В день памяти новомучеников и исповедников Российских

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: «за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание». Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 8:35–39).

Такие слова звучат в день памяти новомучеников и исповедников российских. Для нашей Церкви, пережившей период страшнейших гонений это, наверное, самый главный праздник, самое главное наше торжество.

Я вспоминаю те годы, когда не только память новомучеников в Церкви не праздновалась, но когда многие священники боялись даже на Литургии поминать за упокоение имена пострадавших за веру. Всякое упоминание тех, кто отдал свои жизни за Христа, в советский период было чревато последствиями. Мало кто решался тогда как-то обнаружить свое отношение к этим людям. Но, с другой стороны, для каждого верующего человека все, связанное с новомучениками, было необыкновенно драгоценно. Великой святыней и великим богатством для христиан того времени считалось, например, иметь у себя дома маленькую картонную иконочку с изображением новомучеников и исповедников российских, напечатанную за рубежом и с большим трудом переправленную в Россию. Или, например, величайшим счастьем было хранить какую-нибудь случайную фотографию епископа, который сидел на Соловках, – а ведь наличие такой иконочки или такого снимка вполне могло сойти за антисоветскую пропаганду, с соответствующими для человека последствиями... Как же бережно хранилась и ценилась память мучеников за веру в те годы, когда официально они не почитались!

Сердца верующих людей тогда были полны щемящим и глубоким, радостным и истинным почитанием новому-чеников и исповедников российских. А если сегодня у современного православного русского христианина спросить: «Есть ли у тебя дома икона новомучеников?» – очень многие скажут в ответ: «Нет. А зачем это нужно?»

Действительно, что для нас сегодня означает почитание этих людей, которые отдавали свои жизни за Христа в тот страшный период гонения на Церковь?

Когда мы празднуем память великих мучеников древних времен, мы с удивлением понимаем, что почитание их – очень странное. Великомученик Георгий с годами и веками превратился почему-то в покровителя земледельцев и скотоводов... Святой великомученик и целитель Пантелеймон стал эдаким «волшебником», дарующим здоровье. А сам подвиг мученичества, подвиг стояния за Христа, великое свидетельство веры будто бы ушли на задний план.

И действительно, странно сегодня молиться нашим новомученикам, когда мы живем в столь благополучное время, когда все так хорошо, как нам кажется. А тогда, при советской власти, это почитание – неофициальное, подпольное – было, потому что христиане знали не понаслышке, чего стоило стояние за веру, понимали, что христианская вера – это величайшее сокровище, за которое не жалко жизнь отдать. Об этом пишет преподобный Симеон Новый Богослов25 в своих Главах: «Вера – это готовность умереть ради Христа за заповеди Его в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, нищету вменяет в богатство, худость и ничтожество – в истинную славу и знаменитость, и в то время как ничего не имеется, быть уверенным, что всем обладаешь; особенно же вера – это стяжание неисследимого богатства познания Христа».

Оказывается, что такая вера очень дорого стоит. Она стоит всей нашей жизни. За заповеди, которые даются нам Богом, говорит прп. Симеон, можно и умереть, если это для тебя богатство, ценность, если это для тебя и есть самая настоящая жизнь.

Наша вера становится для нас чем-то обыденным, чем-то привычным... Хотя, конечно же, вера у нас есть, она всегда с нами. Но кроме этого нам, православным христианам, «надо» еще так много успеть, столько желаний и планов осуществить, собрать все это в свои закрома... Каждый день нам надо так много делать, чтобы обустроить свою жизнь, чтобы она текла в нормальном русле, чтобы мы чувствовали себя уверенно. Нам нужно, чтобы наши нивы росли плодородно, наши волы не умирали, чтобы у нас было крепкое здоровье, хорошая работа, чтобы все было у нас хорошо. Вот в чем, оказывается, святые должны нам помощь оказывать! Вот зачем нам «нужны» великомученики и целители!

Но если с такой позиции подходить к молитве, тогда, конечно, становится непонятно, с каким прошением нам обращаться к нашим новомученикам и исповедникам? Они совсем рядом с нами: их дети и внуки ходят среди нас, их лица с живыми горящими глазами на фотографиях расстрельных документов смотрят нам в душу. И мы не можем у них просить – благополучия, счастья... Не смеем у них просить ничего, кроме мужества так жить по вере, так исполнять заповеди, чтобы быть готовыми ради них умереть. Как делали это они.

Подобная молитва не рождается в сердце «благополучного христианина». Такая молитва не может прийти к нам, если мы всецело устремлены на поиски земного счастья, земной «стабильности». И сегодняшний день памяти наших новомучеников-это свидетельство того, что вера Христова -путь крестный. Вера Христова-это постоянная благая тревога, непрекращающаяся тоска по Богу, непрестанное желание ничего не иметь, кроме Самого Христа.

Апостол Павел, чьи чудные слова о том, что никто нас не отлучит от любви Божией, мы сегодня слышали, говорил еще, что он ничего не хочет видеть в своей жизни, кроме Христа распятого (см. 1Кор. 2:2). Вот бы нам научиться такой вере! Вот бы нам стремиться так любить Христа, стремиться так заповеди Божии хранить, как их хранили новомученики и исповедники российские! Этому мы можем у них поучиться, об этом мы можем их попросить. И вот в этом они могут нам помочь, потому что для них самих не было ничего более важного.

Аминь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: