Как наследовать жизнь вечную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие (Лк. 18:18–27) рассказывает о том, как некто из начальствующих (в другом Евангелии говорится, что это был юноша) подошел ко Христу и спросил Его: Господи, что мне сделать, чтобы иметь жизнь вечную? И Христос ему сказал исполнять заповеди, которые каждый из нас знает: не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и мать. И юноша на это ответил: «Все эти заповеди сохранил я от юности моей».

И действительно, те нравственные правила, которые мы знаем как 10 заповедей, данные Моисею на святой Синайской горе, по сути своей являют основу жизни любого человека. И вряд ли человек может называться человеком, если он ворует и убивает, если не почитает своих родителей, если он живет в непрестанном блуде и делает это целью своей жизни, если лжет и лжесвидетельствует... Более того, огромное количество людей, даже не знающих Бога, соблюдают эти заповеди, как непреложные законы человеческой нравственности и морали.

Мы, христиане, собравшись здесь в храме, тоже прежде всего их соблюдаем: они являются основой основ нашей жизни. И вот оказываются, что сами по себе эти заповеди еще не приводят ко спасению.

Соблюдая элементарный нравственный закон, человек может посчитать, что ничего сверх этого ему не нужно, что это и есть цель, которой он достиг. «Я хорош, у меня все есть. Куда мне еще идти и что еще мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Казалось бы, все уже обозначено и решено: мы знаем, что можно и чего нельзя, знаем, как стать благочестивыми людьми. Не забываем мы и о том, что кроме этих человеческих заповедей у нас есть заветы, которые говорят о нашем богопочитании. Что ж, мы верим, что нет иных богов ни на небе, ни на земле. Мы не поминаем Имя Божее всуе. Мы молимся Ему. Почитаем день седьмой. Все мы делаем хорошо! Более того, у нас есть четко обозначенная церковная норма нашей жизни: наш день начинается утренней молитвой и заканчивается вечерней, мы соблюдаем пост в среду и пятницу и все другие посты в году, исправно ходим в храм на богослужения, исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин. У нас есть полнота жизни в Церкви. Не это ли и есть путь к спасению? Не это ли и есть то, что делает христианина христианином, человеком, идущим за Богом?

И вот оказывается, что все это прекрасное, основательное, мощное, доброе, нравственное может, вместо того, чтобы быть путем ко Христу, стать неким «хождением по кругу», когда человек из года в год, из месяца в месяц совершает одни и те же благочестивые правильные поступки, и этим удовлетворяется и успокаивает себя. Ему хорошо и радостно быть благочестивым. Ему удобно быть в сообществе христиан, которые живут в таких рамках жизни, где все очерчено, определено, все понятно и, главное, гарантировано. У него все правильно, все хорошо... Так хорошо, как у этого евангельского юноши.

Но какое-то беспокойство этого юношу гложет. Он понимает, что, должно быть, есть что-то еще. И вот с этим вопросом он обращается ко Христу, к своему

Спасителю: «Учитель благий! Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» И Христос ему на это отвечает: Никто не благ, только один Бог, тем самым показывая, что вопрос, который задает этот человек, обращен непосредственно к Богу. Это очень серьезно. Это очень важно в жизни каждого человека – научиться вот так с Богом разговаривать, научиться задавать вопросы напрямую и в какой-то момент всерьез задать Богу вот такой вопрос: что мне делать, наконец-то, чтобы наследовать жизнь вечную? Потому что вопрос о вечной жизни, вопрос нашего отношения с Богом очень часто у нас, «благочестивых христиан», уходит за рамки нашей жизни. Нам не о чем спрашивать у Бога. Нам и так все ясно. У нас на всё есть ответы.

И вот в Евангелии мы видим, что такой человек, юноша, у которого, казалось бы, все так ясно и понятно, который знает, как жить правильно, вдруг задает Богу этот вопрос...

Давайте подумаем сейчас хотя бы немного о том, как можно беседовать с Богом. как можно задавать Ему вопросы. как можно вдруг получать от Него ответы.

Ведь с Господом разговаривать – это очень большая ответственность. Большая ответственность – молиться Ему. Не просто правило «вычитывать», произнося привычно знакомые слова, а по-настоящему обращаться к Богу с вопросом, со словом. Это и есть настоящая молитва.

Мы не привыкли получать от Бога ответы на наши молитвы. Когда мы читаем утренние и вечерние правила, разве мы думаем о том, чтобы получить от Бога ответ? Разве мы надеемся, что Он ответит нам на наши утренние и вечерние молитвы? Нет, мы исполняем заведенное правило. А это очень важно человеку – слышать Бога.

И вот этот евангельский юноша вдруг получает от Бога ответ – неожиданный ответ, не ободряющий и не утешающий его, не гарантирующий ничего, не говорящий как бы: «Как здорово, что ты все так хорошо делаешь, вот и славно, живи так дальше!» Господь говорит ему очень неприятные слова: «А теперь все это раздай, отрешись от этого, как от своего богатства, и иди за Мной». А что значит «иди за Мной»? Куда это – идти за Богом? Как это – идти за Богом? Что это значит?

Ответ мы снова находим в Евангелии. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:34–35). Вот что значит идти за Христом. Это значит – «идти туда не знаю куда». Это значит – пойти за Ним, не ожидая, что Он будет вести нас за ручку, как мама водила нас, маленьких, только начавших ходить. Путь за Господом не будет пролегать по широкой освященной дороге: скорее придется идти туда, где – не видно, куда идти. Придется сделать шаг в неизвестность, как однажды это сделал апостол Петр, когда, увидев Христа в буре, во мгле и мраке, сказал: Господи!Повели мне прейти к Тебе по воде! (Мф. 14:28). Вот так надо идти!

И когда вдруг наступает главный момент, момент решительного выбора – надо доверить свою жизнь Богу до конца. Надо осмелиться пойти за Христом, не видя Его, не слыша Его, а только зная Его и веря Ему.

Евангельский юноша уходит опечаленный, потому что нет у него решимости, нет мужества, нет веры, чтобы идти за Христом. А их и не может быть. Апостолы не зря спросили Христа: Господи, кто же может спастись? (Лк. 18:26) Кто же может исполнить Твое Евангелие? Кто способен по-настоящему эти Твои слова вместить?

Трудно было слышащим вместить слова Господни. Однажды так уже было в жизни апостолов, когда Христос говорил о Себе, как о Хлебе, сшедшем с небес (см. Ин. 6:47–68). И очень многие после таких слов Спасителя ушли от Него. Тогда Господь обратился к Своим ученикам и спросил: Не хотите ли и вы Меня оставить? И Петр ответил Ему: Господи, куда же нам идти? Ты имеешь глаголы жизни вечной (Ин. 6:68).

И вот сейчас они спрашивают то же: «Господи, кто же может исполнить эти глаголы вечной жизни, которыми Ты мучишь нас, которыми Ты нас призываешь? Кто?» И Христос отвечает: «Никто. Людям это невозможно».

Человеку невозможно своими силами исполнить Евангелие. Это действительно книга не человеческая, апостол Павел так и говорит: Братья! Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое (Гал. 1:11). Это слово Божие, которое может, как сказано сегодня в Апостоле, в нас вселиться изобильно. Только тогда, когда Сам Господь Своим словом вселяется в человека, это становится возможным. Это становится возможным, когда человек открывает свое сердце для Слова Божия, когда не боится Ему себя доверить. Тогда Господь начинает действовать в человеке.

Невозможное человекам возможно Богу. Возможно Богу вселиться в каждого из нас. Возможно Богу наполнить нас Собой, сделать Своими, сделать родными Ему до конца. Для этого нужно только одно – решиться себя доверить Богу так, как Он доверил Себя нам.

Проходят дни Богоявления, дни Боговоплощения, пришествия Сына Божия во плоти. Они проходят, как дни церковного календаря, но они не проходят в существе своем, потому что Господь всегда с нами. Сегодня и всегда Он тот же, сегодня Он так же приходит к нам, как пришел к апостолам, и так же, как Он отвечает этому благочестивому молодому человеку, отвечает Господь и нам на наши вопросы. Оказавшись одним из нас, восприняв на Себя всю полноту человеческой природы, со всеми человеческими чувствами, проблемами, горестями, со всем человеческим «алканьем и жажданьем» воды, хлеба и правды, Он доверил Себя человечеству, отдал Себя нам до конца.

Но происходит это только тогда, когда человек действительно понимает, что следование за Богом – это вовсе не исполнение определенных действий, «добрых и благочестивых традиций», могущих принести исполняющему их какие-то блага.

Христос зовет нас за Собой. Он ждет от нас определенной решимости. Но прежде всего Он ждет вот этого честного вопроса, для которого каждый из нас должен дорасти, созреть. Ведь, задавая такой вопрос, надо, конечно, быть готовым получить на него ответ. Но если мы не зреем, если нас устраивают только внешние вещи и правила, мы никогда никуда не придем. Мы будем ходить по кругу. Мы остаемся на месте, останемся со своим человеческим, а все человеческое оскудевает, кончается, оно не вечное. Если же мы хотим наше человеческое сделать вечным, мы должны помнить, что сделать это можно только одним образом: доверив себя Богу до конца. И только тогда, услышав слова Христа о том, что невозможное человеку возможно Богу, не испугаться и, в отличие от этого юноши, все раздать и пойти за Христом.

Аминь.

 

Нагорная проповедь

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня в Евангелии мы слышали часть нагорной проповеди Спасителя (Мф.6:22–33).

Эти слова известны даже тем людям, которые никогда Евангелие не читали – они стали почти поговорками. Христос говорит о небесных птицах, которые не сеют, и не жнут, и в житницы не собирают, и Господь их питает. Спаситель говорит о полевых лилиях, которые не трудятся, не прядут, и одеты лучше, чем одевался Соломон во времена своей славы. Он говорит о том, что каждый из нас должен выбрать для себя самое главное и, сделав этот выбор однажды, следовать ему до конца.

Мы сделали этот выбор. Мы знаем, Кто наш Господь, мы знаем Его имя. Его имя – Любовь. Его имя – Отец. Но, сделав этот выбор однажды, мы не всегда оказываемся ему верными, потому что очевидные законы этого мира и правила жизни, которые мир предлагает, противоречат тому, что говорит нам Христос.

Ну как же можно человеку жить и не думать о том, что ему есть? Как может человек жить и не думать, во что ему одеться? Человечество перестало бы существовать, стал бы невозможным прогресс, вообще какое-либо развитие... Можно ли так жить?

Выходит, что Христос говорит неправду, и Евангелие не имеет к нам отношения?

Действительно, чаще всего так и бывает, что Евангелию в нашей жизни места нет. Но не потому, что оно не содержит в себе истину, а потому, что наша собственная жизнь исковеркана грехом и далеко отстоит от правды Божией. Каждый раз, когда мы знаем, что надо поступить по Евангелию, а мир предлагает совсем другие варианты, мы предпочитаем выбрать пути мира сего, понимая: поступи мы по-евангельски, обязательно в этом мире проиграем.

И вот получается, что мы живем как-то двояко. Читаем Евангелие и думаем: «Какие удивительные слова Христос говорит! Как хочется в это верить, как хочется этим жить...» А потом выходим в мир и начинаем решать свои проблемы совсем другими методами. И происходит это по одной просто причине: мы не верим Евангелию. Мы не верим до конца, что Слово Божие живо и действенно, как говорит апостол Павел, что оно острее всякого меча обоюдоострого, который проникает в человека до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (см. Евр. 4:12).

И вот только потому, что вера наша двояка, что мы все время хотим поработать одновременно Богу и мамоне, Евангелие для нас оказывается безжизненным. Ничего у нас не получается ни с нами самими, ни вокруг нас, ни в том, что мы действительно хотели бы сделать для Бога. Где нет настоящей веры, там не бывает чудес. Там законы этого мира, жесткие и, как нам кажется, абсолютные, всегда будут побеждать евангельские заповеди, потому что законы этого миру могут быть побеждены только настоящей верой, доверием и большим упованием на Бога.

Мы сегодня слышали слова апостола Павла, что упование на Бога никогда не может посрамиться. Надежда не постыжает, – говорит апостол (Рим. 5:5). А наш собственный опыт неизменно показывает, что именно наша надежда всегда и бывает постыжена. Мы начинаем надеяться на что-то мирское, обычное, человеческое, что обязательно потом рухнет. Надежды и мечты наши чаще всего не сбываются: мы надеемся на лучшее, а это лучшее не приходит, мы надеемся, что наконец что-то изменится, но ничего не меняется. Потому что в мире, который живет без Бога, нет никакой надежды. Надежда есть только во Христе.

И надежда во Христе неотъемлема еще от двух удивительных добродетелей, о которых тоже говорит апостол Павел: веры и любви (1Кор. 13:13). Когда есть вера и настоящая любовь к Богу, крепкое упование на Него, тогда слова, завершающие это евангельское чтение – взыщите прежде Царствия Божие и правды его, а все остальное вам приложится (Мф. 16:33) – могут стать для человека истиной. Когда человек вдруг решится по-настоящему забыть о законах этого мира и пойти за Христом, поверив этим Его словам, тогда все вдруг встанет для него на свои места, несмотря ни на что: несмотря на законы этого мира, на убеждения ближних, на весь опыт прошедшей жизни. Тогда надежда вдруг окажется реальной, любовь начнет приносить свои плоды, а вера – двигать горами. Тогда человек сможет ходить по водам.

Нет ничего более важного для каждого из нас, чем стремиться в Царство Небесное, жить по правде Божией. А если мы все время выбираем какую-то другую, мирскую правду, то мы сможем, конечно, устроиться в этом мире, но надежды и упования у нас не будет никогда. Потому что нет надежды там, где есть расчет. Нет надежды там, где работают только жесткие «законы рынка». Надежда есть там, где, казалось бы, нерушимые и вечные законы падшего мира вдруг раздвигаются, и оказывается, что ты уже не сам идешь, а Господь тебя ведет. В этот момент ты понимаешь, что именно это и есть правда. Это и есть тот путь, который однажды за тебя и для тебя уже проложил Христос. Путь, который не укладывается ни в какие рамки законов, потому что это дорога в Царствие Небесное, Царство правды Божией, так непохожей на правду этого мира.

Когда кому-то из нас вдруг удается по-настоящему услышать слова, которые нам Христос говорит, и несмотря ни на что забыть законы этого мира, начать искать правды Божией и ставить ее на первое место, тогда сам человек становится другим. Все в нем выстраивается правильно, по-евангельски. Там, где на первом месте правда Божия, все остальное Господь обязательно даст. Он даст именно то, что нужно: не то, что нам хочется, не то, что нам кажется совершенно необходимым фундаментом нашей жизни. Но Господь даст Самого Себя, даст нам Свою жизнь, и нашу, человеческую жизнь выстроит наподобие Своей Божественной жизни, и уже здесь, на земле, она будет полна Царствием Небесным, которое мы сегодня провозгласили в начале Божественной Литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Будем же всегда этого искать и не верить, будто мир может победить Евангелие.

Аминь.

Все возможно верующему

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшнее Евангелие (Мк. 9:14–29) повествует о том, как Господь, сходя с Фаворской горы, встречает толпу людей, и к Нему подходит человек и обращается c просьбой об исцелении сына. Сын испускает пену, скрежещет зубами, цепенеет... Отец всюду обращался за помощью, даже к апостолам, и никто ему не помог. И Христос говорит такие горькие слова: О, род неверный!Доколе буду с вами? Доколе буду терпеть вас? Он просит привести к Нему отрока, спрашивает, как давно с ним происходит это несчастье, и оказывается, что тот с самого раннего детства страдает таким страшным беснованием. И отец просит Христа помочь. И на это Господь говорит: Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. А отец отвечает: Верую, Господи! Помоги моему неверию! После этих слов Господь исцеляет отрока.

Вот такие слова Господь произносит: Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. Также перед Своим вознесением Он говорит: Кто будет веровать, те именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками, будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы (Мк.16:16–18). Вот такое свидетельство Господа о тех, кто может веровать.

Когда мы читаем эти слова, мы никак не можем их к себе обратить, потому что не можем поверить в то, что верующему все возможно. Эти слова совершенно недоступны для нашего осознания. Как же так может быть? Как такое вообще возможно?! Но евангельские

слова – правда, они про нас и для нас написаны. Над этим в свое время горько издевался Смердяков, говоря: «Ну если вы верующие, скажите этой горе, – пусть она сойдет и ввержется в море!» И эти издевательские слова к нам относятся.

Если мы верующие, то почему же с нами не происходит того, что происходит в Евангелии? Почему же те слова, которые Господь говорит, никоим образом не являются фактом нашей жизни? Удивительно... Если хоть сколько-то можешь веровать, все возможно верующему. Про кого это? Про отца бесноватого отрока? Или про нас? Отец отрока говорит: Господи, верую, помоги моему неверию! Что стоит за этими словами?

Ведь Господь с самого начала говорит укоряющие слова: «О род неверный!» И говорит Он так людям, которые вроде бы обращаются к Нему с верой, подходят с просьбой, с молитвой: «Помоги, услышь!» Разве такое обращение к Богу не есть сама вера? Но оказывается – нет.

Задумаемся: ведь слово вера имеет один корень со словом верность. Если в нашем обращении к Господу есть только желание что-то для себя получить, выпросить или, в крайнем случае, что-то внешнее исполнить, но нет верности, то какая же это вера? Именно верностью Богу, то есть следованием за Ним до конца, проверяется наша вера.

Что такое верность и неверность по отношению к своим близким, по отношению к свому супругу или супруге, к детям, друзьям, мы все прекрасно понимаем. Но так же точно эти понятия существуют и по отношению к Богу. И вот оказывается, что здесь мы очень часто оказываемся неверны. Потому что Богу верность хранить нужно везде и всегда, в каждом конкретном случае, в простом и в сложном, в маленьком и в большом. Но когда дело касается конкретного поступка, очень легко сказать – что за малость, если я такую вещь сделаю... это же ерунда!.. если я то посмотрю или это послушаю, немножечко себе позволю то, что не угодно Богу? И вот из этого состоит вся наша жизнь, из этой неверности, из желания что-то сделать для себя, сделать так, чтобы в этот момент Бог нас «не видел», чтобы Он от нас как бы «отвернулся», или мы бы от Него где-нибудь спрятались. По чуть-чуть. понемножку. в самом незначительном чем-то.

А оказывается, что из этого чуть-чуть и немножко вся наша жизнь и складывается. И поэтому никто из нас не может ни смерть победить, ни больного исцелить, ни бесов изгнать – ничего. И гору переставить, конечно, не сумеем. И, представ перед Богом в молитве, мы можем услышать те самые слова, которые Христос обращает к отцу бесноватого: О род неверный!

Простых вещей сделать не можем! Пост соблюсти как следует. Быть ответственным за обещания, данные Богу или ближнему. Послужить, поддержать, прийти на помощь. Желание есть, а верности – нет, именно тогда, когда как раз проверяются наша вера, наша стойкость.

И второе однокоренное вере слово – это доверие. Доверие Богу выражается в том, что человек не боится всю свою жизнь на Него возложить, не боится слов, которые мы слышали в прошлый воскресный день, когда выносили Крест Животворящий: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее (Мф. 16:24–25). Погубить свою жизнь ради Бога, то есть забыть о своей внешней жизни, а Богу себя посвятить, мы не можем решиться. Не можем до конца пойти этим путем, по-настоящему откликнуться на этот зов Божий: Возьми крест свой и иди за Мной! Как евангельский юноша, мы готовы сделать что-то внешнее: заповеди исполнять внешним образом, даже раздавать свое имение – и думать, что этим наша вера и определяется. А вот все бросить и пойти за Христом... Вот здесь мы все останавливаемся, потому что это слишком страшно. А в этом и состоит второе основание веры: довериться Богу до конца.

И вот если ты хоть сколько-то можешь вот так веровать, – говорит Господь, – тогда для тебя все делается возможным. Для верующего так – все открывается, несмотря на то, что человеческая жизнь часто складывается, как жизнь этого несчастного отца, когда человек, как писал поэт, оглядываясь, видит лишь руины, лишь свои грехи, которые как шлейф, за ним тянутся. Видит и понимает, что ничего нельзя вернуть, ничего нельзя восстановить, и то, что он натворил в своей жизни, за ним идет, идет и идет. И остается ему только просить: Господи, помоги!

Но вот всецело веровать Господу очень сложно, и мало кто – так верует.

Поэтому и говорит евангельский отец: Верую, Господи, помоги моему неверию! – понимая, что он хочет так веровать, но не может и просит Бога этой вере помочь. Он готов на нее решиться, понимая свое бессилие. Тогда Господь приходит на помощь. И к нам Он может прийти, если мы сможем от сердца захотеть, решиться на такое безумие: так Богу доверять, чтобы пойти за Ним и сказать эти слова: Верую, Господи, помоги моему неверию!

После того, как бесноватый отрок был исцелен на недоуменный вопрос учеников, – почему мы не могли беса изгнать? – Господь ответил: Этот род изгоняется только молитвой и постом (Мф. 17:21). Пост и молитва воплощают как раз те две добродетели, о которых мы сегодня говорим. Пост – это образ верности, а молитва – это образ доверия, недаром самыми главными словами нашей молитвы являются слова Да будет воля Твоя (Лк. 11:2).

И вот если пост и молитва для нас наполнятся этим своим подлинным содержанием: пост станет образом верности, а молитва – образом доверия Богу, тогда все для нас сделается возможным.

Господи, милостив буди нам грешным, помоги, Господи, нашему неверию!

Аминь.

В день Святой Троицы

Во имя Отца, Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний день, который мы называем Днём Святой Троицы, по-настоящему открывает для нас смысл нашего богопочитания, смысл нашего обращения к Богу.

Самое главное знание, которое человек в этой жизни должен получить, – это знание о том, каков Он – его Бог? Что значит для христианина глубокое истинное знание Бога, в Которого он верит?

К сожалению, именно этот вопрос не слишком часто тревожит сердце, как ни странно, даже и верующего человека. Чаще всего мы хотим от Бога очень много доброго и хорошего, прекрасного и замечательного, но только не Самого Господа.

А сегодняшний день-день сошествия Святого Духа на апостолов – показывает, что Господь снова отдает нам Самого Себя. Однажды Он отдал в мир Своего Сына Единородного, Бог-Сын положил за нас Свою жизнь, приняв крестную смерть, а теперь Бог-Отец дарует верующим в Него Духа Своего Святого, Господа. Господь всё время предлагает человеку только одно: Самого Себя.

А человеку это, оказывается, не очень нужно...

Как часто встречаешь людей, называющих себя христианами, которые не читают Евангелие; христиан, которым не интересен Христос, которым неважно, Кто такая Матерь Божья. Зато очень важно знать, что «означают» разные Её иконы, и что можно от этих чудотворных икон для себя получить. Нередко человеку Бог делается «интересен» именно с точки зрения выгоды: «А что Он даёт? Что Он принесёт в мою жизнь?» И в таком случае все отношения с Богом – молитвы, даже внешнее исполнение Божественных заповедей – исходят именно из такого корыстного желания: что-то для себя приобрести.

Сегодня Церковь празднует пришествие правды Божьей, празднует рождение самой себя, как хранительницы и утверждения этой правды (столп и утверждение истины (1Тим. 3:15) – так о Церкви говорит апостол Павел).

Этот праздник снова говорит о том, что Бог отдает нам только Самого Себя, никак не меньше – и, по большому счету, ничего другого в нашей вере нет и быть не может. Именно этому учит нас Слово Божие, наставляя прежде всего другого взыскать Царства Небесного и правды его (см. Мф 6:33).

Сегодняшний день, день даров Святого Духа, как раз для тех, кто этих даров жаждет. Очень важно для нас – понять, нужны ли нам эти прекрасные дары, о которых говорит Священное Писание: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23)? Принявшие эти дары Божьи распяли плоть со страстями и похотями: они Духом живут и Духом дышат (см. Гал. 5:24–25).

А мы приходим в Церковь за этим ли? Нам это нужно? Эти дары мы хотим по-настоящему иметь? Ради этих даров мы каждое утро встаем и каждый вечер ложимся с молитвою? Или мы чего-то другого ищем?

А ведь дары Святого Духа – для нас. Нам может казаться, что они для иных, великих людей, называемых святыми: преподобного Сергия Радонежского, Серафима Саровского, многих других святых, которые смотрят на нас с икон... Вот у них эти дары есть! А нам куда до святых... А потому-делаем мы вывод – просить нужно чего-нибудь небольшого, чего-то такого простенького: здоровья, конечно, успехов в труде, счастья в личной жизни... Ну что нам ещё нужно, чтобы хорошо в этом мире жить?

Но именно этих даров Церковь и не предлагает.

Ведь Церковь Христова не занимается проблемами человеческого счастья, но она дарует нам совсем другое – Бога, жизнь истинную, любовь Божественную, которая может так наполнить христианина, что вся его жизнь изменится. Может быть, такой человек никогда не станет счастливым, по привычным для нас меркам «счастья». Но он будет с Богом в постоянной радости, несмотря на все окружающие его скорби и несчастья. Такие примеры мы знаем из жизни тех, кто этой любви Божественной коснулся, кто её получил, потому что искал – только Бога, только Его одного. И Господь таким людям открыл Себя.

Вот мы сегодня за этим пришли: чтобы открыть свои сердца для Бога, чтобы Дух Святой «пришёл и вселился в нас и очистил нас от всякия скверны», чтобы Он в нас жил, а мы бы жили Им. И ни для чего другого.

Если мы это знаем, в это верим и этим живем, действительно взыскуя прежде всего Бога, тогда то, что Господь говорит в Евангелии, на нас обязательно исполнится: ищущим Царствия Его и правды Его все остальное приложится (см. Лк. 12:31). Господь нам даст все необходимое для того, чтобы Царствие Небесное в нас жило и расширялось.

Поэтому сегодня и всегда будем просить у Бога только одного: Его Самого.

Аминь.

В день памяти

усекновения главы Иоанна Крестителя

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

В сегодняшний день Церковь торжественно отмечает день усекновения главы Иоанна Крестителя (Мк. 6:14–30). Людям, живущим нецерковной жизнью, для которых само слово «праздник» связано исключительно с радостными событиями, наверное, довольно странно узнавать о том, что христиане празднуют подобный день. Ведь в этот день произошла трагедия, было совершено страшнейшее преступление: нечестивый царь Ирод убил одного из самых лучших людей, когда-либо рожденных на земле (так засвидетельствовал Сам Христос: «Из рожденных женами не восставал больший человек, чем Иоанн Креститель» (см. Мф. 11:11)). И вот в этот день ему беззаконно, предательски отрубили голову во время пиршества, во время блудных плясок. Как можно это событие отмечать, как праздник, как торжество?!

Это действительно особенный день для Церкви, великий праздник-усекновение главы Иоанна Крестителя. Что же мы празднуем? Чему радуемся, когда этот день должен был быть полон слез, скорби и осознания того, что злоба в этот мире так безнаказанно и так нагло себя проявляет с древних времен и до сегодняшнего дня?

А празднуем мы – победу, и этим торжеством свидетельствуем о том, что каким бы образом этот мир ни восставал на правду Божию, так просто уничтожить ее невозможно. Тому подтверждением и являются наше поклонение и почитание Иоанна Крестителя, и дня его смерти.

Давайте вспомним, что же случилось. Иоанн Креститель, пророк Божий, родственник Христа по крови, вышел проповедовать покаяние, приближение Царства Небесного. Он возвещал, что теперь для каждого человека открыта возможность стать другим, изменить себя, а вместе с этим и изменить весь мир. Ведь мир так удивительно сотворен Богом, что он очень зависит от каждого из нас. Наш собственный внутренний мир делает мир внешний либо замечательным, прекрасным и райским, либо отвратительным и мерзким, полным греха и беззакония, невинных смертей, трагедий и катаклизмов.

И вот Иоанн Креститель пришел проповедовать, что Царство Небесное к нам всем приблизилось, и каждый может в это Царство войти покаянием и, вместе с этим, весь мир в Царство Небесное подвигнуть. Предтеча показал пример того, как это можно сделать, он сам был таким удивительным примером, гласом Божиим, вопиющим в пустыне (Мк. 1:3). И вот этот глас был услышан. Мы знаем, как. Приходили к Иоанну на Иордан люди разных сословий, уровней жизни, совсем разных по своему нравственному состоянию: и мытари, и солдаты, и фарисеи – всякие люди. В те дни пришел к нему Христос, ничем себя из толпы не выделяя. Люди, принимавшие крещение с покаянием, отходили от Иоанна Крестителя совсем иными. И мы знаем, что первые ученики Христа, апостолы Андрей и Петр, были учениками Иоанна: они от него пришли ко Христу. Вот так Предтеча и приводил людей ко Спасителю, а вместе с этим – возвещал правду Божию во всем и всегда.

Как проповедник Света, он не терпел никакую тьму. Он узнал о том, что Ирод, властвующий тогда в Иудее, и внешне пытающийся сохранять Закон Божий, поступил беззаконно. Он совершил два преступления – одно против собственного брата, забрав у него жену и женившись на ней, а второе – против Бога, открыто нарушив заповеди Божии, показав всем людям, что ему, как царю, можно все, что над ним не властен никакой закон – ни человеческий, ни Божеский. Вот против этого Иоанн Креститель и восстал, он открыто обличал Ирода, и за это безбоязненное обличение Ирод посадил его в темницу.

И в темнице Иоанн Креститель не молчал, не смирял себя тем, что он уже ничего не может сделать. Он так сумел с Иродом говорить, как мы слышали сегодня в Евангелии, что Ирод слушал его с удовольствием и очень многое делал так, как Иоанн Креститель ему говорил. Как надо было говорить с этим изуродованным человеком, чтобы тот слушал! Заметьте, Ирод был сыном того Ирода Великого, который убил отца Иоанна Крестителя, Захария. И вот Иоанн вдруг с ним говорит, как с человеком, говорит с любовью, говорит проникновенно, пытаясь спасти его грязную душу, вывести ее из ада. И Ирод, который был на человека-то уже не похож, оказывался способным Иоанна Крестителя слышать с удовольствием, исполнять его наставления. Он боялся с ним что-либо сделать, как пишется в Евангелие.

Единственное, что Ирода делало человеком, – это присутствие Иоанна Крестителя в его жизни. Как присутствие совести в любом состоянии делает нас людьми. И вот Предтеча выступает как совесть: он, с одной стороны, обличает, а с другой – просвещает и ведет ко спасению. И Ирод вдруг оказался на пути ко спасению. У этого человека была удивительная возможность, слушая

Иоанна Крестителя, исправить свою жизнь, понять, кто он такой, радоваться тому, что есть в его жизни рядом – хоть в темнице, но все же – голос правды и света, который он начал понимать. Вы представляете, как бы изменилась история этого мира, если бы Ирод до конца смог услышать голос Иоанна Крестителя, если бы Ирод пошел до конца в своем желании слышать голос правды Божией и идти по нему! Как бы поменялось все вокруг нас! Евангелие бы по-другому было написано. Мир стал бы другим!

Но он этого не сделал, он потерял себя, погиб. Он услышал голос страсти и греха, сказал ложь, которая выглядела, как правда. Он поклялся – а это ложное понимание правды, а потом – не смог не исполнить своего обещания, данного этому безбожному миру. С каким же ужасом, наверное, взирал Ирод на голову Иоанна Крестителя, потому что с этой минуты он окончательно погиб, с этой минуты он окончательно себя уничтожил, перестал быть человеком.

А Иоанн Креститель, наоборот, особенным образом стал проповедовать правду Божию, потому что он первый среди ада возвестил, что пришло спасение мира. К тому времени, когда Христос сошел в преисподнюю в своей победе над смертью, весь ад уже был обращен ко Спасителю и ждал избавления от смерти. Вот она – правда Божия, голос которой невозможно никаким образом заглушить! Чтобы ее возвещать, нужно только то, о чем говорил сегодня апостол Павел в Послании к коринфянам: Братья, бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды. Все у вас да будет с любовью (1Кор. 16:13–14). Это сказано для каждого из нас, потому что и каждому из нас Господь поручил в этом мире являть свет и правду Божью: не молчать, не прятаться, а просто жить по правде Божьей и всем ее возвещать, обличая грех, зло, лицемерие и беззаконие.

Мало нам, христианам, быть хорошими и порядочными, мало нам просто заниматься своей собственной внутренней жизнью, не обращая внимания на то, что творится вокруг нас, на то, что мир погибает, потому что апостол Павел говорит так: Не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте (Еф. 5:11).

И вот Иоанн Креститель подает нам такой пример, как должен христианин в этом мире жить, как он должен реагировать на неправду, на беззаконие, на то, что творится вокруг нас. Посмотрите, что происходит вокруг нас! Ведь мы, христиане, тоже несем большую ответственность за то, что зло так распространяется, что ложь торжествует, что беззаконие перешло всякие пределы. За все это и мы тоже несем ответственность.

Мы должны знать, что наше мужество, наше стояние в нашей вере и любовь должны быть известны не только нам, не только внутри нашего христианского сообщества, но они должны выйти за пределы наших храмов, возвещены в этом мире, который ждет от нас, христиан, от Церкви, от наших священников, ясный и четкий голос правды Божьей.

Аминь.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: