Е. С. Лазарев послесловие комментатора

Когда человек встречается с недавно записанными преданиями о далеком прошлом, он неизбежно должен решить вопрос: не являются ли они поздним литературным произведением? Точный ответ невозможен (как, например, проверить рассудком сказания о проповеди Христа в ангельских мирах?), и место для сомнений критического ума всегда останется. Но и обосновать потенциальную подлинность древней традиции в данном случае несложно. Сказания могут веками передаваться изустно с использованием знакомых слушателю примеров - и в итоге сказания эти приобретут вид, подобный тому, какой имеют легенды российских тамплиеров, публикуемые в настоящем томе. Легенды рассказывают об ангельских мирах и населенных «землях» безмерно далеких солнц, об Атлантиде и древнем Египте, о сокровенных тайнах Христова учения и о вдохновенных рыцарях, стремящихся превратить Вселенную в Храм Божий...

Доказуема ли древность этих легенд? Религиоведческий анализ их текстов позволяет предположить существование достаточно древнего первоисточника, по крайней мере, для основного ядра сюжетов всего этого свода легенд, хотя некоторые из них безусловно являются продуктом индивидуального творчества участников рыцарских кружков, будучи, по их словам, «медитациями» на тот или иной заданный сюжет. Такой гипотетический первоисточник оказывается близким образной системе гностицизма (собственно гностическими, древнегреческими, являются в них такие образы и понятия, как «орос» - предел, «сигэ» - молчание, «Параклет» - утешитель), а также западноевропейским легендам артуровского цикла, хотя указанная близость может носить вторичный, т.е. литературный характер. Поэтому для более серьезных выводов и обобщений в этом плане необходимо выделить в своде тамплиерских легенд образы неслучайные и, так сказать, «ключевые».

Одним из таких оснований представляется ангелология легенд - тот наиболее конкретный компонент, который прослеживается на протяжении всей воссоздаваемой ими космологической картины, которая в целом довольно аморфна, фрагментарна и неоднозначна. Последнее может свидетельствовать, равным образом, как о ее позднем сложении в результате случайного творчества, и неполнотой свода, доступного исследованию, так и «размытостью» в результате фрагментирования и переработки исходных текстов. Что же касается тамплиерской ангелологии, то она позволяет вполне однозначно структурировать представления о многочисленных обитаемых мирах Вселенной, столь важные для понимания содержания легенд.

Идея множественности миров, обитаемых материальными существами и духами, у современного европейского читателя обычно ассоциируется с представлениями индуистов и буддистов. Однако здесь уместнее вспомнить слова Христа, содержащиеся в Евангелии от Иоанна, особо почитавшегося представителями многих неортодоксальных и, прежде всего, гностических направлений в христианстве, что «в доме Отца Моего обителей много» [Ин., 14, 2], традиционно толкуемые как указание на Царство Небесное. Именно словом «обители» называются обитаемые миры (равно, человеческие и ангельские) в легендах тамплиеров.

Эти миры, согласно легендам, располагаются в соответствии с двенадцатью ступенями постоянно упоминаемой «Золотой Лестницы», причем такая иерархия обнаруживает родство с традиционной христианской ангелологией. Дело в том, что миры Легов и Арлегов (иногда называемых Ангелами и Архангелами) подразделяются на восемь разрядов каждый. Разряды мира Арлегов (в нисходящем порядке и с добавлением Легов, взятых как единый разряд, - Серафы, Херубы, Многоочитые, Троны, Господства, Силы, Власти, Начала, Леги - нетрудно соотнести с девятью чинами традиционной ангелоло- гии (Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы), которые в таком случае выглядят как частный вариант более глубоко разработанной ангелологии тамплиеров, если иметь в виду все миры Золотой Лестницы.

Ступени Золотой Лестницы, а также соответствующие им миры и их обитатели в орденских легендах иногда обозначаются греческими буквами: люди - а, Леги - в, Арлеги - у, Араны - 0, Отблески - к, Нирваны - X, Инициативы - ц, Силы - V, духи Познания - р, духи Гармонии - о, духи Света - т, Эоны - 8, Эоны Мудрости - £. В таком развернутом варианте получается тринадцать ступеней, поскольку мир Эонов оказывается разделен на две ступени, хотя в смысловом отношении такое разделение не совсем понятно. Использование греческих букв может восходить к гностическим традициям первых веков нашей эры, хотя последнее совершенно не обязательно, поскольку остается непонятным, почему для обозначений выбран именно греческий алфавит. Отметим только, что если заменить их древнегреческими цифровыми эквивалентами, в сумме они дают число 766, чей так называемый «мистический корень» оказывается равен 1 (7+6+6=19, 1+9=10, 1+0=1), и таким образом вся Золотая Лестница как бы развертывается из Божественной Единицы.

В изученных списках легенд, происходящих из архивов Е.А.Шиповской и В.И.Филоматовой, обнаружено несколько незначительно различающихся между собой вариантов ангелологической иерархии. Примечательно, что в отношении буквенного обозначения ступеней Золотой Лестницы и их соответствия определенным чинам духов расхождений нет, они наблюдаются лишь в разрядах Легов и Арле- гов. При этом в архиве Е.А.Шиповской сохранились более полные таблицы ангельских иерархий, тогда как варианты В.И.Филоматовой устанавливались лишь на основании взаимных соответствий представленных списков легенд.

РАЗРЯДЫ ЛЕГОВ

  Е.А.Шиповская — I Е.А.Шиповская — II В.И.Филоматовав
ві Вестники Вестники ЛегиСмерти
в2 Боги потухших солнц Маги стихии Смерти  
в3 Маги стихии Смерти Боги потухших солнц  
в4 Волители планет Волители планет  
в5 Боги лун и туманностей Боги лун и туманностей  
в6 Звезды Знания Звезды Знания  
в7 Маги Стихийных Сил Маги Стихийных Сил  
в8   Проводники Света Леги-тамплиеры

 

РАЗРЯДЫ АРЛЕГОВ

 

Е.А.Шиповская — I

Е.А.Шиповская — II

В.И.Филоматова

Чин Образ Чин Образ
Y1 Вестники многокрылые Начала кометы Рафаилы, Гавриилы
Y2 Власти © Власти © Начала
Y3 Силы латы Силы латы Власти
Y4 Господства орлы Господства орлы Силы
Y5 Многоочитые колеса Троны, Престолы сфинксы Господства
Y6 Троны, Престолы сфинксы Многоочитые колеса Троны
Y7 Херубы быки Херувимы Быки  
Y8 Серафимы змеевидные Серафимы змеи Михаилы

 

Золотая Лестница не исчерпывает всю множественность миров. Так, вне и, по- видимому, выше Золотой Лестницы (далее в скобках указываются №№ легенд) расположены космосы Сил и Слав (9), а в (32) (1 легенда по списку В.И.Филоматовой) упоминаются и другие общности миров - «Изумрудная Лестница» и «Сапфировая Лестница». В легендах также описываются «отрицательные бесконечности» - неудачное творение Эонов Воли, которые попытались подражать Элоимам (Творцам), при этом «отрицательных» бесконечностей оказывается столько же, сколько и ступеней у Золотой Лестницы (63). Необходимо отметить, что, согласно легендам, зло не субстанциально, поэтому и «отрицательные» бесконечности являются не абсолютным, а всего только условным понятием, поскольку их обитатели со временем тоже поднимутся к Богу Великому.

Некоторое удивление вызывает однократное упоминание «24 главных» ступеней Золотой Лестницы (49). Возможно, что здесь подразумевается разделение каждой из ступеней на миры мужских и женских ангелических сущностей: факт такого разделения неоднократно засвидетельствован в легендах, по крайней мере, до ступени Нирванов/Нирванид. Впрочем, более высокие миры вообще описаны очень кратко и неполно, и здесь наиболее важно отметить, что, согласно легендам, Орден тамплиеров присутствует и в ангельских мирах на всех ступенях Золотой Лестницы. Так, например, в качестве тамплиеров мира Арлегов выступают Серафы (22).

Завершая это краткое вступление к ангелологии легенд, следует отметить, что образ Золотой Лестницы был знаком Братству прерафаэлитов, хотя для них это мог быть всего только художественный образ. Встречается Золотая Лестница и в современной западной арканологии. Наконец, любопытная косвенная параллель к легендам может быть отмечена в творчестве А.Платонова, который в «Эфирном тракте» называет атомы «альфа-существами», полагая их низшей ступенью всего живого.

Попытки конкретизации мировоззренческого контекста легенд получаются, как правило, недостаточно определенными. Скажем, представление о множественности миров, стремление познать эти миры, вырвавшись за пределы Земли, невольно воскрешает в памяти идеи К.Э.Циолковского, однако нечто подобное было и у других мыслителей-космистов, в том числе и у писателей-фантастов, так что выяснить, кто на кого повлиял, оказывается практически невозможным.

Столь же бесплодны пока остаются попытки текстологических сопоставлений, поскольку в распоряжении издателей легенд были только два, очень близких (если не тождественных) друг другу списка. Отмеченная разница, в основном, ограничивалась удвоением согласных в наименовании ангельских сил у В.И.Филоматовой (Легги, Арлегги, Ламирглораммы, низасиккочиа) при одинарном написании у Е.А.Шиповской, чей корпус легенд, значительно более полный, был положен в основу данной публикации.

По сравнению с широко распространявшимися в России в XX веке произведениями теософской ориентации, тамплиерские легенды отличаются подчеркнутой христоцентричностью, хотя образ Христа как Эона Любви принадлежит, вне всякого сомнения, не ортодоксальному, а гностическому христианству. В то же время в легендах упоминаются Евангелия (31, 39, 114, 121), но особенно подробно истолковывается Апокалипсис Иоанна Богослова и молитва «Отче наш», которая, согласно легендам, была дана не только нашей Земле, но и всем мирам Золотой Лестницы (9, 113). Любопытно, что при всем этом дьявол в легендах упоминается в традиционном христианском контексте (37, 71, 99, 106).

Встречаются в легендах и, судя по всему, табуированные образы, указываемые только описательно, Так, некий высокий Дух, божественный вестник, назван «всех, кроме себя, жалеющим» (102), а Бог однажды определен как «Тот, имя Которого всуе не произносится» (104). «Неназываемым» именуют легенды и владыку «мира черного причастия» (98).

Некоторой неожиданностью, свидетельствующей, скорее всего, о литературном источнике легенды, является указание на то, что легенда № 126 названа в рукописи «легендой масонов шотландского обряда», Кроме того, в имеющемся корпусе легенд неоднократно упоминаются «розенкрейцеры» (10, 75, 78, 80) и даже дается определение «пути Креста и Розы мистических»: никогда и никого ничем не обижать, будь то сознательно или бессознательно (75).

Особого разговора заслуживает символика чисел в легендах, В таком объемистом своде уже сама частота употребления тех или иных чисел приобретает неслучайный характер, становясь своего рода ключом к легендам, Ведь в различных традиционных культурах сакральные числа служат, с известной степенью приближения, «визитной карточкой» той или иной культуры, характеризуя ее космологические представления, количество степеней инициаций и модель душевно-духовной структуры человека (количество его «душ»). И в этом плане анализ употребляемых в легендах чисел так или иначе дает представление об их осознанной или неосознанной для авторов и передатчиков традиционной ориентации.

Если 12 можно назвать числом по преимуществу «египетским» (см., например, инициационную «Книгу Двенадцати Врат» эпохи Нового Царства, 12 мистериаль- ных облачений египетского посвященного в «Золотом осле» Апулея и пр.), то тамп- лиерские легенды, безусловно, тяготеют к столь часто упоминаемому в них Египту. Прежде всего в этом плане следует упомянуть 12-тиступенчатую Золотую Лестницу - основу космологии легенд, однако есть много и более частных примеров. Так, 12 высоких духов помогают более низким духам в их восхождении к Богу Великому и в устроении их миров (79, 82, 84, 88); одновременно в «верха» восходят по 12 духов (84); 12 Аранов сопровождают своего вождя (98, 108), а 12 учениц - Марию Магдалину в одном из ее новых воплощений (59). За круглым столом, нередко упоминаемом в легендах, сидят 12 воинов (84) или 12 «рыцарей Белого Креста» (99), а герб, изображенный на блюде, несет в себе 12 замков (99). Эон и его 11 учеников возвещают о Великом Боге в «бесконечности двенадцати солнц» (116). Есть в легендах и число 24, которое по контексту не увязывается с известным образом 24-х старцев Апокалипсиса и воспринимается скорее как удвоенное число 12 (49, 86, 88).

«Месопотамская» семерка, при всей приблизительности подобных соотнесений, в легендах значительно уступает числу 12. «Седмеричную» форму здесь может принимать круглый стол, за которым иногда собираются 7 духов (88); 7 Эонов нисходят в Темное Царство (89), упоминаются 7 «полчищ Дракона» (31) и «седмисвеч- ники» некоего «иного мира» (82). Важную роль играет семерка и в «Книге Чисел», описанной в одной из легенд (120).

Девятка, в известном смысле ключевая для мистериальных образов Центральной Азии (даосизм, шаманские инициации), в тамплиерских легендах занимает двойственное положение. С одной стороны, весь свод легенд был изначально разбит на девять частей по 15 легенд каждая (некоторые циклы в действительности содержат меньшее число, но, скорее всего, некоторые легенды просто нам не известны). Эти циклы последовательно рассказывались в орденских кружках и отмечали степени посвящения, хотя сохранились свидетельства о существовании у тамплиеров не девяти, а двенадцати степеней посвящения. Тамплиеры 12-й степени упоминаются и в легендах (22, 28). Девятка же в легендах встречается лишь единожды, причем в негативном контексте как 9 воинств Дракона (31). Впрочем, числа, кратные девяти, возникают в описании одного из вариантов круглого стола, за которым сидят 18 мудрецов, тогда как вместе с другими присутствующими это собрание 54-х «мудрых», толкующих о сущности Бога Великого (85).

Важно отметить также, что в легендах есть число 31 - более редкое, но столь же сакральное для гностической, буддийской и некоторых других традиций. В описании Небесного Храма встречаются группы светильников, в сумме дающие число 31

- 12+9+7+3 (76). В другом случае даму сопровождает 31 рыцарь (13).

Другие числа встречаются эпизодически, как, например, число 11: Эон с 10 учениками проповедует учение Любви на «земле голубого солнца» (91), 11 рыцарей борются с апокалипсическим Зверем (23-24). Вместе с тем, 14 Аранов, сопровождающие своего вождя (16, 17), могут быть простой опиской, поскольку в другом месте в такой же ситуации выступают 12 Аранов. В чаше шабаша помещается 29 кубков (97), каковое число могло восприниматься как «антисакральное». И, наконец, 133 (7x19) фонтана бьют с каждой стороны дороги, ведущей к храму «в белой бесконечности» (107). В то же время четверка - показатель традиционных индейских культур Нового Света - легендам тамплиеров совершенно неизвестна.

Следует отметить, что меньше всего помогают исследователю конкретные даты, встречающиеся в текстах легенд, которые являются, скорее всего, только литературным приемом, как, впрочем, и упоминаемые в легендах имена. Такие указания, как «сказание гностиков VI века» (92) или «индийская сказка XII века» (87) относятся к содержанию текстов так же, как общее заглавие корпуса легенд собрания Е.А.Шиповской «Восточные сказки». Таким же литературным приемом, быть может, рассчитанным, с одной стороны, на определенную конспирацию, а с другой - на «привязку» к рыцарским сюжетам, можно считать такие «точные» даты как 1275 год (37) и упоминание XIV века (85). Не случайно и описание шабаша в легендах датировано XIII-XIV веками (97, 114). В этом плане более продуктивными могут оказаться указания на ситуацию конца XIX и начала XX века, прямо связанные с пребыванием А.А.Карелина в Париже.

Все эти предварительные замечания далеко не исчерпывают очень своеобразный символический и понятийный строй легенд, однако вместе со словоуказателем, представляющим своего рода краткий терминологический словарь, дают читателю возможность хотя бы самой общей ориентировки в далеко не простом мире орденской символики и гностических представлений тамплиеров XX века.

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-УКАЗАТЕЛЬ

Агдар - клич, призывающий Аранов (33).

Адамиты - третья человеческая раса Земли, люди, познавшие смерть после того как они, приняв в себя Легов, сблизились с «дочерьми человеческими», исполин- ками-предадамитками (11).

Ал - приставка, означающая принадлежность к миру Легов; встречается в описании по сути «леговского» мира оттанов (мир 16-ти измерений): алвидеть, алслы- шать, алрастения, алпейзажи, алрощи, алздания, алмелодии и пр.; главным занятием обитателей этого мира было познание (43). Возможно, приставка «ал-» стоит в какой-то связи с мистическим слогом «алм» Корана. В легендах упоминается также «ал-огненный поток», струящийся в высоких мирах, за «бездной бездн» (79).

Алдитантные лучи - ими воссияли «над-духи», родившиеся из искр Печати Оккультного Молчания (78).

Алзы - самоназвание эфироидов, обитателей межзвездного пространства (45).

Альдонар - далекая «серебристая бесконечность», населенная разнообразными, высокоразвитыми духами (119).

Альдонарцы - обитатели бесконечности Альдонар (119).

Ангелы - иное название Легов (125).

Ангелы-хранители - некоторые из Легов, принесшие себя в жертву людям. Ле- ги низошли на Землю в образе маленькой светлой звездочки и соединились с теми атлантами и гиперборейцами, которые были чисты; если же человек был недостаточно чист, Лег становился его Ангелом-хранителем, пребывая рядом (3).

Анима - высшее тело или составляющая часть души Эона, которую он оставляет на Мистических Солнцах, сходя в «низы» (25).

Араны (варианты написания - Арры (43), Арраны и Асы) и Араниды - обитатели одного из уровней Золотой Лестницы миров; воители с мистическими мечами, выкованными из «огня стихийного» в сочетании с «огнем мистическим»; оберегают ангельские миры от всего, что несет в себе элементы Хаоса; сражаются «за Христа» (17). Ступень Аранов - последний уровень, еще подверженный влиянию лярв, выше они уже бессильны (95, 97). Женские духи этого уровня, Араниды, также вооружены огненными мечами и в жертвенном служении сдерживают Ничто на границах своей бесконечности (90, 96). Воительницы-Араниды на голову выше Аранов; обители Аранов и Аранид находятся достаточно далеко друг от друга. Араниды способны бросать в Ничто свой свет, и тогда Ничто превращается в Нечто, т.е. в пространство, в котором зарождаются новые космосы (96). Интересно сопоставить это действия Аранид с одним из этапов алхимического алгоритма преображения материи - «бросанием» (греч. єтсівоХп, лат. projectio) философского камня на «несовершенный металл».

Арары, рары - «мудрецы далекой бесконечности» (78).

Арлеги и Арлегины - мужские и женские сущности следующего за Легами уровня Золотой Лестницы миров, равнозначны Архангелам (2). Это последний уровень, допускающий возможность «потемнения», т.е. падения. К «темным» Арлегам и Легам примыкают Сатанаилы, также принадлежащие уровню Арлегов, и Князья Тьмы. Все эти духи сравнительно быстро преодолевают свою «темноту», совершая самоотверженные подвиги во имя спасения других, менее совершенных существ (1-7, 9-10, 13-17, 19, 21-25, 27, 30-33, 35-36, 38-40, 43, 50, 53-54, 56, 58, 62-63, 65, 68, 74-75, 77-79, 88-89, 92, 95, 103, 105-106, 108-110, 112, 114, 117, 127).

Арлесина - «земля голубого солнца» (91).

Асса - битва великих духов (2).

Ассы - квази-люди одной из бесконечностей, «ассы вечной жизни», познавшие бессмысленность бесконечного телесного существования (36).

Ат, аты - обитатели одного из космосов (61).

Атланты (в письменной традиции часто «а-ты», «аты») - жители легендарной Атлантиды в платоновской интерпретации. В отличие от теософских работ, тампли- ерские легенды не называют атлантов самостоятельной расой. Атланты легенд знали о бесчисленных мирах Вселенной, получив эти знания от Легов, которые вошли в них на определенном этапе развития человечества (20), а также от сфинксов (33). В тело атланта или его потомка воплотился Эон Любви - Христос (125). Жизнь атлантов продолжалась много дольше, чем последующих поколений людей (20); по смерти их души уходили в счастливые обители, однако часть атлантов приняла решение переселяться после смерти не в «верха», а на земли одного из несовершенных «концентрических кругов», чтобы помогать подняться их обитателям (105). В ангельских мирах многие атланты стали «рыцарями-великанами» (68). После погружения Атлантиды под воду атланты долгое время жили в подводных городах на дне океана (67), и только потом вышли на поверхность. Их потомки переселились в Северную Африку, где к югу от Египта создали огромный подземный город, в котором обитали еще во время завоевания крестоносцами Святой Земли (34). Легенды возводят к атлантской культуре некоторые известные сюжеты древних мифологий, например, миф об Орфее (123); этот сюжет возводит к Атлантиде и розенкрейцеро- вская традиция, хотя толкует его несколько иначе.

Аэр - аналог земного воздуха в мире Нирванид (90), на «сверхнебесной дороге», пролегающей «над обителями Эонов» (104), а также на возрожденных в начале нового вселенского цикла «планетах Ра» (40). В известном смысле аэр - живое существо, которому высокие духи со временем даруют душу, дух и рассану (104).

Белое солнце - озаряло наш мир в предшествующую эпоху, во времена Атлантиды; в его лучах на Земле рождались чудовища, но в то же время они убивали болезнетворные микробы. Эпоха «белого солнца» предшествовала на Земле нашей эпохе, эпохе солнца золотисто-желтого (3, 20).

Бесконечность - часто встречающееся название совокупности звездных миров (космосов), а также миров ангельских. В легендах можно найти описание «форм бесконечностей» в виде шаров, пирамид, конусов и пр. Скорее всего, под этим названием следует понимать некоторые части обитаемой Вселенной, бесконечные лишь в восприятии их обитателей, а не в абсолютном или математическом смысле. Соответственно существуют и «отрицательные бесконечности», которые представляют собой перевернутое отражение Золотой Лестницы («отрицательных» миров

столько же, сколько и миров «высоких»), созданное по ошибке Эонами Воли (63). Обитатели этих миров уродливы, а их подъем в «верха» по ступеням Золотой Лестницы возможен лишь благодаря жертвенной помощи высоких духов (63). Судя по всему, «отрицательные бесконечности» никоим образом не тождественны аду в его каноническом, христианском понимании, который неоднократно упоминается в легендах, однако вне связи с «отрицательными бесконечностями» (13, 65).

Бог Великий - бесконечно выше всех духов Золотой Лестницы, Элоимов и Ди- миургов, однако Он - не единственный, поскольку существуют мириады «Великих Богов», за которыми находится «Величайшее» - «Тот, Кого не называем», «Тот, Кому нет названия» (77).

Валгалла - похоже, в легендах это имя означает ангельский мир Престолов, поскольку оттуда приходил высокий дух, которого именовали «Троном» (10). Любопытно, что в современных контактерских записях встречается «планета Трон».

Велы, черные велы - жители одного из миров, враги Легов, способные, тем не менее, «просветлеть» (43).

Вяры - разновидность низших, враждебных светлому началу духов, подобны лярвам, в мире сираренов (85).

Гавриилы - высокие духи разряда Арлегов с крыльями на плечах, спине, груди, руках и ногах; вместе с Михаилами они участвуют в битвах против сил тьмы.

Гармонии, духи Гармонии - обитатели одной из ступеней Золотой Лестницы.

Гелы - вариант названия Легов (78, 93).

Гиперборейцы - обитатели северных широт Земли, упоминаются в связи с атлантами. В контексте легенд выглядят зауряднее атлантов, как обычные низкорослые люди, пришедшие с Севера (20). Гиперборейцы современны атлантам, и ничто в легендах не указывает на то, что они были предшествующей расой, как то утверждает теософская традиция. Интересен сюжет, в котором атлантка рассказывает гиперборейцу орденскую легенду, посвящая в тайные знания, которыми он прежде, как видно, не располагал (123).

Голубая Река (Голубой Поток, Серебряно-голубая Река) - мистический поток, который изливается от престола Бога Великого и обтекает все космосы. Голубая Река течет «на границах бездны»; она заливает поле битвы, умиротворяя сражающихся (18), - образ, типологически близкий «голубому потоку» у Новалиса («Гейнрих фон Офтердинген»). С волнами Голубой Реки сливается та часть жертвенной крови Эонов, которую не удается собрать в чаши Грааля (68). Голубой свет, сияющий в Чаше Грааля - это и есть Голубая Река; когда жертвенная кровь Эонов искупит все грехи миров, Грааль переполнится этим светом, и он будет озарять миры (109). Упоминаются в легендах также «зеркала Реки Сверкающей» (58), мистические зеркала «потока зеркальной поверхности» у космоса Эонов (58).

Грааль - упоминается в ряде случаев в традиционном для европейской культуры значении как чаша с кровью Христа (59), хотя диапазон оттенков этого образа в тамплиерских легендах значительно шире. Здесь Гааль приобретает вселенский масштаб: это чаша, в которую изливается жертвенная кровь эонов и в которой воплощается Их учение - во всех мирах, а не только на Земле. Таким образом эти миры приобщаются двум сущностям (Богочеловечеству) Эона-Христа и в известном смысле тоже становятся Граалем (67-68). Однако эти миры, наполненные Благодатью Эонов, не вполне чисты, и Благодать медленно исчезает из «Чаши мистической», уходя в иные миры и оставляя в мирах покинутых эманацию Христовой Сущности - учение Христа (31). Вместе с тем, Граалем могли называть пещеру, приютившую людей, в чьих душах есть «отблеск Эона», египетский Лабиринт, в котором жили потомки атлантов, общину посвященных людей (67) или ангельскую общину, где пребывают «в Граале сущие духи» различных ступеней Золотой Лестницы - от Легов до Отблесков (68-69). Есть в легендах и образ «Черного Грааля», созданного Темным Арлегом, который, получив рану в сражении с Архангелом Михаилом, собрал истекшие из нее кровь и огонь в чашу. Однако огонь испепелил кровь, а частицы пепла рассеялись по Земле и в час Голгофы вошли в души евреев, отдавших Христа на распятие; в настоящее время евреи изживают это тяжелое наследие. Впоследствии все частицы Черного Грааля будут унесены Духами Силы в далекую бесконечность и преображены в свете (27).

Даргаллы - представители одного из ангельских чинов в иной бесконечности (83).

Димиург (Дим, Ламирглорам) - не традиционное для европейской культуры обозначение Творца, но наименование целого разряда очень высоких духовных сущностей, не тождественных творящим миры Элоимам. Димиурги-Ламирглора- мы - обитатели «бесконечности бесконечностей», которую некогда создали мириады Элоимов, объединив мириады бесконечностей. Димиурги безгранично мудры, добры и могущественны (77); они настолько высоки, что к ним неприменимо обозначение «дух» (58). Они стоят со своими щитами на границах «Великого Ничто» (49), а также встречают восходящих по ступеням Золотой Лестницы духов перед космосом Эонов (58). Димиурги могут быть сильны и в чуждых им сферах, проникаясь эманациями этих сфер (8). Изида в легендах оказывается в мириады раз уменьшенным отображением первого «я» Димиурга, «рисунком Его астрального тела»

(76),      причем языческие боги в легендах определяются как «тени теней Димиургов»

(77).      Существуют «Димиурги миров отрицательных» и даже целые миры «темных сверх-Димиургов» (68).

Джин, джины - весьма редко встречающийся в легендах эквивалент понятия «дух, духи» (39). Джином назван в легенде Трон, рыцарь одного из ангельских миров, а джинами - двенадцать помогающих ему духов (39), точно так же как Аран, председательствующий на высоком суде (39) и «просветлевшие» Сатанаилы, помогающие другим мирам (82). Этот же термин употребляется и по отношению злых духов, препятствующих деятельности светлых Сатанаилов (83), но в целом, скорее всего, он введен в легенды не изначально, а для конспирации, как уже упоминавшееся обозначение всего корпуса тамплиерских легенд собрания Е.А.Шиповской «Восточные сказки».

Дномы - ангельский чин в одной из бесконечностей (83).

Дракон - в легендах выступает в двух ипостасях: 1) как апокалипсический Дракон с семью головами и десятью рогами (Откр., 12, 3), именуемый также «Сатаной» (23-24), и 2) как вторгшийся в нашу бесконечность обитатель иного мира, «озера огненного». Потерпев поражение от Архангела Михаила, Дракон покинул нашу бесконечность, но оставил здесь своего двойника, свое мистическое отражение - Зверя Бездны, Антихриста. В конце концов Араны вернут Дракона и его прислужников в огненное озеро, однако им, как и всем сущим, не закрыт бесповоротно путь в «верха», если они изменят свою натуру (23-24).

Замма - составная часть высокоорганизованного существа, согласно перечислению, встречающемуся в одной из легенд: душа, дух, рассана, замма (31). Вместе с тем, наблюдается тенденция называть Заммами некоторые категории духов (108). Так, существовала «обитель Замм» и даже «обитель Замм-Аранов», когда Элоимы создавали последнюю в ряду бесконечностей нашего мира (58). Заммы не упоминаются среди духов, обитающих на ступенях Золотой Лестницы, однако «обычный путь к Заммам» ведет именно по этим ступеням, а «перед Заммами» находится обитель Духов Света (36). Можно думать, что здесь под Заммами подразумеваются отражения Эонов, спустившихся в более низкие миры (см. Зарма). «Сверхзаммами немыслимыми» названы Димиурги-Ламирглорамы (77); «Сверхзаммами» («Сверх-Эо- нами») становятся и духи, начавшие новый круг своего восхождения по окончании великого вселенского цикла «после конца миров нашей бесконечности» (80). Зам- мы-духи почти всегда благи, лишь раз упоминаются «тяжелые заммы», образованные «злыми началами» (110).

Заповеди Великой Работы - возвещены Эоном в высших мирах (68). Само понятие «Великой Работы» ассоциируется с «Великим Деланием» алхимиков, однако количество заповедей - десять - не традиционно для западной алхимической традиции с ее семью или двенадцатью стадиями. Девять стадий Делания - примета даосской алхимии, которая отчасти была знакома европейским розенкрейцерам в начале XX столетия.

Заповеди жалости - общим числом 12, даны Эоном Мудрости «в мире просветленных» (87).

Заповеди неутомимости - общим числом 5, составная часть учения Эонов, «каким оно в Верхах великих проповедуется» (78).

Заповеди сираренов - близкие к тамплиерской этике десять заповедей одного из миров нашей бесконечности (840).

Зарины - народ одной из земель, м.б., даже нашей Земли в прошлом (92).

Зармы - возможно, то же, что и «Заммы», подобно тому, как в буддийской литературе на равных правах употребляется санскритское слово «дхарма» и его палийс- кий аналог «дхамма» (следует отметить, что оба этих термина были известны в начале века в России по книгам теософов). Во всяком случае, в легендах тамплиеров нет фактов, свидетельствующих о том, что «зарма» и «замма» означают разные сущности, к чему склонялась В.И.Филоматова. В легендах упоминаются «вторые зармы Эонов», оставивших свою высшую сущность в мирах мистических солнц и сошедших «в очень слабом преломлении» на Землю (52).

Зарриды - духи, живущие в пространстве множества измерений, обитатели «спирали блестящей и Голубой Реки» (62).

Зверь Бездны - Антихрист, мистическое отражение Дракона (23-24, 26).

Зеркало - двойственный символ в контексте тамплиерских легенд. «Зеркала мистические» образуют поток зеркальной поверхности, струящейся у космоса Эонов (Голубая Река, 58). Возможно, те же самые мистические зеркала, расположенные друг против друга под разными углами, поднимаясь в бесконечные высоты с вершин храмовых башен в «белой бесконечности», дают возможность обитателям «миров зеркальных», отражающихся в этих зеркалах, овладевать новыми чувствами и новыми измерениями (107). Вместе с тем, упоминаются в легендах и «темные зеркала», в которые уходят Араны, пронзенные «эманациями лярвизма высоких сфер». Эти зеркала обладают свойствами Ничто, и когда они разбиваются с помощью Духов Силы, поглощенные ими Араны обретают свободу (18, 95).

Золотая Лестница - главный космологический, структурообразующий символ легенд. Космосы ее двенадцати ступеней сотворены, а не эманировали из Неизреченного Абсолюта, и тем самым в легендах находит отражение гностическая, а не неоплатоническая идея, которая также могла бы обосновать иерархию миров, нисходящих все глубже в материю (1). В легендах упоминаются не только наша, но и другие Золотые Лестницы, также ведущие к Верхам Несказанным (38). Нисамны (обитатели иной бесконечности) полагали, что у Золотой Лестницы не 12, а 24 ступени (49). Всему сущему предопределен долгий и трудный подъем по Золотой Лестнице «в веках и мирах», который увенчается вступлением в Храм Бога Великого, - именно так в легендах выражается собственно тамплиерская, «храмовническая» идея (от латинского templum - ‘храм’). Однако и сейчас духи, пребывающие на низших ступенях Золотой Лестницы, могут ненадолго взойти вплоть до самых высоких ступеней, как это явствует из истории Феникса (25) и рыцаря-тамплиера (28). Впрочем, такой кратковременный подъем, связанный с конкретной жизненной миссией того или иного духа, не равнозначен истинному, преображающему миры восхождению к Храму Бога Великого: ненадолго взошедшие, еще недостаточно совершенные духи не видят этот горний Храм и только слышат голос Элоима, пребывающего выше Золотой Лестницы. Такое восхождение сравнивается с подъемом сбоку башни, в обход ее (58).

Иегова - упоминается лишь однажды, очень кратко, причем не отождествляется с Богом Великим, в чем можно усмотреть проявление общегностических тенденций (11).

Изумрудная Лестница - иерархическая общность миров, расположенных вне Золотой Лестницы, и типологически родственная первой (32).

Икс-земли (Х-земли) - планеты бесконечностей, называемых «кругами концентрическими» (105).

Икс-истрал - субстанция, в которую превращаются распавшиеся атомы и ионы. Икс-истрал затем переходит в «икс-истрал отрицательный», из которого формируются отрицательные ионы и атомы: они незримо присутствуют среди материальных («положительных») объектов, образуя «душу Димиурга» («минус Димиург») (101). Таким образом, принцип единства противоположностей мира раскрывается на «внутриатомном» уровне.

Инициативы (Духи Инициативы) - как и обо всех других духах высших шести ступеней Золотой Лестницы, сведения о них более чем фрагментарные. Так, в одной из легенд говорится, что космос Инициатив «кипит жизнью» (58).

Инфузории - часто приводимый пример существа, бесконечно более примитивного, нежели человек: инфузория так же мало может понимать чувства людей, как мы - чувства и мысли высоких духов (25).

Ион - мельчайшая частица материи, вращающаяся вокруг атома (совр. электрон). Прагматический материализм в легендах именуется верой в «чудо иона» и связывается с учением падших ангелов, которому противопоставляется вера в бессмертие души (25).

Ирры - несовершенные духи миров двух измерений (на самом деле, кроме длины и ширины, в них присутствует еще третье измерение - время; впоследствии ир- ры переходят в наш четырехмерный мир с помощью 24 Сатанаилов (52).

Карма - в целом трактуется в соответствии с теософскими представлениями буддизма европейцами, за некоторыми исключениями. Так нить кармы может быть перерублена мистическим мечом Арана (1), власть кармы над человеком ослабляется силой предвидения (32), а суд Христа оказывается сильнее кармы (16). В легендах упоминаются и Духи Кармы, хотя их место в общей картине Вселенной неясно (62).

Князья Тьмы - временные служители зла (следует помнить, что согласно учению тамплиеров все прислужники зла в конце концов осознают свои ошибки и перестроят свою сущность, поднимаясь в Верха), могучие гении в доспехах, с гигантскими красноватыми крыльями. Они возникли вместе с Темными Арлегами и Темными Легами (50).

Колеса, сплетенные из молний и множества глаз - форма, в которой предстает один из разрядов Арлегов - Многоочитые. Такой вид могут приобретать и собрания Арлегов в их космосе (103).

Колокола - важный для ряда традиционных религий образ, символически более содержательный, чем только образ культового предмета, отразился и в легендах тамплиеров: звону золотых и серебряных колоколов уподоблена речь Эонов (89).

Копье сотника Лонгина, пронзившее на Голгофе тело Христа, - традиционный символ Страстей Господних в легендах тамплиеров приобретает вселенский характер: вместе с предводителем Аранов Элора копье возносится в вышние миры и предотвращает гибельную битву в космосе Чарн. После этого оно вручается Архангелу Михаилу, чтобы в урочный час оно помогло землянам (17).

Крест - в тамплиерских легендах это одновременно традиционный крест Голгофы (31, 67), крест рукояти рыцарского меча, защищающий от темных сил (38) и «Белый Крест» - знак рыцарей-тамплиеров (99). Последнее является безусловной ошибкой, ставящей под сомнение происхождение самой легенды, поскольку белый крест, как известно, принадлежит Ордену св. Иоанна Иерусалимского, а не тамплиерам, знаком которых является красный крест. Кроме того, крест в легендах еще и один из зримых обликов Духов Света, как в их собственном космосе (59), так и во время схождения на Землю, где один из этих духов воплощается в облик Дамы (14). В одной из далеких бесконечностей крест, сотканный из лучей света, избавляет приходящих к нему от темного начала (102). Воссоздавая Голгофу, чтобы создать «Черный Грааль», Темный Арлег изображает момент распятия (27). Таким образом, в легендах отсутствует какое бы то ни было негативное отношение к кресту, которое инквизиция вменяла в вину историческим тамплиерам.

Крещение Огненное - становится средством поднятия целых миров на более высокую ступень Золотой Лестницы (74). Очень возможно, что здесь имеется в виду мистическое крещение миров в «Реке Света Голубого», крещение в «воде-свете» Голубой Реки, к чему стремятся духи Золотой Лестницы (109).

Круги концентрические - весьма часто упоминаемая форма пространственной организации миров, возможно, в пределах одной и той же ступени Золотой Лестницы. Точные количественные описания этих кругов отсутствуют, упоминается, например, только «четвертый круг Сатанаилов» (63).

Лабиринт - символически может рассматриваться как один из прообразов Грааля (67). В легендах фигурирует знаменитый древнеегипетский Лабиринт, являющийся обителью для посвященных, которые хранили тайные знания атлантов (59). Одновременно этот Лабиринт выступает и как место посвящения: пройдя Лабиринт, посвящаемый попадал в огромный подземный зал, где мог беседовать с духами различных ступеней Золотой Лестницы (от людей до Нирванов), от которых получал сокровенные знания (118).

Лалса - одна из «земель» Вселенной (61).

Лалсиане - обитатели Лалсы (61).

Ламирглорамы - Димиурги, обитатели «бесконечности бесконечностей», бесконечно мудрые, добрые и могущественные духи (77). См. Димиурги.

Ларса - единица длины в мире сираренов, равная росту человека (84).

Латсы - обитатели одного из миров Вселенной (84).

Леги - наиболее часто упоминаемые обитатели ангельских миров, расположенных на ближайшей к людям ступени Золотой Лестницы (1-3, 5-7, 9, 15-17, 19, 21-28, 3133, 36, 38, 40-41, 47-48, 50, 52-53, 60-65, 68-69, 72, 75, 78, 86, 88-92, 95, 102, 105-107, 109110, 112-113, 125), вариант имени - Гелы. Они соответствуют Ангелам традиционной христианской ангелологии, так что их название в тамплиерских легендах, скорее всего, является анаграммой слова «ангел», хотя последние тоже упоминаются в легендах - «Ангел Смерти», «белые Ангелы» (39) (см. также Ангелы-Хранители). Различные варианты иерархии Легов отмечены во вступительной статье. Особо следует отметить, что есть Леги-тамплиеры (21), а год в мире Легов равняется 800 земным годам.

Логос - сотворен Элоимом Верха при создании нашей Вселенной, из него исходит «чистая эманация Слова» и «Океан Душ Высших» (7). Эта околонеоплатоничес- кая концепция в легендах не получает развития; отсутствует понятие Логоса и в тамплиерской христологии.

Лярвы - термин, распространенный в средневековой западноевропейской демонологии (буквально - «головастик», лат.), которым в легендах обозначают примитивных и злобных животных мира Князей Тьмы. Часто упоминаемые лярвы соответствуют бесам традиционного христианства. Однако им тоже не закрыт путь постепенного восхождения от тьмы к свету: согласно легендам, лярвы преображаются под воздействием слез раскаявшегося Сатаны (40). Влияние лярв в мирах Золотой Лестницы не может подниматься выше степени Аранов (95, 96). Также упоминаются и «белые», «ангелоподобные» лярвы (уже преображенные?), которые предшествуют Христу во время Его сошествия в ад (16).

Материя - особенность ее трактовки в легендах заключается в том, что она не исчезает бесследно, а распадается сначала на электроны, а затем на «астрал-икс» (96), по-видимому, то же самое, что «икс-истрал» (см.).

Мирна - часто упоминаемое обозначение очень большого числа (мириады) лет. Впрочем, встречаются и такие выражения, как «полмирны» и «четверть мирны».

Мирниара - вариант термина «мирна» (117).

Мистические кометы - замечательны тем, что в их магическом круге (поясе), связанном с мирами Легов и Арлегов, останавливается время; кроме того, круг этот не пропускает в себя ничто, ему чуждое (2, 5).

Мистические солнца - находятся в ведении Серафов (74). На этих солнцах духи, сходящие в несовершенные миры (чаще всего - Эоны), оставляют свои высшие силы, «оболочки души» (Мистическую Любовь, Мистическую Мудрость и пр.), ибо их сияние нестерпимо для низших существ. Иногда такие оболочки называются «анимы» (см.), т.е. «души», лат. (25), иногда - «рассаны» (74). В одном случае указывается, что Эоны оставляют на мистических солнцах 9/10 своей сияющей души (56).

Мистропы - духи, которые будут обитать на мистических солнцах спустя неизмеримое количество лет (79).

Михаилы (Милы, Михи) - один из разрядов Арлегов, вооруженные мечами Архангелы (68). Пожалуй, их единственное отличие от традиционного христианского образа Архангела Михаила заключается в том, что легенды упоминают их постоянно во множественном числе.

Многоочитые - один из разрядов Арлегов, не обладающих видимыми телами и как бы сотканными из крыльев, молний и множества глаз. (См. Колеса).

Надматерия - составляет тела обитателей миров, лежащих выше мира людей (69).

Нармисы - прекрасные духи с гигантскими крыльями, напоминающими крылья бабочек, космические странники, сеющие знания и справедливость даже в мирах Темных Арлегов и Князей Тьмы (38).

Неды - обитатели одной из планет в мире двойных звезд, жизнь которых состоит в вечных странствиях в познании иных миров, путем перевоплощений (44). Неды воплощались и в некоторых атлантов, благодаря чему цивилизация атлантов получила знания о далеких космосах (67).

Низасикочиа - жители «шестой отрицательной бесконечности» (66).

Нирвана - в данном случае означает любой, более высокий в духовном смысле мир, не воспринимаемый чувствами обитателей менее совершенных миров (118). В абсолютном смысле Нирвана легенд тамплиеров - это «великое преображение» и, одновременно, полное успокоение; нечто, вроде Нирваны, испытывают духи, поднимающиеся по ступеням Золотой Лестницы, когда входят в Храм Бога Великого (64).

Нирваны и Нирваниды - обитатели мира одной из ступеней Золотой Лестницы. В легендах чаще упоминаются Нирваниды, чем Нирваны. Низшие духи, которым удается подняться в обители Нирванид, воспринимают их как прекрасных женщин, пребывающих в полном покое (58). Однако Нирваниды сострадательны (90), всегда готовы спешить на помощь страждущим (62), из ран, полученных Нирванида- ми в тяжкой работе для блага низших миров, сочатся капли, сверкающие подобно бриллиантам (90). Сами обители Нирванид сияют белым светом, а здания напоминают белоснежные кристаллы, устремленные ввысь, - идеальный образ готических храмов со стрельчатыми окнами (102). Нирваны пребывают отдельно от Нирванид, их здания не столь стройны, приземисты (102), а их обитатели пребывают в неподвижности, утратив даже желание восходить по ступеням Золотой Лестницы (102), и очень редко находит у них отклик призыв Нирванид помочь в создании подобной Золотой Лестницы в новой бесконечности (64).

Ничто - одно из важнейших представлений в космологии тамплиерских легенд, при этом различается «простое ничто», являющееся преодолимым пространством между бесконечностями, и «Великое Ничто», находящееся за пределами всех бесконечностей. В отличие от Хаоса, который участвует в создании миров и определяется как «океан душ низших», обладая вполне отчетливыми характеристиками свойств (напр., самым страшным элементом Хаоса названо безумие, 7), Великое Ничто можно уподобить «черному ящику», обладающему одним безусловным свойством: все растворять в себе (96). Его пределы неведомы, поэтому оно воспринимается исключительно в виде пограничной ситуации со стороны существующих бесконечностей, которых Великое Ничто стремиться поглотить (115). Оно активно, агрессивно, и способно поглощать даже мистические солнца Серафов. Великое Ничто властно над мирами Золотой Лестницы до уровня Аранов, которые могут ему противостоять с помощью Эонов, и под ударами мистических мечей которых оно преобразуется в пространственно-временной континуум, в населенную бесконечность с солнцами и планетами, воссоздавая при этом то, что было им поглощено (5, 115).

Нотемны - жители одного из миров (49).

Ноэссы - высокие духи из далекого космоса, обладающие 81 триллионом чувств (119), что при сопоставлении с параметрами Золотой Лестницы позволяет их поместить между Аранами и Отблесками.

Нурам - название одной из «земель» (113).

Озеро огненное/серное - известный апокалипсический образ; согласно легендам, оно находится во «вселенной Дракона», за пределами нашей бесконечности. Озеро было создано Элоимом Верха и Элоимом Низа, в то время, когда они творили одну из бесконечностей. Поскольку каждый из них хотел всю ее заполнить Логосом или Хаосом, в результате таких взаимоисключающих попыток возникло «огненное озеро». Элоимы покинули неудавшуюся бесконечность, а обитающий в ней Дракон впоследствии покинул «огненное озеро», чтобы мстить создателям. В конце концов Араны его должны туда вернуть (16, 23-24).

Ор - 1) «Сверх-сверх Дух», гигантский обитатель «бесконечности бесконечностей», непостижимый даже для таких высоких духов, как альдонарцы (119); 2) Единица длины в мире сираренов, равная «без малого сажени» (84).

Орос - часто упоминаемый в легендах термин, означающий «пространство между мирами»; это не Хаос и не Великое Ничто, скорее орос можно сопоставить с «простым ничто», поскольку он является частью организованной Вселенной.

Отары - жители одного из миров (43).

Отблески - обитатели одной из ступеней Золотой Лестницы. Они бывают «голубые» и «розовые», причем последние, как будто бы, ниже «голубых» (58, 116). Отблески обладают абсолютной верой в Бога, но только «половинчатым знанием», хотя и стремятся к полному знанию (62). Иногда они сражаются, как Араны (29); среди них есть Отблески-тамплиеры (22).

От-Сатанаилы (От-Сатлы) - Сатанаилы, обитающие в «одном из кругов» своего мира; они помогли в восхождении Духам Звуков (63, 73).

Оттаны - жители одного из миров (43).

Отэны - жители одного из миров (43).

Параклет, «Утешитель» - традиционное христианское (греческое) наименование Святого Духа. «Царство Параклета» - это грядущий святой и блаженный мир, когда Благодать Божия почиет на земле. Орден Тамплиеров должен стать провозвестником учения Параклета, когда рыцари полностью очистятся от греха стяжательства, будут соблюдать обеты щедрости и бедности (67).

Печати Оккультного Молчания - ими запечатаны врата высших миров. Увидеть эти высшие миры обитатели низов смогут только в том случае, когда будут сняты эти Печати (2, 5, 25). Печать Оккультного Молчания «подобна звезде» (77), это «сверхзвезда» (78) и, будучи сорвана, она рассыпается дождем звезд, которые воплощаются в духах, обитателях различных миров. Те, в ком произошло такое воплощение, становятся провозвестниками грядущего воплощения Эона в этих мирах (76). Осколком Печати Оккультного Молчания названа и Вифлиемская звезда (76).

Под-Араны - обитатели промежуточной (по отношению к ступеням Золотой Лестницы) бесконечности: число измерений в таких бесконечностях не кратно четырем. Эти духи уже совершили должный для себя путь на своей ступени Золотой Лестницы, но еще не поднялись на следующую ступень (62).

Познания Духи - обитатели одной из высших ступеней Золотой Лестницы, о которых в легендах не сообщается ничего конкретного, кроме названия, определяющего их предназначение.

Полиры - обитатели одного из миров (46).

Предадамиты - первичная раса земного человечества, люди-исполины, мало развитые умственно и духовно (20). Их женщины - это библейские «дочери человеческие», с которыми атланты вступали в плотскую связь (3). Среди предадамитов уже жил Христос (31).

Предтеча Эонов - образ в легендах более широкий, чем в каноническом христианстве. Связанный своим происхождением, по-видимому, с Печатью Оккультного Молчания (см.), Предтеча Эонов выступает не только в качестве исторического Иоанна Крестителя: в одном из миров он крестит в «реке забвения» жителей некогда грешной и мрачной, но теперь уже обновленной земли (93).

Ра - высокие духи, мир которых расположен, по-видимому, между обителями Эо- нов и Эонов Мудрости, поскольку, согласно одной из схем Золотой Лестницы, они представляют разные ее ступени. Восходя по Золотой Лестнице, духи попадают в «мир Ра», пройдя мир Эонов; далее следуют «Эоны второй высоты» (108), под которыми следует понимать Эонов Мудрости. Ра определяются и как «души Эонов Мудрости», которые в своем восхождении к Богу Великому прошли через своды Храма, венчающего Золотую Лестницу, и начали новый круг восхождения (40).

Раары (Рары) - возможно, то же, что и духи Ра: от обителей Рааров в космос Ар- легов ведет «светлая спираль» (33), сопоставимая с Голубой Рекой, нисходящей с вершины Золотой Лестницы.

Равалины - «прекрасно поющие» духи (88); вероятно, производное от Рафаэ- лин.

Равты - жители одного из миров (26).

Рассана - одна из составляющих ангельской сущности, высшее призрачное тело (22), упоминается в перечислении «тело, душа, дух, рассана» (68). Рассана выше, чем дух (33). Араны по смерти разлучаются со своей рассаной (68); рассана Аранид погибает в борьбе с Ничто (90). Михаилы, спускаясь на помощь людям, оставляют свои тела «в саду мистических роз», а когда возвращаются, находят эти тела преображенными в рассаны, что дает им возможность восхождения от мира Арлегов к миру Ара- нов (68).

Расы - упоминаются в легендах четыре первоначальных расы земного человечества - исполины, гиперборейцы, адамиты, карлики. Они едины в своем божественном происхождении, но различаются из-за того, в какой «слой мира» попали семена Логоса (12).

Рафаилы - разряд Арлегов, принимающих участие вместе с Михаилами в битвах с силами тьмы (75).

Рафаэлины - женские духи чина Рафаилов, упоминаемые гораздо чаще, чем их мужские соответствия. Арлегины, увенчанные розами (69), они не принимают участия в битвах духов, но помогают раненым противоборствующих воинств (95); впрочем, розы Рафаэлин могут выступать и в качестве мистического оружия (75). Эти розы являются носителем мистического начала Арлегин: когда Арлеги временно отказались от восхождения к Богу, Рафаэлины в обиде бросили свои розы и те превратились в звезды; со временем мистическое начало отделилось от этих звезд, но не могло вполне вернуться к Рафаэлинам, пока они не приняли решение посвятить себя жертвенному служению. На нашу Землю Рафаэлины придут как предтечи Эонов на заре эры Параклета (112).

Рафны, Рафы (см. Рафаэлины).

Реды - название духов разряда Легов в мире сираренов. У Редов шестнадцать чувств, как у Легов, причем есть светлые и черные Реды (84).

Рины - жители одной из бесконечностей, бывшие Духи Звуков (73).

Рит - мистическое собрание рыцарей или духов, а также ритуал этого собрания. Древность ритуала объявляется не обязательным и не важным обстоятельством; главное - чистота участников и их устремления (19).

Розовая Река - течет в мире Аранов по «руслу, вверх идущему»; она может изменять направление течения, указывая Аранам, откуда надвигается враг (68).

Розовый дьявол - темный дух, воплотившийся в прекрасную женщину (13).

Розы мистические - 1) В них превращается в урочный час кровь Эонов, хранимая в священных чашах ангельских миров (во вселенском Граале) (68); 2) Важнейший священный атрибут Рафаэлин.

Сапфировая Лестница - иерархическая общность миров, расположенная вне Золотой Лестницы (32).

Сатанаилы (сокр. - Сатлы) - в отличие от канонического христианства не являются злыми по природе духами - легенды называют их «стражами светлой истины» в космосе «Светозарного далеких миров» (106, 107). Сатанаилы часто помогают низшим духам в их восхождении к Богу и даже идут ради этого на жертвенный подвиг.

Сатаны - разряд духов, схожих с Сатанаилами (79).

Свет Тихий - обычное в легендах именование Эона Любви, т.е. Христа, сошедшего на Землю или в иные миры.

Света духи - обитатели одной из высших ступеней Золотой Лестницы, предстающие перед пришельцами как сверкающие чаши, кресты, звезды, цветы, радуги, северные сияния, осыпанные самоцветами предметы, хотя в обычном состоянии они подобны Михаилам (58). В одной из легенд Дух Света воплотился на Земле в облике прекрасной дамы, представшей перед другими духами в череде меняющихся образов - снопа искр, лилии, креста, роя золотых пчел и пр. (14).

Светозарные - другое название Темных Арлегов, являющееся, по всей видимости, синонимом имени Lucifer - ‘светоносец’. Двое Светозарных вышли из ада, когда воскресший Христос сокрушил его врата, и впоследствии стали рыцарями Христа и Тамплиерами; в одном из своих последующих воплощений один из них был папой римским (13).

Светозарный далеких миров - Темный Арлег, упоминаемый в единственном числе, т.е. глава Темных Арлегов. Его ослепительно горящий трон находится «под космосом Архангелов Власти» (105).

Свеча горящая - форма объединения, собрания Арлегов в их космосе. Объединившись в «свечу горящую», они озаряли «низы» или же устремлялись к «верхам несказанным» (103).

Серафы - тамплиеры мира Арлегов (22), их обычный эпитет - «мудрые». Называют их в легендах также Серафимами, которые вместе с Херувимами начали работу по подъему в «верха» обитателей мира Чернобога (103).

Сероватые призраки - земные существа, в чьи тела входят Херувимы, чтобы сражаться с лярвами (33).

Сигэ («молчание» греч.) - гностический по происхождению термин, в легендах обозначающий «Великое Молчание-Мышление», «мысль Глубины»; в космологии легенд занимает определенное, хотя не вполне ясное место (92).

Сильфиды - лесные духи, близкие к эльфам (62).

Силы, Духи Силы - обитатели одной из высших ступеней Золотой Лестницы. Связаны договором с Аранами, не пропускающими темных духов в верха; служат и помогают Димиургам (57).

Сирарены - жители одного из миров (84).

Смерть - выступает в одной из легенд как персонифицированный образ, вобравший в себя сущность всех Посланцев (Ангелов?) Смерти (106). Взойдя к обителям Эонов, Смерть принимает решение бороться вместе со «Светозарным далеких миров», то есть встает на сторону сил добра.

Стихии - стихийные духи, которые участвуют в создании миров под водительством высоких духов; видимо, это то же, что и Стихийные Силы, происходящие из «бесконечностей Элоима Низа» (62).

Стихийные Силы - см. Стихии.

Стражи Порога - духи-хранители рубежей той или иной ступени Золотой Лестницы.

Страшные - разряд темных духов, которые стремятся завоевать высокие миры, делая набеги в «низы» и в «верха» (95).

Сфинксы - первоначально хранители тайн мироздания: некогда они сходили к атлантам и дали им знания, однако не позволили душам людей странствовать в иных мирах, а равным образом воспрепятствовали новым душам спускаться на Землю из «океана душ». Позднее эти сфинксы улетели с Земли (33). Не случайно в одной из легенд египетский Сфинкс оказывается «храмом тайной мудрости жрецов и атлантов» (76), а в другой легенде выступает в качестве помощника Трона (39). После того, когда все обитатели миров Золотой Лестницы, включая людей, поднимутся к Храму на ее вершине, духи, являвшиеся в прошлом Арлегами и Сатанаилами, создадут сфинксов «с эфиопскими лицами», чтобы те помогли подняться в «верха» душам животных и растений.

Таналиты - жители одного из миров (48).

Тансебы - злые и безобразные духи иной бесконечности (102).

Тарлы - судя по всему, сокращение «темные Арлеги» (77).

Темные - собственно «потемневшие» духи уровня Легов и Арлегов, постоянно упоминаются в легендах тамплиеров. Как правило, это духи трех категорий: темные Арлеги, иначе называемые «Светозарные», Князья Тьмы, именуемые «Мрачными», и темные Леги, которых называют часто просто «Темные» (50). Неясно, какое место среди них занимают «Страшные», упоминаемые всего один раз. Темные духи, представляемые в облике Ангелов/Архангелов в черных одеяниях и с черными крыльями, не являются безусловно злыми, хотя судьба их предопределена их созданием: они возникли на заре творения из семян Логоса, упавших «во тьму», поэтому несут в себе элементы Хаоса, не позволяющего им различать добро и зло. Восстание темных духов против Божественного Закона заключалось в том, что они захотели силой и раньше времени подняться в высшие миры. Когда эта попытка не удалась, они стали препятствовать и подъему людей, находящихся ниже, чем они, на ступенях Золотой Лестницы, отсюда и восприятие их людьми в качестве олицетворения зла. Однако все они со временем, включая и их главу (Темный Арлег, Светозарный, Темный), просветлеют и поднимутся в Верха. Их бывший глава самоотверженно откажется от открывшегося ему пути вверх, пока не поднимутся туда души животных и растений, забытые уже взошедшими по Золотой Лестнице духами, и даже станет Хранителем Грааля. Точно так же один из темных Легов, ставший Голубым Арлегом, пойдет на великую жертву, спасая космос чарн; впоследствии он укажет путь к спасению духам Огненного озера (2, 5, 40). Примечательно, что легенды очень конкретно (по сравнению с другими мирами Золотой Лестницы) указывают местообитание Темных Арлегов - на планетах в созвездии Скорпиона (35).

Тидас - название одной из «земель» бесконечностей (113).

Троица - понятие о троичности Бога, скрыто присутствующее в легендах, однако существенно отличающееся от канонического. Традиционные определения Бога как Отца, Сына и Святого Духа здесь названы несовершенными (31); упрощенным объявлено и тамплиерское по терминологии представление Бога через образы высоких ангельских духов - Эонов Воли, Любви и Мудрости (80). Согласно легендам, более точной представляется формула, согласно которой Бог «веет» через Эонов Воли, Любви и Мудрости, которые сопоставимы, следовательно, с образами Бога Отца, Христа и Софии-Премудрости. Вместе с тем, Дух Святой сопоставляется с Эо- ном Красоты Мистической (90). Такое представление о Божественной Четверице, т.е. Тетраде, находит определенное соответствие в пифагорействе, а также в античном неоплатонизме, расходясь с известным в гностической традиции сближением образов Святого Духа и Софии-Премудрости.

Трон - высокий дух «из мира Валгаллы» (10), названный также «джином» (39), что в легендах синонимично понятию «дух». По-видимому, является синонимом названия представителя ангельского чина «Престолы» в традиционной христианской ангелологии.

Урды - вселенские духи-странники, подобные недам (81), гиганты, которые однажды едва не сблизились с темными духами, но избежали этого (117). Анализ корпуса легенд В.И.Филоматовой позволяет заключить, что Урды - это Димиурги (81, 117).

Фантазии духи - легкокрылые вечные странники, несущие вести из одного мира в другой, расположенные на различных ступенях Золотой Лестницы. Неясно, существует ли у них собственный космос.

Феникс - сущность, в легендах не имеющая никакого отношения к царству пернатых, скорее всего это постоянно возобновляющий свою земную оболочку дух, который во время своего пребывания в древнем Египте раз в тысячу лет сжигал эту оболочку своим внутренним огнем, чтобы вознестись в ангельские миры и затем снова воскреснуть омоложенным и рассказать о виденном жрецам. Феникс поднимается по Золотой Лестнице до уровня Духов Света, а затем нисходит в Темное Царство, откуда и возвращается на Землю (25). Феникс также символизирует все человечество (32).

Философский камень - субстанция, способствующая превращениям элементов; упоминается в легендах в традиционном понимании (37).

Хаос - состояние материи, обладающее определенными характеристиками, отличающими его от Ничто, сотворен Элоимом Низа при создании Вселенной. Из Хаоса происходит «океан душ низших».

Херубы - то же, что и Херувимы, «мудрейшие из мудрых и сильнейшие из сильных» Арлеги, равные Серафимам, которые начали работу по подъему в Верха обитателей низов (103, 106).

Хомоны - обитатели «ультраогненной бесконечности», некогда заселившие Землю и давшие начало земному человечеству (125).

Хорара - единица времени: 37 хорар длился бой Аранов с темными гигантами (96).

Хорея - мистическое собрание Легов, которая происходит раз в год по их летосчислению и цель которого - в общем порыве подняться в Верха (2, 5, 17).

Храм Бога Великого - венчает Золотую Лестницу и в нем происходит преображение духов, восходящих по ее ступеням (20). Преображенные духи перейдут в Царство Царств Силы и Славы (25), начав новый круг восхождения, которое совершается по спирали (80). Прошедшие «сквозь своды Храма» духи помогают возрождать новые миры взамен угасших (40).

Христос - в легендах являющийся воплощением Эона Любви. Христология тамп- лиерских легенд существенно отличается от христианского канона, хотя в целом данный корпус легенд можно без преувеличения назвать христоцентрическим. Эон- Христос (Эон Любви, Свет Тихий) был не рожден, но сотворен. Он жил на Земле еще с предадамитами, а в урочный час явился как Эон Любви, причем тело Его было телом атланта (31). Не вполне ясно, идет ли здесь речь о последовательных воплощениях, поскольку сказано, что еще когда хомоны заселили Землю, «сильнейший» из них был предназначен вместить воплощение Бога, причем Предназначенный не старел, храня в себе «ультра-инфра-ирна-белое пламя» бесконечности хомонов (125). Вместе с тем, упоминаются неоднократные воплощения Христа-Эона - в Атлантиде, после потопа, в Лабиринте, где вместе с ним находилось 11 учеников (67). В легендах говорится также о Рождестве Христовом (38), что можно, вероятно, понимать в каноническом смысле как предвечное рождение, а также о его искушении Сатаной (31). Будучи атлантом по плоти, он пришел в Палестину евангельских времен из Египта и учил там; одновременно там проповедовал и Его ученик, похожий на Нег


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: