№
| Дата
| Дата
| Название раздела
Тема урока
| Кол-во часов
| Вид урока
| Элементы содержания
| Вид контроля
|
1
|
|
| I.Особенности музыкальной драматургии сценической музыки
Классика и современность
| 17ч
1ч
| Урок формирования
знаний.
| Понятия «классика», «классика жанра», «стиль», «опера» Вечные темы классической музыки.
| Устный опрос
|
2
3
|
|
|
В музыкальном театре. Опера
Опера М.И. Глинки
«Иван Сусанин»
| 1ч
1ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
Урок – историческое путешествие
| Глинка М.И. – основоположник русской классической оперы.
Определения оперы, драматургии, конфликта как основы драматургического развития. Этапы сценического действия: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка. Жанры оперы: эпический, лирический, драматический, комический.
Опера «Иван Сусанин» - отечественная героико-трагическая опера. Конфликтное противостояние двух сил как основа драматургического развития оперы.
|
|
4-5
|
|
| Опера
А.П. Бородин
Опера «Князь Игорь»
| 2ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
| Жанр эпической оперы. Героические образы русской истории. Народ – основное действующее лицо оперы.
Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития оперы. Музыкальная характеристика половцев. Женские образы оперы.
| Устный опрос
|
6
|
|
| В музыкальном театре. Балет
| 1ч
| Комбинированный урок.
Урок – музыкальный театр
| Определение балета. Составные номера балета: дивертисмент, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, хореографические ансамбли и другие. Основные типы танца в балете: классический и характерный. Характерные особенности современного балетного спектакля. Необычный жанр балета – «хореографические размышления в трех действиях по мотивам «Слова о полку Игореве». Сопоставление двух противоборствующих сил как основа драматургического развития балета.
| Музыкальная
викторина
|
7-8
|
|
| Балет Б.И. Тищенко «Ярославна»
| 2ч
| Сообщение и усвоение новых знаний
| Знакомство с балетом Тищенко «Ярославна». Музыкальные образы героев балета. Роль хора, тембров инструментов оркестра
| Устный опрос
|
9
10-
11
|
|
| Героическая тема в русской музыке
В музыкальном театре. Мой народ – американцы.
Д. Гершвин
«Порги и Бесс»
| 1ч
2ч.
| Повторение и обобщение знаний.
Комбинированный урок.
Урок – музыкальный театр
| Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Д. Гершвин – создатель национальной классики XX века. Жанры джазовой музыки – блюз, спиричуэл. Симфоджаз – стиль, соединивший классические традиции симфонической музыки и характерные приемы джазовой музыки. Понятие легкой и серьезной музыки.
«Порги и Бесс» - первая американская национальная опера. Исполнительская трактовка. Сравнение музыкальных характеристик Порги и Ивана Сусанина. Развитие традиций оперного спектакля.
| Кроссворд
|
12-
13
|
|
| Опера
Ж. Бизе
«Кармен»
| 2ч
| Урок закрепления и совершенствования знаний.
Урок - экскурсия
| Оперный жанр драмы. Непрерывное симфоническое развитие в опере. Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
|
|
14
|
|
| Балет Р.К. Щедрина
«Кармен-сюита»
| 1ч
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
Урок – викторина
| Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина. Музыкальная драматургия балета Р. Щедрина. Современная трактовка темы любви и свободы. Понятие легкой и серьезной музыки. Музыкальные характеристики Кармен, Хозе и Тореро.
| Музыкальная
викторина
|
15
|
|
| Сюжеты и образы духовной музыки
| 1ч
| Расширение и углубление знаний
| Музыка И.С. Баха – язык всех времен и народов
Знать понятия: месса, всенощная
Уметь: называть полные имена композиторов
|
|
16
|
|
| Рок-опера Э.Л. Уэббера «Иисус Христос – суперзвезда»
| 1ч
| Расширение и углубление знаний
| Углубление знакомства с рок-оперой. Вечные темы в искусстве. Драматургия рок-оперы-конфликтное противостояние.
Жанр рок-оперы. Контраст главных образов рок-оперы как основа драматургического развития. Лирические и драматические образы оперы. Музыкальные образы Христа, Марии Магдалины, Пилата, Иуды.
Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер.
|
|
17
|
|
| Музыка на новогоднем празднике
| 1ч
| Урок-концерт
|
|
|
18
|
|
| Музыка к драматическому спектаклю Д.Б. Кабалевского
«Ромео и Джульетта»
| 1ч
| Комбинированный урок.
Урок – музыкальный театр
| Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики
|
|
19
|
|
| «Гоголь – сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю
«Ревизские
сказки»
| 1ч
| Комбинированный урок.
Урок – музыкальный театр
| Роль музыки в сценическом действии. Контрастность образных сфер театральной музыки. Взаимодействие музыки и литературы в музыкально-театральных жанрах. Выразительность и контрастность музыкальных характеристик главных героев спектакля и его сюжетных линий. Понятие полистилистики.
| Устный опрос.
Тест – опрос
|
20
|
|
| II.Особенности драматургии
камерной и симфонической
музыки
Музыкальная драматургия –
развитие музыки
| 18ч
1ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
Урок – экскурсия
| Закономерности музыкальной драматургии. Приемы развития музыки: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
| Устный опрос
|
21
|
|
| Два направления музыкальной культуры: светская и духовная
| 1ч
| Расширение и углубление знаний
| Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений.
Знать понятия: духовная, светская музыка, камерная музыка
Осмысление жизненных явлений и их противоречий в симфонической сюите. Особенности формы сюиты. Характерные черты музыкального стиля Шнитке А. Музыкальная драматургия сюиты. Переинтонирование классической музыки в современных обработках.
| Устный опрос
|
22
|
|
| Камерная и инструментальная музыка. Этюд.
| 1ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
| Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.
| Индивидуальные сообщения
|
23
|
|
| Транскрипция.
| 1ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
| Особенности развития музыки в камерных жанрах. Мастерство знаменитых пианистов Европы Листа Ф. и Бузони Ф. Понятия «транскрипция», «интерпретация». Характерные особенности музыки эпохи романтизма. Жанр этюда в творчестве Шопена Ф. и Листа Ф.
|
|
24
|
|
| Циклические формы инструментальной музыки
| 1ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
| Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере А. Шнитке
| Презентации
|
25-
26
|
|
| Соната
| 2ч
| Урок закрепления
и совершенствования
знаний.
Урок - экскурсия
| Автобиографичный подтекст симфонии Чайковского П.И Столкновение двух сил в симфонии: созидающей и разрушающей. Характерные черты музыкального стиля Чайковского П.И.
Воплощение исторических событий в симфонии. Контрастное сопоставление симфонических образов Шостаковича Д.Д. Характерные черты музыкального стиля Шостаковича Д.Д.
| Тест – опрос
|
27-31
|
|
| Симфоническая музыка
| 5ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
Урок – филармония
| Особенности драматургического развития в жанре симфонии. Симфония – «роман в звуках». Строение и развитие музыкальных образов в сонатно-симфоническом цикле. Лирико-драматические образы симфонии В.-А. Моцарта.
Автобиографичный подтекст симфонии Л. Бетховена. Драматические образы симфонии Л. Бетховена. Тождество и контраст – основные формы развития музыки в симфонии. Характерные черты музыкального стиля Л. Бетховена.
| Музыкальная
викторина
|
32
|
|
| Симфоническая
Картина «Празднества» К. Дебюсси
| 1ч
| Урок закрепления и совершенствования
знаний.
Урок - экскурсия.
| Представление о музыкальном стиле «импрессионизм». Приемы драматургического развития в симфонической картине «Празднества». Характерные черты музыкального стиля Дебюсси К.
|
|
33
|
|
| Инструментальный концерт
| 1ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
Урок – филармония.
| Жанр инструментального концерта. История создания жанра концерта. Особенности драматургического развития в концерте Хачатуряна А. Характерные черты стиля композитора Хачатуряна А.
Представление о жанре рапсодии, симфоджазе, приемах драматургического развития в музыке Гершвина Д.
|
|
34
|
|
| Дж. Гершвин. «Рапсодия в стиле блюз»
| 1ч
| Урок формирований совершенствования
знаний.
| Углубление знакомства с творчеством американского композитора. Симфоджаз.
| Устный опрос
Тест
|
35
|
|
| Заключительный урок. Исследовательский проект.
| 1ч
| Урок контроля знаний, умений и навыков.
|
| Защита проектов.
|