знаний.

Урок-беседа.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.

Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В. Моцарта и П.И. Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.

· В. А. Моцарт «Симфония № 40».

· В.А. Моцарт «Авэверум».

· П И. Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.

· Е. Крылатов, сл. Е. Евтушенко «Ольховая сережка».

устный опрос отзыв о произведении тест

 

27
28    

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Урок - обзорная лекция.

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.

Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт».

Е. Крылатов, сл. Е. Евтушенко «Ольховая сережка».

 

устный опрос отзыв о произведении  
29     устный опрос  
30    

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»

Комбинированный.

Урок-лекция.

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.

Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.

· П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

· Н. Рота, сл. Л. Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».

устный опрос  
31     устный опрос  
32     Мир музы- кального театра. Комбинированный. Урок - обзорная лекция.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.

Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: (на выбор учителя)

· «Вступление»

· «Улица просыпается»

· «Патер Лоренцо»

· «Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».

· Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».

Фрагменты из рок-оперы А. Журбина «Орфей и Эвридика»: (на выбор учителя)

· «Песня Орфея»;

· «Дуэт Орфея и Эвридики»;

· песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны

· «Все несчастливцы, как один…»;

· сцена Орфея и Харона;

· речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»

устный опрос

беседа

33

устный опрос  
34     Образы киномузыки. Проверочная работа. Комбинированный.

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.

Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.

(на выбор учителя)

И. Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:

· «Увертюра»

· «Песенка о капитане»

· песенка Роберта «Спой нам, ветер».

· М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»

· Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»

· К. Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.

· Е. Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Жизнь – единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию».

Тест
35     Образы киномузыки. Обобщающий урок. Итоговый. Урок-викторина    

Класс

Содержание курса:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: