Относительно мироустройства, к которому может привести социальная теория гендера

Логически возможны две цели преобразования гендерных отно­шений: упразднение гендера и его воссоздание на новых основаниях.

Ставя перед собой первую цель, некоторые смельчаки предлагали упразднение воспроизводства человека половым путем. Так, Дэвид Фернбах в последней и весьма сложной версии этого подхода заходит столь далеко, что выдвигает такую идею: преодоление внутренней природы человека, модернизация нашей «палеолитической» системы воспроизводства будут эквивалентны преодолению внешней природы. Не говоря уже о сомнительной политике репродуктивных технологий,


НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

обсуждавшейся выше, этот подход, подобно воспеванию связи жен­щины с природой, который является его зеркальной версией, основан на непонимании того, как конструируется социальный мир гендера. Гендерный порядок не является и никогда не являлся биологическим феноменом. Он представляет собой конкретную историческую реакцию на репродуктивную биологию человека. Возможны и другие коллектив­ные реакции. Попытка упразднить биологический пол (biological sex), разумеется, относится к их числу. Но она не приведет к освобождению от сил природы посредством ее преодоления, поскольку существующий гендерный порядок заключен не в природе. Она приведет к повальному искажению человеческого тела, которое, безусловно, снизит разнообра­зие человеческого опыта и с большой вероятностью усилит существую­щие властные структуры.

Если упразднение гендера представляется достойной целью, то оно должно быть направлено на упразднение гендера как социальной струк­туры. Согласно определению, данному в Главе 6, гендер связывает поля социальной практики с разделением ролей в сфере репродукции, делая их релевантными друг другу. Следовательно, его упразднение повлечет за собой нарушение связи между этими полями, которое, в свою очередь, приведет к игнорированию или отрицанию биологического различия и, разумеется, к отказу от его прославления. Различие между полами будет просто взаимодополнительностью функций при воспроизводстве, а не вселенским разделением или социальным предназначением. Оно не будет необходимо для структурирования эмоциональных взаимоотно­шений, так что категории гетеросексуального и гомосексуального станут несущественными. Оно не будет необходимо для структурирования характера, так что необходимость в маскулинности и фемининности тоже отпадет.

Такие перспективы вытекают из деконструкционистского крыла теории движения за освобождение геев, и в качестве конечной цели движения они выглядят более убедительно, чем в качестве актуальной стратегии. Большое достоинство такой программы — в том, что она направлена на устранение оснований гендерных неравенств. Тот способ, которым биологическое различие и сходство интегрированы в структу­ры социального неравенства, порождает наши дилеммы относительно


 


386


387


ГЛАВА 13

природы, а не саму природу. Неравенство является основанием форми­рования интересов, порождающих практики, которые институционали­зируют разные формы несправедливости, защищающую их политику и оправдывающие их идеологии. Понятие освобождения (liberation) связано не столько со свободой в смысле отсутствия ограничений по­ведения личности, сколько с равенством.

И, как показывает множество фактов, упомянутых в этой книге, этого очень трудно добиться даже в узких социальных средах. Равен­ство — это абсолютное понятие. Оно не допускает никаких оговорок, какими бы благонамеренными они ни казались. Равенство было бы со­вершенно нереалистичным в качестве критерия оценки практики, если бы считалось, что полное равенство — это легко и быстро достижимое состояние. Аргументы в пользу стабильности личности, обозначенные в Части III, достаточны для того, чтобы ниспровергнуть любую идею общего демонтажа1 системы как близкой и непосредственной цели. Од­нако сильное понятие равенства может быть бескомпромиссным практи­ческим критерием, если оно принимается как направление движения, от которого нельзя отклоняться. Т.е. критерий равенства, прилагаемый ко всем практикам, состоит в том, что они приводят к большему равенству, чем то, которое было характерно для начальных условий практики, а у социальных агентов отсутствует намерение остановиться на какой-то стадии. В этом смысле деконструкция гендера — это реальная этическая программа. Критерием политической практики становится отделение некоторых новых сфер социальной практики от комплекса репродукции. Стандартный аргумент против упразднения гендера, подобный традиционному аргументу против упразднения класса, звучит так: оно приведет к одинаковости. Без половых различий мы превратимся в серую массу, все будем ходить в одинаковых комбинезонах и носить одинаковую короткую стрижку. Этот аргумент, вероятно, эффективен как риторический прием, но как аналитика к делу не относится. Ло-

1 В оригинале в данном случае используется термин «deconstruction», однако, чтобы дифференцировать его от постмодернистского термина «деконструкция» в духе Ж. Деррида (см. выше упоминание теории деконструкции в связи с освобождением геев), с согласия автора книги там, где речь идет об упразднении гендера, используется понятие «демонтаж». — Прим. перев.


НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

гическое следствие демонтажа гендера — бесконечное разнообразие. Неплохим обобщением этого понятия является рассуждение Маркузе о полиморфной перверсии в его книге «Эрос и цивилизация», хотя если демонтированы правила, то ничто нельзя определять ни как норматив­ное, ни как перверсное. Могут быть только полиморфный эротизм, или полиморфный труд, или полиморфные структуры принятия решений.

Таким образом, издержками упразднения гендера является не оди­наковость, а утрата структур определенного типа. Оценка этого пред­ставления освобождения зависит от того, имеют ли гендерные струк­туры какую-то ценность. Что бы мы утратили, если бы их затянуло в воронку истории?

Следует отметить, что значительная часть нашей культурной энергии и красоты, впрочем, как и варварства, возникла благодаря гендерным от­ношениям и так или иначе с ними связана. Гендерно структурированная культура и, конкретно, сексистские переживания дали нам «Отелло», «Кольцо Нибелунга», портреты Рубенса и многое другое. Значительная часть тонкой ткани нашей повседневной жизни — ощущение своего тела, навыки ведения работы по дому, популярные песни и юмор — связана с гендером. Наш эротизм и наше воображение, по-видимому, и ограничиваются, и подпитываются гендером. Если мы полностью покончим со всем паттерном, то это сделает нашу жизнь существенно беднее, чем сейчас. В лучшем случае она будет настолько отлична от мира нашего опыта, что нельзя сказать, захотим ли мы жить такой жизнью.

Тем не менее ограничения, порождающие этот опыт, упомянутое богатство культуры также производят массовые неравенства, горький опыт угнетения, насилия и постоянной угрозы несчастий, которые служат основанием для критики гендера, обсуждавшейся в настоящей книге. В связи с этим встает вопрос: может ли культурная энергия быть отделена от структуры неравенства? И может ли гендер быть не упразд­нен, а воссоздан в недеструктивных формах?

Отсюда вытекает скорее переструктурирование, нежели разруше­ние. Это предполагает, что элементы гендерных порядков могут быть в каком-то смысле перемешаны. В пользу этой идеи, конечно, говорят исторические доводы из Части II, хотя вопрос, насколько далеко она


 


388


389


ГЛАВА 13


НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ


 


может быть продвинута, остается открытым. Подобный процесс дол­жен проходить на коллективном уровне и быть подобным тому, что Пиаже называет ассимиляцией в психологии интеллекта, при которой существующие материалы сексистской культуры схватываются и при­спосабливаются для новых целей. Простым примером такого процесса, протекающего в небольшом масштабе, является восприятие девочками стиля панк (см. Главу 6). Пиаже определяет игру как практически чистую ассимиляцию, и можно сказать, что при этом происходит качественный рост нашей способности играть.

Игры с гендером — это вполне знакомый нам феномен. Элементы полового характера, гендерной практики или гендерной идеологии часто отделяются друг от друга и применяются в новых комбинациях с целью удовольствия, эротического напряжения, подрыва или просто удобства. Такие игры, наверное, больше всего распространены в сексуальных субкультурах. Питер Акройд видит историческую связь между переоде­ванием в одежду другого пола и подрывом обычаев повседневной жиз­ни посредством карнавала. Пэт Калифия описывает, как лесбийский садомазохизм отрывает власть от маскулинности в эротических целях. Эротика фетишизма: резина, кожа и проч. — регулярные сигналы из­менений гендерной символики и гендерных отношений. Но то же самое происходит и в менее экзотических контекстах. В массовой моде игры с гендерными рекомбинациями начались в 1930-х годах и еще более активно — в стилях унисекс в 1960-х. Гендерная неоднозначность стала темой презентаций рок-музыки от Дэвида Боуи и «Нью-Йорк Доллз» до Грейс Джонс и Бой Джорджа. Другая форма этих изменений — соз­дание медийных образов женщин-космонавтов в Советском Союзе как игра с фемининностью/маскулинностью и половым разделением труда, затеянная с политическими целями.

Однако следствие переструктурирования — это больше чем пере­тасовка существующих практик и символов, больше чем вращение калейдоскопа, и потому аналогия с игрой имеет ограниченное приме­нение. Когда изменяются отношения между культурными элементами, то создаются новые условия практики и становятся возможными новые модели практики. Демонтаж предполагает, что биология пола будет


минимально присутствовать в социальной жизни, т.е. будет своего рода cuisine minceur1. Представление о переструктурировании будет означать культурное усложнение различия и сходства в процессе репродукции, тогда как давление власти, разделение труда и правила катексиса не будут его касаться. В культуре будет поощряться разнообразие форм зачатия, вынашивания беременности, рождения ребенка и его грудного вскарм­ливания, взросления человека, его возмужания и старения.

Более того, можно будет изучать и изобретать множество различных путей вовлечения людей в эти процессы. Сейчас мы обычно имеем дело с двумя полами. Но в ранних формах теории гомосексуальности речь шла еще и о третьем поле, а Олаф Стейплдон в одной из первых клас­сических книг в жанре научной фантастики писал, что в будущем будет множество полов и множество вариантов полов. Но у Стейплдона речь шла о биологических типах, тогда как реальные возможности связаны с социальными типами. Хотя понятие третьего пола избыточно, вполне возможно, что гомосексуалы — как женщины, так и мужчины, — не имеющие своих собственных детей, будут вовлечены в воспитание де­тей, и это станет обычной практикой. Это приведет к формированию особых моделей отношений между детьми и взрослыми, которые смогут дополнить и обогатить отношения, создаваемые гетеросексуальными взрослыми. Гари Доусет приводит исторические примеры отношений между маленькими детьми и взрослыми, которые не являются их роди­телями (например, тетями и дядями в буржуазной семье XIX века), — примеры, заслуживающие того, чтобы их возродить и придать им новые смыслы. Символическое участие мужчин в процессе родов посредством так называемой кувады (couvade) — это другой исторический пример, которому можно придать новый смысл. Если предстоит упразднить неравенства полового разделения труда, то очевидно, что мужчины должны будут принять на себя значительную часть домашней работы, связанной с вынашиванием беременности, рождением ребенка и ухо­дом за младенцем. Какое-то хрупкое и механистичное понятие отпуск, предоставляемый отцу в связи с рождением ребенка (paternity leave), — это

1 Cuisine minceur (франц.] — низкокалорийное питание, диета для похуда­ния. — Прим. ред.


 


390


391


ГЛАВА 13

лишь самое начало того сдвига, который должен получить гораздо более сильное общественное звучание.

В результате освобождения, достигнутого путем переструктуриро­вания, исчезнет необходимая связь элементов гендерных отношений с институционализированным неравенством, с одной стороны, и био­логическим различием, с другой. Глубину этого изменения нельзя недо­оценивать. Это будет фундаментальное отступление от ключевой идеи нашей современной культуры, которую можно коротко сформулировать как идею о том, что гендер — это судьба.

В настоящее время эта идея пронизывает каждую сферу гендерной практики, живя в нашем воображении и проявляясь в наших действи­ях. Натурализация гендера — фундаментальный механизм гендерной идеологии. Эта суровая судьба диктует разделение труда: есть «женская работа», а есть «мужское дело». Острое ощущение фатальности катек-сиса составляет сердцевину темы любви в западной культуре, начиная с «Медеи» и заканчивая «Касабланкой». Идея психологической фа­тальности гендера проявляется в представлении о половом характере.

Поэтому в обществе, в котором будет устранено гендерное нера­венство посредством изменения гендерной композиции, будет другая, неведомая до сих пор структура чувств и переживаний. Большая часть культурного наследия тогда будет восприниматься как история по­гружения в чужие концептуальные рамки. Разумеется, они не будут абсолютно чужими: сохранятся любовь, ненависть, ревность и привер­женность разным идеалам, которые делают жизнь интересной. Но они будут переживаться скорее как отношения между личными жизненными проектами, чем как неизбежная судьба. Это означает, что в них будет заключено меньше власти культуры. Чувство неизбежности — это не пассивное сознание, а один из рычагов воздействия на опыт и действие, порождающий механизм (если применить другую метафору) трагедии и радости. Оно не только сужает мир, но и делает жизнь в нем более интенсивной.

Перестроенное таким образом, человеческое общество достигнет ранее не виданного уровня практического равенства и колоссального обогащения своих культурных ресурсов. Об этом обогащении стоит поговорить. Во-первых, в игру вступает значительно больше игроков.


НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

Сторонники принципа равных возможностей правы, когда утверж­дают, что дискриминация по половому признаку приводит к потере человеческих ресурсов, и этот принцип должен быть распространен далеко за пределы вопроса о занятости. Во-вторых, свободный пере­смотр гендерных отношений, которые сейчас существенно ограничены, и психологических и культурных моделей, которые сейчас значительно стилизованы, способствует росту в геометрической прогрессии воз­можностей экспериментирования и изобретательства. На самом деле опыты гермафродитизма и андрогинии — это только самые первые формы таких экспериментов. В-третьих, — и это, вероятно, самый важный момент — эмоциональные измерения жизни, открытые для поиска в обществе гендерного равенства, гораздо сложнее, чем в нашем обществе сегодня, благодаря большим возможностям для творчества и разнообразия. Любовь равных не менее страстна, чем любовь под звездой гендерного неравенства. Эта страсть будет иной, так как она не будет окрашена чувствами защиты и зависимости. На их место придут восхищение новизной и непредсказуемостью и радостью устроения будущего, не обремененного предустановленными ограничениями. Любящие столкнутся с другими трудностями, такими как проблемы выстраивания новых форм взаимного чувства и уравновешивания пре­данности другому и изобретения своего Я.

Хотя мы связываем эти возможности с изменениями в структуре гендерных отношений, у них есть и другие предпосылки. Эти предпо­сылки лежат в развитии общества, свободного от классового и расового неравенств, свободного от империализма и оскорбительных для чело­века неравенств жизненного уровня, существующих в глобальном мире.

Анализ, проведенный в настоящей книге, опровергает как идею о том, что гендер является формой угнетения, которая лежит в основе всех других форм угнетения, и потому гендерная политика должна быть приоритетной, так и идею о том, что гендерные неравенства вторичны и потому гендерная политика может реализовываться на периферии основного политического события. Основное событие — историческая борьба человечества за равенство, которая в настоящее время является борьбой за выживание человека, — это комплекс этих составляющих. Глобальное неравенство — это сложносоставная структура, если рас-


 


392


393


ГЛАВА 13

суждать о нем в рамках того же более широкого подхода, который я применяю по отношению к гендеру.

Отсюда следует, что составляющие этой системы влияют друг на друга. Поэтому нельзя принять аргументы, которые пользуются все большей популярностью среди радикальных интеллектуалов: мол, ради­кальную политику можно разбить на множество отдельных социальных битв на разных участках, не имеющих между собой системной связи. Эти аргументы отражают вполне обоснованную неудовлетворенность попытками, например со стороны ортодоксального марксизма, встать над другими группами, кампаниями и социальными битвами. Но они не показывают нам, как принять рациональные выборы стратегий, ос­нованных на таких понятиях, как кризисные тенденции. Движения за социальные изменения должны иметь стратегию, чтобы их приоритеты не были заданы им оппозицией.

Можно вообразить общество, где существует равенство полов, но при этом другие виды неравенства далеко не мертвы. Здесь приходят в голову стражи из диалога «Государство» Платона или аристократия и бюрократия из книги Урсулы Ле Гуин «Левая рука тьмы». И на­оборот, существуют социалистические утопии, в которых прописаны крайне традиционные натурализованные половые характеры. При­мер такой утопии — роман Эдварда Беллами «Взгляд назад». Связь между структурами неравенства не является логической: теоретики, которые считали ее таковой, прельстились одной из версий гегельян­ства. На самом же деле эта связь эмпирическая и практическая. Говоря об эмпирическом ее аспекте, нужно сказать, что ключевые институты современной структуры гендерной власти не могут быть низвергнуты без соответствующей классовой политики, поскольку эти институты порождают сплав гендерного и классового доминирования. Говоря о практическом аспекте этой связи, нужно иметь в виду, что равенство дается с большим трудом; это показывают истоки современного феми­нистского радикализма среди новых левых. В исторической связи между социализмом и феминизмом, какой бы напряженной и неровной она ни была, выражается фундаментальная истина относительно глобальной структуры неравенства и того, какие социальные силы могут ее раз­рушить. Несмотря на определенное внутреннее сопротивление, Съезд


НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

британских профсоюзов все-таки выступил в защиту прав женщин на аборт, тогда как Конфедерация британской промышленности этого не сделала.

Существуют и другие сценарии будущего, гораздо менее привлека­тельные. Пример такого сценария — роман Маргарет Этвуд «Рассказ служанки» о будущем обществе, основанном на подавлении. Хотя это и сатира, но описанный Этвуд сценарий не является совершенно невероятным. Изменение композиции гендерных отношений вполне может быть предпринято как часть авторитарной политики; об этом свидетельствует современное развитие технологий родов. Изменение гендерной композиции, направленное на реализацию обсуждавшихся в этой книге возможностей, т.е. организацию эгалитарной формы жиз­ни, — это только историческая возможность, которая не обязательно будет реализована в будущем. Если ей суждено сбыться, то соответ­ствующая практика, проекты, с помощью которых будет осуществлено изменение композиции, должны быть частью политики, которая направ­лена на искоренение всех форм угнетения и не устанавливает никаких ограничений в действии принципа равенства людей. Осуществляя это изменение, мы будем раздвигать внутренние границы нашей общей способности формировать будущее общество. В этом обществе будут обеспечены индивидуальная физическая и экологическая безопасность, насыщенная социальная жизнь и историческая перспектива.


394


БИБЛИОГРАФИЯ

Abercrombie, N., Hill, S., and Turner, B.S. (1980) The Dominant Ideology Thesis (London: George Allen and Unwin).

Ackroyd, P. (1979) Dressing Up: Transvestism and Drag (London: Thames and Hudson).

Adler, A. (1956) The Individual Psychology of Alfred Adler (New York: Basic Books).

Adler, A. (1928) 'Psychologic der Macht', in F. Kobler, ed. Gewallund Gewalt-losigkeit (Zurich: Rotapfelverlag), S. 41—46.

Adorno, T.W., Frenkel-Brunswik, E., Levinson, D.J., and Sanford, R.N. (1950) The Authoritarian Personality (New York: Harper).

Адорно, Т., Сэнфорд, Р.Н., Френкель-Брюнсвик, Э., Левинсон, Д.Дж. Иссле­дование авторитарной личности. М.: Серебряные нити, Академия исследования культуры, 2001.

Alinsky, S.D. (1972) Rules for Radicals (New York: Vintage).

Allen, P. (1970) Free Space: A Perspective on the Small Group in Women's Libera­tion (United States: Times Change Press).

Altman, D. (1972) Homosexual: Oppression and Liberation (Sydney: Angus and Robertson).

Altman, D. (1979) Coming Out in the Seventies (Sydney: Wild and Woolley).

Altman, D. (1982) The Homosexualization of America, the Americanization of the Homosexual (New York: St Martin's Press).

Amato, P.R. (1980) 'Man in a Woman's World: The Hassles of a Male Home-maker', Social Alternatives, 1,6/7, p. 100—102.

American Psychological Association (1977) 'Guidelines for Nonsexist Language in АРА Journals', American Psychologist, 32, 6, p. 487—494.


БИБЛИОГРАФИЯ

Anti-Discrimination Board, NSW (1982) Discrimination and Homosexuality (Sydney: ADB).

Arendt, H. (1958) The Origins of Totalitarianism (New York: Meridan).

Арендт, Х. Истоки тоталитаризма. M.: ЦентрКом, 1996.

Aries, P. (1973) Centuries of Childhood (London: Jonathan Cape).

Atwood, M. (1986) The Handmaid's Tale (London: Jonathan Cape).

Этвуд, М. Рассказ служанки. M.: Эксмо, 2006.

Bachofen, J.J. (1967) Myth, Religion and Mother Right: Selected writings (London: Routledge and Kegan Paul).

Baldock, C.V., and Cass, В., eds. (1983) Women, Social Welfare and the State (Sydney: George Allen and Unwin).

Barbour, J. (1973) "That Thing of Silk', Refractory Girl, 2, p. 25—29.

Barnsley Women Against Pit Closures (1984) Women Against Pit Closures (Britain: WAPC).

Barrett, M. (1980) Women's Oppression Today (London: Verso).

Barry, K. (1979) Female Sexual Slavery (Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall).

Bateson, G. (1973) Steps to an Ecology of Mind (St Albans: Paladin).

Бейтсон, Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиа­трии и эпистемологии. М.: Смысл, 2000.

Beauvoir, S. de (1972 [1949]) The Second Sex (Harmondsworth: Penguin).

Бовуар, С. де. Второй пол. Т. 1 и 2. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.

Bebel, A. (1904) Woman under Socialism (New York: Labor News Company).

Бебель, А. Женщина и социализм I Пер. с нем. Изд. 3-е. 2011.

Bell, С., and Newby, H. (1976) 'Husbands and Wives: The Dynamics of the Deferential Dialectic' in S. Allen and D. Barker, eds. Dependence and Exploitation in Work and Marriage (London: Longman).

Bellamy, E. (1888) Looking Backward (Boston: Ticknor and Co).

Беллами, Э. Будущий век /Пер. с англ. СПб.: Типография Суворина, 1891.

Bern, S.L. (1974) 'The Measurement of Psychological Androgyny', Journal Consult. Clin. Psychol, 42, 2, p. 155—162.

Bertaux, D., ed. (1981) Biography and Society: The Life History Approach in the Social Sciences (Beverley Hills: Sage, Sage Studies in International Sociology, 23).

Biddle, B.J. (1979) Role Theory (New York: Academic Press).

Bland, L., Brunsdon, C., Hobson, D., and Winship, J. (1978) 'Women Inside and Outside the Relations of Production', in Centre for Contemporary Cultural


 


396


397


БИБЛИОГРАФИЯ

Studies, Women's Studies Group, Women Take Issue: Aspects of Women's Subordination (London: Hutchinson), p. 35—78.

Bottomley, G. (1979) After the Odyssey: A Study of Greek Australians (St Lucia: University of Queensland Press).

Bourdieu, P. (1977) Outline of и Theory of Practice (Cambridge: Cambridge University Press).

Bowlby, J. (1953) Child Careandthe Growth of Love (Harmondsworth: Penguin). Bowles, S., and Gintis, H. (1976) Schooling in Capitalist America (London: Routledge and Kegan Paul).

Branca, P. (1978) Women in Europe since 1750 (London: Croom Helm). Bray, A. (1982) Homosexuality in Renaissance England (London: Gay Men's Press).

Bristol Anti-Sexist Men's Conference (1980) A Minimum Self-Definition of the Anti-Sexist Men's Movement', Achilles Heel, 4, p. 2—3.

Brohm,J.-M. (1978) SportA Prison of Measured Time (London: Ink Links). Broker, M. (1976) 'I May-Be a Queer, But at Least I Am a Man: Male Hegemony and Ascribed versus Achieved Gender' in D. Leonard Barker and S. Allen, eds. Sexual Divisions and Society (London: Tavistock), p. 174—198.

Brown, B. (1973) Marx, Freud and the Critique of Everyday Life (New York: Monthly Review Press).

Brown, N.O. (1959) Life Against Death: The Psychoanalytical Meaning of History (Middletown: Wesleyan University Press).

Brownmiller, S. (1975) Against Our Will: Men, Women and Rape (New York: Simon and Schuster).

Bryson, L., and Mowbray, M. (1983) "The Reality of Community Сак, Australian Society, 2, 5, p. 13.

Bullock, A. (1962) Hitler, rev. edn. (Harmondsworth: Penguin). Буллок, ^.Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание: В 2 т. Смоленск: Русич, 1994.

Bullough, V.L. (1979) Homosexuality: a History (New York: New American Library).

Bujra, J., et al. (1984) 'Challenging The Feminist Challenge: A Forum on Bouchier', Network (BSA Newsletter), 29, p. 6—7.

Bureau of Crime Statistics and Research, NSW (1978—9) Homosexual Offences (Sydney: BCSR), Research Report 3.


БИБЛИОГРАФИЯ

Burgmann, M. (1980) 'Revolution and Machismo', in E. Windschuttle, ed. Women, Class and History (Australia: Fontana).

Burnett,}., ed. (1982) Destiny Obscure: Autobiographies of Childhood, Education and Family from the 1820s to the 1920s (London: Allen Lane).

Burney, C. (1977) From Village to Empire: An Introduction to Near Eastern Archaeology (Oxford: Phaidon).

Burton, C. (1985) Subordination: Feminism and Social Theory (Sydney: George Allen and Unwin).

Cahill, S.E. (1983) 'Reexamining the Acquisition of Sex Roles: A Social Interactionist Approach', Sex Roles, 9, 1, p. 1 —15.

Caldwell, L. (1978) 'Church, State, and Family: The Women's Movement in Italy', in A. Kuhn and A-M. Wolpe, eds. Feminism and Materialism (London: Routledge and Kegan Paul), p. 68—95.

Califia, P. (1983) Sapphistry: The Book of Lesbian Sexuality, 2nd edn. (United States: Naiad Press).

Campbell, B. (1984) Wigan Pier Revisited: Poverty and Politics in the Eighties (London: Virago).

Cancian, P.M., and Ross, B.L. (1981) 'Mass Media and the Women's Movement 1900—1977', journal of Applied Behavioral Sciences, 17, 1, p. 9—26.

Carey, G., and Lette, K. (1979) Puberty Blues (Melbourne: McPhee Gribble).

Carr, E.H. (1961) What Is History? (London: Macmillan).

Kapp, Э. Что такое история? М., 1988.

Carrigan, Т. (1981) The Theoretical Significance of the Arguments of the Gay Liberation Movement, 19691981. Ph.D. thesis, Dept of Politics, University of Adelaide.

Carrigan, Т., Connell, R.W., and Lee, J. (1985) Toward a New Sociology of Masculinity', Theory and Society, 14, 5, p. 551—604.

Carroll, J. (1977) Puritan, Paranoid, Remissive (London: Routledge and Kegan Paul).

Carter, A. (1974) Fireworks (London: Quartet).

Carter, A. (1979) TheSadeian Woman: An Exercise in Cultural History (London: Virago).

Casner, M.B., and Gabriel, R.H. (1955) The Story of American Democracy (New York: Harcourt, Brace, Jovanovich), 3'd edn.

Cavendish, R. (1982) Women on the Line (London: Routledge and Kegan Paul).


 


398


399


 


БИБЛИОГРАФИЯ

Central Office of Information, Great Britain (1984) Women in Britain (London:

COI).

Centre for Contemporary Cultural Studies, Women's Studies Group (1978).

Women Take Issue (London: Hutchinson).

Centre for Urban Research and Action (1976) 'But I Wouldn't Want My Wife to Work Here..' A Study of Migrant Women in Melbourne Industry (Melbourne: CURA).

Chafetz, J.S. (1980) 'Toward a Macro-Level Theory of Sexual Stratification and Gender Differentiation, Current Perspectives in Social Theory, 1, p. 103—25.

Chapkis, W, ed. (1981) Loaded Questions: Women in the Military (Amsterdam: Transnational Institute).

Chesler, P. (1978) About Men (London: Women's Press).

Childe, V.G. (1936) Man Makes Himself (London: Watts).

Childe, V.G. (1950 [1925]) The Dawn of European Civilization, 5th edn. (Lon­don: Routledge and Kegan Paul).

Чайлд Г. У истоков европейской цивилизации. М., 1952.

Childe, V.G. (1950) 'The Urban Revolution', Town Planning Review, 21,

p. 3-17.

Chodorow, N. (1978) The Reproduction of Mothering: Psychoanalysis and the Sociology of Gender (Berkeley: University of California Press).

Чодороу, Н. Воспроизводство материнства: Психоанализ и социология ген-дера / Пер. с англ. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН),

2006.

Chomsky, N. (1971) Problems of Knowledge and Freedom (New York: Vintage). Cicourel, A.V. (1964) Method and Measurement in Sociology (New York: Free

Press).

Clark G., and Piggott, S. (1965) Prehistoric Societies (London: Hutchinson).

Clark, W. (1983) 'Home Thoughts from Not So Far Away: A Personal Look at Family', in L. Segal, ed. What Is to Ее Done about the family? (London: Penguin),

p. 168—189.

Cliff", T. (1984) Class Struggle and Women's Liberation (London: Bookmarks).

Cockburn, C. (1983) Brothers: Male Dominance and Technological Change (London: Pluto Press).

Cockburn, C. (1986) Machinery of Dominance (London, Pluto Press).

Collingwood, R.G. (1946) The Idea of History (Oxford: Oxford University Press).

Коллинтвуд Р.Дж. Идея истории. М.: Наука, 1980.


БИБЛИОГРАФИЯ

Collinson, D., and Knights, D. (1984) '«Men Only»: Theories and Practices of Job Segregation' paper to Society for Study of Social Problems, San Antonio.

Comer, L. (1974) Wedlocked Women (Leeds: Feminist Books).

Connell, R.W. (1974) 'You Can't Tell Them Apart Nowadays, Can You?' Search, 5, 7, p. 282—285.

Connell, R.W. (1983) Which Way Is Up? (Sydney: George Allen and Unwin).

Connell, R.W. (1985a) 'Masculinity, Violence and War', in P. Patton and R. Poole, eds. War/Masculinity (Sydney: Intervention), p. 4—10.

Connell, R.W. (1985b) Teachers'Work (Sydney: George Allen and Unwin).

Connell, R.W, Ashenden, D. J., Kessler, S., & Dowsett, G.W. (1982) Making the Difference: Schools, Families and Social Division (Sydney: George Allen and Unwin).

Connell, R.W, Dowsett, G.W, Kessler, S., & Ashenden, D.J. (1981) 'Class and Gender Dynamics in a Ruling-Class School', Interchange, 12, 2—3, p. 102—117.

Connell, W.F. (1980) A History of Education in the Twentieth Century World (Canberra: Curriculum Development Centre).

Connell, W.F., et al. (1975) 12 to 20 (Sydney: Hicks Smith).

Constantinople, A. (1973) «Masculinity-Femininity: An Exception to a Famous Dictum?», Psychological Bulletin, 80, 5, p. 389—407.

Constantinople, A. (1979) 'Sex Role Acquisition: In Search of the Elephant', Sex Roles, 5, 2, p. 121 — 133.

Cook, P., Davey, L, and Vick, M. (1979) 'Capitalism and Working Class Schoo­ling in Late Nineteenth Century South Australia', Australian and New Zealand History of Education Society Journal, 8, 2, p. 36—48.

Cooper, D. (1968) The Dialectics of Liberation (Harmondsworth: Penguin).

Cooper, D. (1971) The Death of the Family (London: Allen Lane).

Coote, A. and Campbell, B. (1982) Sweet Freedom: The Struggle for Women's Liberation (London: Pan).

Corrigan, P. (1984) 'My Body, My «Self»? Trying to See My Masculine Eyes', Resources for Feminist Research, 12, 4, p. 29—32.

Costello.J. (1985) The Pacific War (London: Pan).

Court, D. (1986) The State and Women's Liberation, unpublished manuscript, Macquarie University.

Croll, E.J. (1983) Chinese Women Since Mao (London: Zed Press).

Cucchiari, S. (1981) 'The Gender Revolution and the Transition from Bisexual Horde to Patrilocal Band: The Origins of Gender Hierarchy', in S.B. Ortner and


 


400


401



БИБЛИОГРАФИЯ


БИБЛИОГРАФИЯ


 


Н. Whitehead, eds. Sexual Meanings: The Cultural Construction of Gender and Sexuality (Cambridge, Cambridge University Press), p. 31—79.

Curthoys, A. (1976) 'Men and Childcare in the Feminist Utopia', Refractory Girl, 1, p. 3—5.

Dahrendorf, R. (1973) Homo Sociologies (London: Roudedge and Kegan Paul).

Dalla Costa, M., and James, S. (1975) The Power of Women and the Subversion of the Community (Bristol: Falling Wall Press).

Daly, M. (1978) Gyn/Ecology: The Metaetbics of Radical Feminism (Boston:Press).

Dancis, B. (1976) 'Socialism and Women in the United States, 1900—1917', Socialist Revolution, 6, 1, p. 81 — 144.

Darwin, C. (1928 [1859]) Of the Origin of Species by Means of Natural Selection (London: Dent).

Дарвин, Ч. Происхождение видов пут'ем естественного отбора или сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь. Переводе 6-го изд. (Лондон, 1872). СПб.: Наука, 1991.

Darwin, С. (1890 [1874]) The Descent of Man, and Selection in Relation to Sex, 2nd edn. (London: John Murray).

Дарвин, Ч. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953. Т. 5.

Dasey, R. (1985) Women Workers: Their Employment and Participation in the Labour Movement. Hamburg 1880—1914. Ph.D. thesis, University of London.

David, D.S., and Brannon, R. (1976) The Forty-Nine Percent Majority: The Male Sex Role (Reading, MA: Addington-Wesley).

Davidson, B. (1974) Africa in History: Themes and Outlines, rev. edn. (London, Macmillan).

Davies, M.L., ed. (1977 [1931]) Life As We Have Known It, By Cooperative Working Women (London: Virago).

Davies, M. L. (1978 [1915]) Maternity: Letters from Working-Women (London: Virago).

Dawkins, R. (1976) The Selfish Gene (Oxford University Press).

Докинз, Р. Эгоистичный ген. М.: Мир, 1993.

Delphy, С. (1977) The Main Enemy: A Materialist Analysis of Women's Oppres­sion (London: Women's Research and Resources Centre).

D'Emilio, J. (1983) Sexual Politics, Sexual Communities: The Making of a Homosexual Minority in the United States 1940—1970 (Chicago: University of Chicago Press).


Denno, D. (1982) 'Sex Differences in Cognition: A Review and Critique of the Longitudinal Evidence', Adolescence, 17, 68, p. 779—788.

Department of Health, Australia (1984) Alcohol in Australia: A Summary of Related Statistics (Canberra: Australian Government Publishing Service).

Dinnerstein, D. (1976) The Mermaid and the Minotaur (New York: Harper and Row).

Dixon, B. (1977) Catchingthem Young (London: Pluto Press), Vol. 1: Sex, Race and Class in Children's Fiction.

Dobash, R.E., and Dobash, R.P. (1979) Violence Against Wives: A Case Against the Patriarchy (New York: Free Press).

Dollard.J. (1935) Criteria for the Life History (New Haven: Yale University Press).

Dollard, J. (1937) Caste and Class in a Southern Town (New Haven: Yale Univerity Press).

Dolto, F. (1974) Dominique: Analysis of an Adolescent (London: Souvenir Press).

Donzelot,J. (1979) The Policing of Families (New York: Pantheon).

Dowsett, G. (1982) 'Boiled Lollies and Bandaids: Gay Men and Kids', Gay Information, 11, p. 34—38.

Du Bois, E., Buhle, M.J., Kaplan, Т., Lerner, G., & Smith-Rosenberg, C. (1980) 'Politics and Culture in Women's History: A Symposium', Feminist Studies, 6, 1, p. 26—64.

Duffy, M. (1972) The Erotic World of Faery (London: Hoddcr and Stoughton).

Dunbar, R. (1970) 'Female Liberation as the Basis for Social Revolution', in R. Morgan, ed. Sisterhood is Powerful (New York: Vintage), p. 477—492.

Dworkin, A. (1981) Pornography: Men Possessing Women (London: Women's Press).

Дворкин, А. Порнография: мужчины обладают женщинами II Порнография: мужчины. Гендерные исследования. № 4 (1/2000): ХЦГИ. М., 2000. Р. 6—17.

Dworkin, A. (1983) Right-Wing Women (London: Women's Press).

Eardley, Т., Gould, S., Metcalfe, A., & Morrison, P. (1980) "The Sexual Politics of Men's Work', Achilles Heel, 4, p. 15—19.

Easlea, B. (1983) Fatheringthe Unthinkable: Masculinity, Scientists and the Arms Race (London: Pluto Press).

Edgar, D., and Ochiltree, G. (1982) 'Family Change and Early Childhood Development', Institute of Family Studies Discussion Paper, 6.

Edgar, P., and McPhee, H. (1974) Media She (Melbourne: Heinemann).


 


402


403


 


БИБЛИОГРАФИЯ


 


БИБЛИОГРАФИЯ


 


Edwards, A.R. (1983) 'Sex Roles: A Problem for Sociology and for Women, Australian and New Zealand Journal of Sociology, 19, 3, p. 385—412.

Ehrenreich, B. (1977) 'Towards Socialist Feminism', Heresies, 1, p. 4—7.

Ehrenreich, B. (1983) The Hearts of Men (London: Pluto Press).

Ehrenreich, В., and English, D. (1979) For Her Own Good (London: Pluto Press).

Ehrhardt, A.A., and Meyer-Bahlburg, H.F.L. (1981) 'Effects of Prenatal Sex Hormones on Gender-Related Behaviour', Science, 211, p. 1312—1318.

Eisenstein, H. (1984) Contemporary Feminist Thought (London: Unwin Pa­perbacks).

Eisenstein, H. (1985) "The Gender of Bureaucracy: Reflections on Feminism and the State', in J. Goodnow and C. Pateman, eds. Women, Social Science and Public Policy (Sydney: George Allen and Unwin), p. 104—115.

Eisenstein, H., andjardine, A., eds. (1980) The Future of Difference (Boston: Hall).

Eisenstein, Z.R. (1979) Capitalist Patriarchy and the Case for Socialist Feminism (New York: Monthly Review Press).

Ellis, A. (1976) Sex and the Liberated Man (Secaucus: Lyle Stuart).

Ellis, H. (1923 [1897]) Studies in the Psychology of Sex, Vol. 2: Sexual Inversion. (Philadephia: Davis).

Engels, F. (1970 [1884]) "The Origin of the Family, Private Property and the State', in K. Marx and F. Engels Selected Works (Moscow: Progress Publishers), vol. 3.

Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства II Маркс, К., Энгельс, Ф. Избранные произведения: В 3 т. М., 1986. Т. 3.

Erikson, Е.Н. (1965) Childhood and Society, 2nd edn. (Harmondsworth: Penguin).

Эриксон, Э. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с англ. СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996.

Esterson, A. (1970) The Leaves of Spring: A Study in the Dialectics of Madness (London: Tavistock).

Fairweather, H. (1976) 'Sex Differences in Cognition, Cognition, 4, 3, p. 231— 280.

Fanon, F. (1967) Black Skin, While Masks (New York: Grove Press).

Fanon, F. (1968) The Wretched of the Earth (New York: Grove Press).

Farrell, W. (1974) The Liberated Man (New York: Random House).

Fendrich-Salowey, G., Buchanan, M., and Drew, C. (1982) 'Mathematics, Quan­titative and Attitudinal Measures for Elementary School Boys and Girls', Psychological, 51, l,p. 155—162.


Fernbach, D. (1981) The Spiral Path (London: Gay Men's Press).

Firestone, S. (1971) The Dialectic of Sex (London: Paladin).

Foucault, M. (1980) 'Introduction', in Herculine Barbin (Brighton: Harvester).

Foucault, M. (1980) The History of Sexuality (New York: Vintage), vol. 1: Introduction.

Фуко, M. Воля к знанию. История сексуальности. Т. 1 / Пер. с франц. // Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: Касталь, 1996.

Franzway, S., and Lowe, J. (1978) 'Sex-Role Theory: Political Cul-de-sac?', Refractory Girl, 16, p. 14—16.

Freud, S. (1905) 'Fragment of an Analysis of a Case of Hysteria', in his Complete Psychological Works, standard edn. (London: Hogarth, 1953), vol. 7, p. 1 —122.

Фрейд, З. Фрагмент анализа одного случая истерии (1905) // Фрейд, 3. Ис­терия и страх. М.: СТД, 2006. С. 77—186.

Freud, S. "Three Essays on the Theory of Sexuality', in his Complete Psychological Works, standard edn. (London: Hogarth, 1953), vol. 7, p. 123—243.

Фрейд, 3. Три очерка по теории сексуальности II Фрейд, 3. Психология бес­сознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 122—199.

Freud, S. (1908) '«Civilized» Sexual Morality and Modern Nervous Illness', in his Complete Psychological Works, standard edn. (London: Hogarth, 1959), vol. 9, p. 177—204.

Freud, S. (1913) 'Totem and Taboo', in his Complete Psychological Works, standard edn. (London: Hogarth, 1953), vol. 13, p. 1 — 161.

Фрейд, 3. Тотем и табу. СПб.: Азбука-Классика, 2005.

Freud, S. (1918) 'From the History of an Infantile Neurosis', in his Complete Psychological Works, standard edn. (London: Hogarth, 1955), vol. 17.

Фрейд, 3. Из истории одного детского невроза II Фрейд, 3.. Психоаналити­ческие этюды: Сборник. Минск: ООО «Попурри», 1998. С. 179—269.

Freud, S. (1923) "The Ego and the Id', in his Complete Psychological Works, stan­dard edn. (London: Hogarth, 1961), vol. 19.

Фрейд, З. Я и Оно: Сборник. СПб.: Азбука-Классика, 2006. 288 с.

Freud, S. (1930) 'Civilization and its Discontents', in his Complete Psychological Works, standard edn. (London: Hogarth, 1961), vol. 21.

Фрейд, 3. Неудовлетворенность культурой II Фрейд, 3. Художник и фанта­зирование. М.: Республика. 1995.


 


404


405


БИБЛИОГРАФИЯ

Friedan, В. (1963) The Feminine Mystique (New York: Norton). Фридан, Б. Загадка женственности. М.: Прогресс-Литера, 1993.

Friedan, В. (1982) The Second Stage (London: Michael Joseph).

Friday, N. (1979) My Mother /My Self (Glasgow: Fontana/Collins).

Fromm, E. (1942) The Fear of Freedom (London: Roucledge and Kegan Paul).

Фромм, Э. Бегство от свободы. М.: Академический проект, 2008.

Gagnon, J.H., and Simon, W. (1974) Sexual Conduct: The Social Sources of Human Sexuality (London: Hucchinson).

Gamarnikow, E. (1978) 'Sexual Division of Labour: The Case of Nursing', in A. Kuhn and A.-M. Wolpe, eds. Feminism and Materialism (London: Routledge and Kegan Paul), p. 96—123.

Game, A., and Pringle, R. (1979) 'Sexuality and the Suburban Dream, Australian and New Zealand Journal of Sociology, 15, 2, p. 4—15.

Game, A., and Pringle, R. (1979) 'The Making of the Australian Family', Intervention, 12, p. 63—83.

Game, A., and Pringle, R. (1983) Gender at Work (Sydney: George Allen and Unwin).

Гейм, Э., Прингл, Р. Половые различия на работе II Хрестоматия по курсу «Идентичность в организациях» (2005), с. 82—86.

Garfmkel, H. (1967) 'Passing and the Managed Achievement of Sex Status in an Intersexed Person, Part 1', in his Studies in Ethnomethodology (Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall), p. 116—185.

Гарфинкель, Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. С. 126—193.

Gay Left Collective, ed. (1980) Homosexuality: Power and Politics (London: Allison and Busby).

Genet, J. (1966) Our Lady of the Flowers (StMbzns: Panther).

Giddens, A. (1979) Central Problems in Social Theory (London: Macmillan).

Giddens, A. (1984) The Constitution of Society (Cambridge: Polity Press).

Gilder, G. (1975) Sexual Suicide (New York: Bantam).

Gilding, M. (1984) Theory and History of the Family. A Case Study: Sydney from the 1870s to the 1930s. Ph.D. thesis, Sociology, Macquarie University.

Gilman, C.P. (1979 [1915]) Herland (London: Women's Press).

Godelier, M. (1981) "The Origins of Male Domination', New Left Review, 127, p. 3-17.


БИБЛИОГРАФИЯ

Goffman, E. (1979) Gender Advertisements (Cambridge, MA: Harvard Uni­versity Press).

Goldberg, S. (1973) The Inevitability of Patriarchy (New York: William Morrow).

Goldberg, H. (1976) The Hazards of Being Male (New York: Nash).

Goldhamer, H. (1949) 'Public Opinion and Personality', American Journal of Sociology, 55, p. 346—354.

Goldman, E. (1972a) 'The Traffic in Women', in her Red Emma Speaks (New York: Vintage), p. 143—157.

Goldman, E. (1972b) 'Marriage and Love', in her Red Emma Speaks (New York: Vintage), p. 158—167.

Goldmann, L. (1964) The Hidden God (London: Routledge and Kegan Paul).

Goldmann, L. (1977) Cultural Creation in Modern Society (Oxford: Basil Blackwell).

Goode, WJ. (1982) 'Why Men Resist', in B. Thorne and M. Yalom, eds. Ret­hinking the Family (New York: Longman), p. 131 —150.

Goot, M., and Reid, E. (1975) Women and Voting Studies (London: Sage Pub­lication), Sage Professional Papers in Contemporary Political Sociology, vol. 1.

Gordimer, N. (1979) Burger's Daughter (Harmondsworth: Penguin).

Gough, K. (1971) 'The Origin of the Family', Journal oj Marriage and the Family, 33, p. 760—771.

Gouldner, A.W. (1979) The Future of Intellectuals and the Rise of the New Class (New York: Seabury Press).

Gramsci, A. (1971) Selections from the Prison Notebooks (London: Lawrence andWishart).

Грамши А. Тюремные тетради. М.: Издательство политической литературы, 1991. 4.1.

Greene, G., and Greene, C. (1974) S-M: The Last Taboo (New York: Grove Press).

Greer, G. (1970) The Female Eunuch (London: McGibbon and Kee).

Griffin, C. (1985) Typical Girls? (London: Routledge and Kegan Paul).

Griffin, S. (1980) Woman and Nature (New York: Harper).

Griffin, S. (1981) Pornography and Silence: Culture's revenge against nature (London: Women's Press).

Habermas, J. (1976) Legitimation Crisis (London: Heinemann).

Habermas, J. (1979) Communication and the Evolution of Society (London: Heinemann).


 


406


407


 


БИБЛИОГРАФИЯ

Hacker, A. (1983) US: A Statistical Portrait of the American People (New York: Viking).

Hall, R. (1974 [1928]) The Well of Loneliness (London: Corgi). Hall, R. (1978) Marie Slopes: A Biography (London: Virago). Hamilton, R. (1978) The Liberation of Women (London: George Allen and Unwin).

Hamilton, A. (1981) 'A Complex Strategical Situation: Gender and Power in Aboriginal Australia', in N. Grieve and P. Grimshaw, eds. Australian Women: Feminist Perspectives (Melbourne: Oxford University Press) p. 69—85.

Hanisch, C. (1975) 'Men's Liberation', in Feminist Revolution (New York: Redstockings), p. 60—64.

Hargreaves, D.H. (1967) Social Relations in a Secondary School (London: Routledge and Kegan Paul).

Harper, J., and Richards, L. (1979) Mothers and Working Mothers (Melbourne: Penguin).

Harre, R. (1979) Social Being (Oxford: Basil Blackwell).

Harre, R. (1983) Personal Being (Oxford: Basil Blackwell).

Harris,}. (1970) The Bitter Fight (St Lucia: University of Queensland Press).

Hartmann, H.I. (1979) 'The Unhappy Marriage of Marxism and Feminism: Towards a More Progressive Union', Capital and Class, 8, p. 1—33.

Hartsock, N. (1979) 'Feminist Theory and the Development of Revolutionary Strategy', in Z. Eisenstein, ed. Capitalist Patriarchy (New York: Monthly Review Press), p. 56—77.

Haug, F. (1987) Sexualization of the Body (London: Verso).

Henriques, J., Hollway, W., Urwin, C., Benn, C., and Walkerdine, V. (1984) Changing the Subject: Psychology, Social Regulation and Subjectivity (London: Methuen).

Herdt, G.H. (1981) Guardians of the Flutes: Images of Masculinity (New York: McGraw Hill).

Heron House, ed. (1979) The Book of Numbers (London: Pelham Books).

Hicks, N.(1978) This Sin and Scandal: Australia's Population Debate 1891—1911 (Canberra: Australian National University Press).

Hirschfeld, M. (1942) Sexual Anomalies and Perversions (London: Torch).

Hoch, P. (1979) White Hero, Black Beast (London: Pluto Press).

Hodson, P. (1984) Men...An Investigation into the Emotional Male (London: BBC Publications).


БИБЛИОГРАФИЯ

Hollway, W. (1984) 'Gender Difference and the Production of Subjectivity', in J. Henriques et al., Changing the Subject (London: Methuen), p. 227—263.

Horkheimer, M., ed. (1936) Studien uber Auloritat undFamilie (Paris: Alcan).

Horney, K. (1967) Feminine Psychology (London: Routledge and Kegan Paul).

House of Representatives, Australia, Standing Committee on Aboriginal Affairs (1979) Aboriginal Health (Canberra: AGPS).

Howe, L.K. (1977) Pink Collar Workers: Inside the World of Women's Work (New York: Avon).

Hunt, P. (1980) Gender and Class Consciousness (London: Macmillan).

Hyde, J.S. (1981) 'How Large Are Cognitive Gender Differences?', American Psychologist, 36, 8, p. 892—901.

Inglis, A. (1974) 'Not л White Woman Safe': Sexual Anxiety and Politics in Port Moresby, 1920—1934 (Canberra: ANU Press).

Irigaray, L. (1981) 'This Sex Which Is Not One', in E. Marks and I. dc Courtivron, eds. New French Feminisms (Brighton: Harvester), p. 99—106.

Janeway, E. (1971) Man's World, Woman's Place (New York: Dell).

Johnson, O., and Harley, C. (1980) 'Handedness and Sex Differences in Cogniti­ve Tests of Brain Laterality' Cortex, 16, 1, p. 73—82.

Johnston, C. (1982) 'Foucault and Gay Lib', Arena, 61, p. 62—70.

Johnston, J. (1973) Lesbian Nation: The Feminist Solution (New York: Simon and Schuster).

Jones, E., ed. (1924) Social Aspects of Psycho-Analysis (London: Williams and Norgate).

Joyec, J. (I960) Portrait of the Artist as a YoungMan (Harmondsworth: Penguin and Jonathan Cape).

Jung, C.G. (1953 [1928]) Anima and Animus', Part II, ch. II of'The Relations between the Ego and the Unconscious', in Collected Works (London: Routledge and Kegan Paul), vol. 7, p. 187—209.

Kelly, P. (1984) Fighting for Hope (London: Chatto and Windus).

Kenyon, K., et al. (I960—1983) Excavations at Jericho (5 vols, London: British School of Archaeology in Jerusalem).

Kessler, S., Ashenden, D.J., Connell, R.W., & Dowsett, G.W. (1982) Ockers and Disco-maniacs (Sydney: Inner City Education Centre).

Kessler, S., Ashenden, D.J., Connell, R.W., & Dowsett, G.W. (1985) 'Gender Relations in Secondary Schooling', Sociology of Education, 58, p. 34—48.


 


408


409


 


БИБЛИОГРАФИЯ


БИБЛИОГРАФИЯ


 


Kessler, S.J., and McKenna, W. (1978) Gender: An Ethnomethodologkal Approach (New York: Wiley).

Kinsey, A.C., Pomeroy, W.B., and Martin, C.E. (1948) Sexual Behavior in the Human Male (Philadelphia: Saunders).

Kipling, R. (l9QS)JustSo Stories (London: Macmillan).

Klein, V. (1946) The Feminine Character (London: Routledge and Kegan Paul).

Klima, B. (1962) 'The First Ground-Plan of an Upper Palaeolithic Loess

Settlement in Middle Europe and its Meaning' in R.J. Braidwood and G.R. Willey,

eds. Courses Toward Urban Life (Edinburgh: Edinburgh University Press), p. 193—

210.

Kollontai, A. (1977) Selected Writings (London: Allison and Busby). Коллонтай, A.M. Избранные статьи и речи. М.: Политиздат, 1972. Komarovsky, M. (1946) 'Cultural Contradictions and Sex Roles', American Journal of Sociology, 52, p. 184—189.

Komarovsky, M. (1950) 'Functional Analysis of Sex Roles', American Sociological Review, 15, p. 508—516.

Komarovsky, M. (1964) Blue-Collar Marriage (New York: Vintage). Konrad, G., and Szelenyi, I. (1979) The Intellectuals on the Road to Class Power (Brighton: Harvester).

Korda, M. (1973) Male Chauvinism (New York: Random House). Kosik, K. (1976) Dialectics of the Concrete (Dordrecht: D. Reidel). Kovel, J. (1981) The Age of Desire: Reflections of a radical psychoanalyst (New York: Pantheon).

Kraffi-Ebing, R. von (1965 [1886]) Psychopathia Sexualis, 12th edn. (New York: Paperback Library).

Kramer, S.N. (1963) The Sumerians (Chicago: University of Chicago Press). Kristeva, J. (1981) "Women's Time', Signs 7, 1, p. 13—35. Кристева, Ю. Время женщин II Гендерная теория и искусство. Антология 1970—2000. М.: РОССПЭН, 2005.

Kuhn, A., and Wolpe, A.-M. (1978) Feminism and Materialism (London: Rout-ledge and Kegan Paul).

Lafitte, P. (1957) The Person in Psychology (London: Routledge and Kegan Paul). Laing, R.D. (1960) The Divided Self (London, Twistock). Laing, R.D. (1968) The Politics of Experience (New York, Ballantine Books). Laing, R.D. (1976) The Politics of the Family (Harmondsworth, Penguin). Laing, R.D., and Cooper, D. G. (1964) Reason and Violence (London: Tavistock).


Laing, R.D., and Esterson, A. (1964) Sanity, Madness and the Family (London: Tavistock).

Lane, D., and O'Dell, F. (1978) The Soviet Industrial Worker (Oxford: Martin Robertson).

Lang, T. (1971) The Difference Between a Man and a Woman (New York: John Day).

Lasch, C. (1977) Haven in a Heartless World: The Family Besieged (New York: Basic Books).

Latin American and Caribbean Women's Collective (1980) Slaves of Slaves (London: Zed Press).

Lauret, J.-C. (1970) The Danish Sex Fairs (London: Jasmine Press).

Lefebvre, H. (1976) The Survival of Capitalism: Re-production of the Relations of Production (London: Allison and Busby).

LeGuin, U. (1973) The Left Hand of Darkness (London: Panther).

Lepervanche, M. de (1984) "The «Naturalness» of Inequality', in G. Bottomley and M. de Levervonch, eds. Ethnicity, Class and Gender in Australia (Sydney: George Allen and Unwin), p. 49—71.

Lessing, D. (1962) The Golden Notebook (London: Michael Joseph).

Lewis, G. (1983) Real Men Like Violence (Sydney: Kangaroo Press).

Levi-Strauss, C. (1969 [1949]) The Elementary Structures of Kinship, rev. edn. (Boston: Beacon Press).

Lewontin, R.C., Rose, S., and Kamin, J. (1984) Not in Our Genes: Biology, Ideo­logy and Human Nature (New York: Pantheon).

Linstone, H.A., Lendaris, G.G., Rogers, S.D., Wakeland, W., and Williams, M. (1979) 'The Use of Structural Modeling for Technology Assessment', Technological Forecasting and Social Change, 14, 4, p. 291—327.

Lipman-Blumen.J., and Tickamyer, A.R. (1975) 'Sex Roles in Transition: A Ten-Year Perspective', Annual Review of Sociology, 1, p. 297—337.

Lippert, J. (1977) 'Sexuality as Consumption', in J. Snodgrass, ed. For Men Against Sexism (Albion, CA: Times Change Press), p. 207—213.

Lloyd, S. (1955) Foundations in the Dust: a Story ofMesopotamian Exploration (Harmondsworth: Penguin).

Lukacs, G. (1971) History and Class Consciousness (London: Merlin Press).

Лукач, Г. История и классовое сознание. Исследования по марксистской диа­лектике. М., 2003.


 


410


411


БИБЛИОГРАФИЯ

Lukes, S. (1974) Power: A Radical View (London: Macmillan). Lumsden, A. (1984) 'Gayness Is Good for You', New Statesman (31 August), p. 13—15.

Lyttleton, N. (1984) 'Men's Liberation, Men Against Sexism and Major Dividing Lines'. Resources for Feminist Research, 12, 4, p. 33—34.

Maccoby, E.E., and Jacklin, C.N. (1975) The Psychology of Sex Differences (Stanford: Stanford University Press).

Mclntosh, M. (1968) "The Homosexual Role', Social Problems, 16, 2, p. 182—192.

Mcmtosh, M. (1978) "The State and the Oppression of Women', in A. Kuhn and A.-M. Wolpe, eds. Feminism and Materialism (London: Routledge and Kegan Paul), p. 254—289.

MacKenzie, W.J.M. (1967) Politics and Social Science (Harmondsworth: Penguin).

MacKinnon, C.A. (1982) 'Feminism, Marxism, Method and the State: An Agenda for Theory', Signs, 7, 3, p. 515—544.

McRobbie, A. (1978) 'Working class girls and the culture of femininity', in Centre for Contemporary Cultural Studies Women's Studies Group Women Take Issue (London: Hutchinson), p. 96—108.

Magarey, S. (1985) 'Conditions for the Emergence of an Activist Feminism in Late Nineteenth Century Australia', paper to Sociological Association conference, Brisbane.

Mahler, V. (1981) 'Work, Consumption and Authority within the Household: A Moroccan Case', in K. Young, et al., eds. Of Marriage and the Market (London: CSE Books), p. 69—87.

Malinowski, B. (1955) Sex and Repression in Savage Society (New York: Meridian),

Малиновский, Б. Секс и вытеснение в обществе дикарей. М., 2011.

Mannheim, К. (1940) Man and Society in an Age of Reconstruction (London: Kegan Paul, Trench, Trubner).

Mannheim, K. (1954) Ideology and Utopia (London: Routledge and Kegan Paul).

Мангейм, К. Идеология и утопия II Мангейм, К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

Mannoni, О. (1964) Prospero and Caliban: The Psychology of Colonization, 2nd edn. (New York: Praeger).

Marcuse, H. (1955) Eros and Civilization (Boston: Beacon Press).

Маркузе, Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

Marcuse, H. (1964) One Dimensional Man (London: Routledge and Kegan Paul).

Маркузе, Г. Одномерный человек. М., 1994.


БИБЛИОГРАФИЯ

Marcuse, H. (1972) An Essay on Liberation (Harmondsworth: Penguin).

Marks, E., and de Courtivron, I. (1981) New French Feminisms (Brighton: Harvester).

Marshall, Т.Н. (1950) Citizenship and Social Class (Cambridge: Cambridge University Press).

Martin, W. (1972) The American Sisterhood: Writings of the Feminist Movement from Colonial Times to the Present (New York: Harper and Row).

Matthews, J.J. (1984) Good and Mad Women: The Historical Construction of Femininity in Twentieth-Century Australia (Sydney: George Allen and Unwin).

May, R. (1980) Sex and Fantasy (New York: Norton).

Mead, M. (1935) Sex and. Temperament in Three Primitive Societies (New York: Morrow).

Mead, M. (1950) Male and Female: A Study of the Sexes in a Changing World (London: Gollancz).

Mellaart, J. (1967) QatalHuyuk: A Neolithic Town in Anatolia (London: Thames and Hudson).

Men's Consciousness Raising Group (1971) Unbecoming Men (New York: Times Change Press).

Metcalfe, A., and Humphries, M., eds. (1985) The Sexuality of Men (London: Pluto Press).

Meulenbelt, A. (1976) Feminisme en Socialisme: Een Inleiding (Amsterdam: Van Gennep).

Meulenbelt, A. (1980) The Shame Is Over (London: Women's Press).

Mieli, M. (1980) Homosexuality and Liberation (London: Gay Men's Press).

Miles, K. (1974) Women's Liberation, Class Struggle (Sydney: Words for Women).

Mill, J.S. (1912 [1869]) "The Subjection of Women, in Three Essays (London: Oxford University Press), p. 427—548.

Miller, C., and Smith, K. (1979) Words and Women (Harmondsworth: Penguin).

Miller, P. (1986) Long Division: State Schooling in South Australian Society (Adelaide: Wakefield Press).

Miller, S.M. (1971) "The Making of a Confused, Middle-Aged Husband', Social Policy, 2, 2, p. 33—39.

Millett, K. (1972) Sexual Politics (London: Abacus).

Mitchell, J. (1966) 'Women: The Longest Revolution', New Left Review, 40, p. 11—37.


 


412


413


БИБЛИОГРАФИЯ

Mitchell, J. (1971) Woman's Estate (Harmondsworth: Penguin). Mitchell, J. (1975) Psychoanalysis and Feminism (New York: Vintage Books). Molyneux, M. (1979) 'Beyond the Domestic Labour Debate', New Left Review, 116, p. 3—27.

Molyneux, M. (1981) 'Women in Socialist Societies: Problems of Theory and Practice', in K. Young, C. Wolkowitz and R. McCullagh, eds. Of Marriage and the Market (London: CSE Books), p. 167—202.

Money, J. (1970) 'Sexual Dimorphism and Homosexual Gender Identity', Psychological Bulletin, 74, 6, p. 425—440.

Morgan, D.H.J. (1975) Social Theory and the Family (London: Routledge and Kegan Paul).

Morgan, L.H. (1963 [1877]) Ancient Society (Cleveland World Publishing).

Morgan, M. (1975) The Total Women (London: Hodder and Stoughton).

Morris, D. (1969) The Naked Ape (St Albans: Panther).

Morris, J. (1974) Conundrum (London: Faber and Faber).

Morrison, P., Holland, G., and Trott, T. (1979) '«Personally speaking...» 3 Men Share the Experience of Their Men's Groups', Achilles Heel, p. 12—16.

Moses, J.C. (1978) 'Women in Political Roles', in D. Atkinson, A. Dallin and G.W. Lapidus, eds. Women in Russia (Hassocks: Harvester).

Newland, K. (1975) Women in Politics: A Global Review (Washington,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: