Анализ УМК по литературе

I. Зинин С.А., Сахаров В.И. Литература (Базовый уровень) (в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: ООО «Русское слово - учебник»

УМК для 10-11 классов соответствуют Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и требованиям к уровню подготовки обучающихся по литературе. Линия учебников по литературе для средней школы является логическим продолжением линии Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева для основной школы.

       При построении курса на историко-литературной основе особое внимание уделено развитию умений видеть связь художественных произведений с исторической эпохой, ее политическими, социальными и культурными тенденциями. Целостный взгляд на русскую литературу как величайшее национальное сокровище помогает воспитанию патриотизма, уважения и любви к отечественной истории и культуре. В содержательном отношении предлагаемый авторами историко-литературный курс имеет целью рассмотрение основных потоков русской литературы ХIХ-ХХ веков как высокого патриотического и гуманистического единства, в основе которого лежит любовь к России и человеку – главным и непререкаемым ценностям нашей культуры. Структура курса отражает принцип поступательности в развитии литературы, преемственности литературных явлений, рассматриваемых в общекультурном контексте. Применительно к русской классике ХIХ века авторы стремились к наиболее широкому освещению литературного процесса второй половины столетия (творчество А.Н. Островского, И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Н.С. Лескова, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других писателей). Существенно переосмыслены авторами структура и содержание курса литературы ХХ века. Авторы стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов литературы XX столетия (реализм и модернизм, эмигрантские и советские авторы и т.д.). Обзорные и монографические раздел курса, взаимно дополняя друг друга, отражают общую динамику развития отечественной литературы на фоне великих исторических свершений и катаклизмов. 

Богатый историко-литературный материал, широко и разнообразно представленный в УМК, организован в соответствии с задачами его использования, т.е. варьирования в зависимости от специфики класса. УМК позволяет дать старшеклассникам возможность выбора траектории освоения знаний, обеспечить его право на индивидуально-творческое погружение в то общее «поле культуры», которое формирует духовный мир личности в ее связи с общенациональной традицией. В каждой части учебника помещены тексты основных художественных произведений и их фрагментов, необходимые на уроках. Кроме вопросов и заданий даны темы сочинений, рефератов и докладов, необходимая библиография.

II. Лебедев Ю.В. Литература. (Базовый уровень в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

Историко-литературный курс, изучаемый в средней школе, разбит на два этапа: XIX в. – 10 класс, ХХ в. – 11 класс. УМК содержит фрагменты критических и литературоведческих статей, дополнительные материалы историко-биографического характера, разноуровневую систему вопросов и заданий, сопровождаемых рекомендациями и советами.

Учебник, хрестоматия и практикум построены по единому хронологическому принципу. Методические советы к учебнику (авторы Лебедев Ю.В., Романова А.Н.) содержат подробные поурочные разработки, тематическое планирование базового и профильного уровней литературного образования.

В учебнике предлагается целостный взгляд на русскую классическую литературу XIX века от Пушкина до Чехова. Пристальное внимание уделяется нравственному потенциалу нашей классики, вечным проблемам, волнующим человека во все времена. Раскрываются особенности художественного мироощущения русских писателей, сохранивших в своем творчестве триединство добра, истины и красоты.

 

III. Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / под ред. Журавлева В.П. Литература. (Базовый уровень в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

УМК соответствует концепции разрабатываемых ФГОС СОО; знакомит выпускников с новейшим, современным взглядом на литературный процесс XIX - ХХ веков. В его основе приобщение к духовно-нравственному опыту народа, нашедшему отражение в русской литературе, постижение национальной самобытности классики, воспитание идейно-нравственного подхода к оценке действительности, запечатленной в произведениях литературы, анализ в единстве формы и содержания программных художественных произведений, формирование навыков самостоятельной исследовательской деятельности, диалог автора и читателя в процессе изучения курса литературы, обращение к различным источникам информации (словари, энциклопедии) для решения познавательных задач (подготовка к докладу, к написанию эссе, рецензии),умение обрабатывать информацию, найденную в Интернете.

 

IV. Свирина Н.М, Федоров С.В., Обухова М.Ю. и др. (1 часть), Ачкасова Г.Л., Гордиенко Л.Л. и др. (2 часть) / Под общей редакцией академика РАО Вербицкой Л.А. Литература. (Базовый уровень в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

 Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и освещает вопросы курса литературы для средней школы. Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичность и жёсткая структурированность текста, разнообразный иллюстративный ряд. Учебник содержит параграфы с самыми необходимыми сведениями о литературе, короткие рассказы о писателях и художественные произведения (большие даны в сокращении). Линию УМК отличают: соединение в учебном сюжете литературоведческого, исторического и искусствоведческого компонентов; синхронизация литературы с историей, наличие "ленты времени"; изучение отечественной литературы XIX века в контексте зарубежной европейской литературы этого же периода; наличие блока современной отечественной литературы; изучение её во взаимосвязи с классической традицией; лаконизм, простота и доступность изложения материала.

 

V. Сухих И.Н. Литература. (Базовый уровень). 10-11 классы. – М.: ООО «Образовательный центр «Академия»

УМК старшей школы (каждый включает в себя учебники, практикум, книгу для учителя) разработаны в соответствии с авторской программой, рассчитанной на базовый уровень изучения литературы. Статьи учебников, написанные живо и увлекательно, в то же время насыщены сложной и разнообразной теоретической, литературоведческой информацией. Авторская программа отличается удачным соединением историко-литературного и теоретического подходов к художественным произведениям, при этом эстетический принцип остается важнейшим. В программе развиваются принципы и умения, заложенные в основной школе: дискуссионность, внимание к этической составляющей произведения. Понятная структура каждого раздела, увлекательное содержание, живой образный язык. Задания и материалы учебника позволяют старшеклассникам вспомнить, обобщить пройденное. Они могут проявить начитанность, а могут – собственную наблюдательность и творческую фантазию. В качестве методической поддержки комплекта используется интернет-площадка – сайт «Преподавание литературы в школе» (lit.academia-moscow.ru/), который создан Образовательно-издательским центром «Академия» при участии И.Н. Сухих и его соавторов.

 

VI. Чертов В.Ф., Трубина Л.А., Ипполитова Н.А. и другие / Под ред. В.Ф. Чертова. Литература. (Базовый, углубленный уровни в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

УМК подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, рабочей программы по литературе под ред. В.Ф. Чертова. Особое внимание в учебнике уделяется проблеме традиций и новаторства в русской литературе ХIХ-XX веков и современной литературе. Основные разделы учебника и специальные разделы «Практикум» и «Мир в слове» продолжают заявленные в предыдущих классах направления работы по формированию практических навыков анализа художественного текста, развитию устной и письменной речи, подготовке к итоговому сочинению и Единому государственному экзамену по литературе. 

 

VII. Архангельский А.Н. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях)       10   Дрофа

Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература. Углубленный уровень (в 2 частях)       11   Дрофа

Данный УМК обеспечивает реализацию требований ФГОС среднего общего образования к результатам обучения школьников на трех уровнях: личностном — что находит отражение в интерпретационной, оценочной и рефлексивной деятельности читателя-школьника; метапредметном — что выражается в классификации и систематизации, анализе и синтезе материала, поиске и обработке информации разных видов и типов, активном использовании ИКТ; предметном — что отражается в обновленном филологическом содержании и концептуально новом методическом аппарате. В основе единой методической и литературоведческой концепции учебников литературы, созданных А. Н. Архангельским, В. В. Агеносовым и др., — идея расширения спектра речевых и читательских умений школьников старших классов, формирование основных филологических компетенций, их интеграция в комплексные итоговые умения, развитие речевой и читательской культуры и читательской самостоятельности. Он состоит из обзорных глав, в которых дается информация о литературном процессе определенных периодов истории литературы, и монографических, где рассматривается творчество наиболее ярких писателей XX века. В каждой главе учащимся предлагаются вопросы для закрепления и повторения учебного материала, задания для самостоятельной работы, темы сочинений и список рекомендуемой литературы. Учащимся предлагается система разноуровневых заданий, направленных на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств учеников. В рубриках «Семинар», «Темы сочинений», «Проект», «Исследование» представлен расширенный список вопросов и заданий, тем, направленных на глубокий и многоаспектный литературный анализ произведений авторов. Учебники сопровождаются электронной формой, которая полностью соответствует содержанию и дополняет его расширенным мультимедийным и контрольным материалом.

VIII. Коровин В.И., Вершинина Н.Л., Гальцова Е.Д. и др. / Под ред. Коровина В.И. Литература (Углубленный уровень) (в 2-х частях). 10-11 классы. – М.: АО «Издательство «Просвещение»

УМК представляет линию учебно-методических комплексов по литературе. Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. УМК переработан и создан в соответствии с Концепцией преподавания русского языка и литературы в РФ. Представлена вся история XIX в. – «золотого» столетия русской литературы от творчества В. Жуковского до А. Чехова. Подробно характеризуется каждый исторический период и состояние общественной мысли и литературы в контексте развития мировой культуры. Даются развернутые статьи об основных направлениях в русской литературе: классицизме, сентиментализме, романтизме (раннем и позднем) и реализме. В первой части рассматривается творчество А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Тютчева и др. Во второй части рассматривается творчество А. Фета, А. К. Толстого, И. Гончарова, А. Островского, Н. Некрасова, И. Тургенева, Л. Толстого, Ф Достоевского, М. Салтыкова-Щедрина, Н. Лескова, А. Чехова и другие. Главными особенностями данного пособия являются: историко-культурный подход к материалу, основательность анализа, обширный охват литературных явлений, множество творческих заданий, тем для сочинений, рефератов и проектно-исследовательских работ, списки литературы к изучаемым темам.

В 11 классе освещается период конца XIX – начала XX в., который характеризуется ощущением исчерпанности, конца старой жизни и наступлением эпохи с новым содержанием и смыслом бытия. Поиски этого нового содержания и его форм обусловили расцвет русского искусства и литературы в реалистическом и модернистском направлениях, за что этот исторический период и получил название Серебряного века. Философские и эстетические искания эпохи оригинально претворялись в поэтических и прозаических произведениях авторов Серебряного века, породив множество новых течений в литературе. В пособии рассматривается творчество таких ярких поэтов и писателей того времени, как И. Бунин, Л. Андреев, А. Куприн, М. Горький, Е. Замятин, А. Н. Толстой, И. Анненский, В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт, А. Белый, А. Блок, Н. Гумилёв, А. Ахматова, О. Мандельштам, В. Маяковский, Л. Пастернак, С. Есенин и др.

Особое внимание уделяется анализу языковых выразительных средств и возможностей различных литературных жанров. Выполняя творческие задания и проектные работы, обучающиеся смогут проявить себя в самостоятельной исследовательской деятельности, научатся писать рефераты, сочинения, эссе, рецензии, усовершенствуют литературоведческие компетенции и навыков работы с художественным текстом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: