Цели: учить представлять черты характера героя, его интересы; вычленять разные линии повествования; развивать умение смотреть на ситуацию, о которой идет речь в рассказе, с точки зрения разных героев рассказа.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II.Подготовка к восприятию. Постановка целей урока
— Вспомните, какую тему мы начали с вами изучать? («Сравниваем прошлое и настоящее».)
— Что, по мнению Миши, является настоящим богатством? (Природа, архитектура, традиции.)
— Помните, как эти понятия охарактеризовала Анишит Йокоповна? (Вечные ценности.)
Познакомимся еще с одним произведением и узнаем его секрет.
— Откройте учебник на с. 147 и прочитайте фамилию автора и название произведения. (К. Паустовский «Растрепанный воробей».)
(Выставляет портрет писателя.)
— Какие ассоциации вызывает у вас слово «рстрепанный»? (.Лохматый, взъерошенный, драчливый...)
— Предположите, о ком будет рассказ.
Рассказ, который мы будем изучать, сложный и объемный. Мы будем его исследовать три урока. На этом уроке мы познакомимся с произведением и узнаем о его героях, постараемся перенестись в мир, созданный писателем, оказаться в той обстановке и среди тех героев, которых он изобразил.
|
|
III. Работа по теме урока
(Дети по цепочке читают рассказ на с. 147—156. В процессе чтения учитель объясняет лексическое значение слов.)
Молот — большой тяжелый молоток для ковки металла и дробления камней, механизм с ударным приспособлением.
Наковальня — железная подставка, опора для ковки металла. Кузнец — мастер по обработке металла ковкой. Переполох — общая внезапная тревога, волнение. Непременно — обязательно.
Всплескивала руками — вскинув руки, слегка ударить в ладоши. Сварливая — ворчливая, склонная к ссорам.
Скупая — чрезмерно, до жадности бережливая, избегающая расходов.
Извозчик — кучер наемного экипажа, повозки.
Лошадиная торба — мешок с овсом, который подвешивали к морде лошади.
Мостовая — вымощенная или покрытая асфальтом проезжая часть улицы.
Сорванец — озорник.
Юркнуть — быстрым, увертливым движением скрыться куда- нибудь.
Шинель — форменное пальто со складкой на спине и хлястиком.
— Понравился вам этот рассказ? Чем именно?
— Что в этом произведении показалось необычным, удивительным и смешным?
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте начало произведения.
— Кто из героев предстает перед нами первым? (Маша.)
— Что вы можете сказать о Маше: она любознательная? Добрая? впечатлительная?
Ответ
Любознательная — это видно из того, какие вопросы ее волнуют: «И было непонятно, как с такого черного неба может слетать такой белый снег. И еще было непонятно, почему среди зимы и морозов распустились у мамы на столе в корзине красные большие цветы. Но непонятнее всего была седая ворона...» Именно из-за Машиной любознательности случилось так, что ворона унесла мамин букетик: «Маше было любопытно посмотреть, как ворона протискивается в форточку. Она этого ни разу не видела. Маша влезла на стул, открыла форточку и спряталась за шкафом».
|
|
Добрая — она заботится о раненом воробье: «Маша принесла Пашку домой, пригладила ему перья щеткой, накормила и выпустила». Очень переживает, что по ее вине расстроилась мама: «А мама, когда возвратилась из театра, так долго плакала, что вместе с ней заплакала и Маша».
Впечатлительная — это ярче всего проявляется во время спектакля в том, как она воспринимает то, что происходит на сцене: «"Золушка!" — тихо вскрикнула Маша и уже не могла оторваться от сцены». Это проявляется и в том, как Маша воспринимает музыку: «Было очень хорошо, что музыка все время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму. Как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».
— Что известно о матери Маши? (Примерный ответ. Машина мама — балерина: «...она танцевала в театре, но никогда не брала с собой туда Машу»; «Все последние дни мама волновалась. Она готовилась впервые танцевать Золушку и обещала взять на первый же спектакль няню Петровну и Машу».)
— Кем был Машин отец? (Примерный ответ. Машин отец был моряком. Потом «ушел на войну, потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул, был ранен, но остался жив. А теперь он опять далеко, в стране со странным названием "Камчатка", и вернется не скоро, только весной».)
— Что нам известно про няню Петровну? (Нянюшка Петровна находится постоянно рядом с Машей. Она уже пожилой человек, она добрая и немного строгая.)
VI. Подведение итогов урока
— С каким произведением вы познакомились?
— Вам понравился рассказ?
— Кто его действующие лица? (Мама, Маша, папа, ворона, милиционер, няня Петровна, воробей Пашка.)
— Кого можно отнести к главным героям рассказа? (Машу и воробья Пашку.)
О них и пойдет речь на следующем уроке.
Домашнее задание
Перечитать рассказ и отметить все фрагменты, которые касаются взаимоотношений главных героев (учебник, с. 147—156).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II.Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим работу над произведением К. Паустовского «Растрепанный воробей».
— Вспомните, какую цель урока мы уже определили. (Мы узнаем, как складывались отношения главных героев.)
III. Работа по теме урока
— Вспомните, что мы узнали о Маше.
— Как у Маши складываются отношения с птицами: с вороной и с воробьем Пашкой? Расскажите коротко об этих отношениях.
— Дадим характеристику вороны: какая она? Что про нее говорят? Какие чувства вызывает она у Маши? (Примерный ответ. Ворона вызывает у Маши большой интерес, она кажется девочке непонятной, загадочной. Маша вместе с Петровной часто видит мокрые следы на столе, оставленные вороной. Сначала Маша наблюдает за вороной из окна: «...непонятнее всего была седая ворона. Она сидела на ветке за окном и смотрела, не моргая, на Машу».)
— Какой эксперимент решила провести Маша? (Маша открывает форточку и прячется за шкаф, чтобы «посмотреть, как ворона протискивается в форточку».)
— Какой неприятностью заканчивается этот эксперимент? (Ворона похищает мамин стеклянный букетик, подарок Ма- шиного отца.)
— Почему пропажу маленького букетика можно считать большой неприятностью? Найдите на с. 140 фрагмент, объясняющий это.
— Кто взялся помочь вернуть букетик? (Воробей Пашка.)
— Расскажите, что вы узнали про Пашку. Каков Пашка по характеру? (Он ловкий, умный, смелый, шустрый.)
|
|
— Найдите подтверждение каждого из этих качеств в тексте.
— Что случилось с Пашкой и как он оказался у Маши дома?
— Какие отношения у Маши с воробьем? (Примерный ответ. Отношения Маши с воробьем Пашкой дружеские: Пашка благодарен Маше за то, что она его кормит. Воробей постоянно пытается выразить девочке свою признательность: то гусеницу принесет в подарок, то вещи, украденные вороной, старается вернуть. И не случайно именно Пашка возвращает стеклянный букетик Машиной маме.)
— Найдите и зачитайте все отрывки, которые рассказывают о взаимоотношениях Маши и Пашки.
— Что лежит в основе отношений Маши и Пашки? (Искренняя привязанность воробья к Маше, желание отблагодарить ее.)
— В рассказе несколько линий повествования. Одна из них — «Маша и воробей Пашка». А какую еще линию повествования можно выделить? (Жизнь воробья Пашки.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Почему К. Паустовский назвал рассказ «Растрепанный воробей», хотя мы ведем разговор о девочке Маше?
— Значит, для автора главной является какая линия повествования? (Жизнь воробья Пашки.)
— Что мы узнали о Пашке? С чего началась история с Пашкой? (1. Ворона стукнула Пашку по голове.)
— Вспомним, как дальше разворачивались события. (Учитель выставляет карточки. Дети подсказывают, в каком
порядке их нужно расставить.)
6 |
7 |
9 |
4 |
2 |
8 |
3 |
5
Пашка приносит украденные вещи
Пашка услышал рассказ про букетик
Пашка узнал дорогу в театр
Он возвращает букетик маме
Пашка увидел, как ворона украла рыбью голову
Милиционер положил Пашку в карман
Пашка собирает воробьев на бой с вороной
Маша принесла Пашку домой
— Составьте рассказ о Пашке.
— Расскажите о случае с букетиком от лица Пашки. С какого момента надо начинать этот рассказ? («Услышал рассказ про букетик».)
Домашнее задание
Попытаться посмотреть на этот же случай глазами Петровны — пересказать историю от лица няни.
Ход урока 3
I. Организационный момент
|
|
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Работа по теме урока
Сегодня мы вновь обратимся к произведению К. Паустовского, мысленно попытаемся стать не только наблюдателями, но и участниками исторических событий.
— Жизнь меняется с течением времени, и эти изменения называются историей. Как вы понимаете значение этого слова? Посмотрим его значение в словаре Ожегова:
История:
• совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества;
• ход развития движения чего-нибудь;
• рассказ, повествование;
• происшествие, событие;
• наука о развитии какой-нибудь области природы, знания;
• действительность в ее развитии, движении;
• прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.
— Какое значение этого слова подходит нам по теме урока?
— Как исторические изменения сказались на жизни воробьев? (Дети читают размышления Пашкиного деда, старого воробья Чичкина.)
— О каком важном историческом событии упоминается в рассказе? (О Великой Отечественной войне.)
— Перечитаем и узнаем, как это событие коснулось этой семьи. (Машин папа был участником этой войны, он потопил несколько фашистских кораблей, два раза тонул и был ранен.)
— А где сейчас находится папа? (На Камчатке.)
— А Маша с мамой? (В столице, в Москве, так как мама выступает в Большом театре.)
— Далеко ли находился папа от семьи? Посмотрим по карте России.
— Что является главным чудом в рассказе? (Любовь, которая, несмотря на большое расстояние, связывает его героев: их желание помочь друг другу, поддержать в трудный момент жизни.)
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик? (Примерный ответ. Стеклянный букетик не потерялся и не разбился потому, что Машин отец подарил его Машиной маме в знак большой любви для того, чтобы хотя бы букетик (если не он сам) смог присутствовать на таком важном событии, как исполнение мамой партии Золушки в балете.)
— Давайте еще раз вспомним, какая мечта была у Машиной мамы. (Мама мечтала танцевать Золушку.)
Послушаем музыку Сергея Прокофьева — вальс «Полночь» из балета «Золушка».
(Учащиеся прослушивают аудиозапись.)
— О чем же рассказывает музыка? Золушка уже попала на бал или нет?
— Какие чувства испытывала Золушка на первом балу?
— А какие чувства испытывала мама, танцуя эту партию, с приколотым к платью маленьким стеклянным букетом?
— Какие чувства остались у вас после прочтения этого произведения?
— Как вы думаете, что представляет собой человек, написавший это произведение? (Он способен подарить чудо.)
Материал для учителя
Константин Георгиевич Паустовский (1892—1968) родился в Москве в семье железнодорожного служащего. По словам Паустовского, его «отец был неисправимым мечтателем, из-за чего он постоянно менял места работы». После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й киевской гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
В юношеских стихах преобладали два чувства: восхищение перед воображаемым миром и тоска из-за невозможности увидеть его. Огромное влияние на Паустовского в юношеские годы оказал А. Грин. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло признание, и он стал путешествовать по Европе.
С 1921 г. Паустовский активно занимался писательским трудом. Творчество писателя отличает жанровое многообразие: он создавал повести и рассказы, сказки и пьесы.
На всю жизнь писатель запомнил слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным». И он стал таким. До конца своих дней много ездил, путешествовал, жил в разных местах, узнавал новых людей, часто отдыхал на природе. Все свое творчество писатель посвятил трем основным темам — людям, искусству и природе.
VI.Рефлексия
— Вы довольны своей работой на уроке? Используя сигнальные карточки, выразите свое мнение (зеленая — «да», красная — «нет»).
— Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями этого автора? Почему?
VII. Подведение итогов урока
— С каким произведением К. Паустовского мы познакомились?
— Удалось ли вам понять, почему не пропал и не разбился хрупкий стеклянный букетик? (Букетик не разбился потому, что любовь — это такая огромная ценность и сила, которой
не страшны никакие случайные обстоятельства. И если ворона украла букетик, значит, найдется такой воробей, который его вернет.)
— Как вы считаете, сказка это или рассказ? Вспомните значение этих слов.
Рассказ — малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера.
Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
— Назовите реальные события в произведении.
— Существует ли такой воробей, который может вернуть стеклянный букетик, или он бывает только в сказках? (Воробей Пашка — сказочный персонаж.)
— Как вы ответите на вопрос? (Эторассказ с элементами сказки.)
Домашнее задание
Прочитать рассказ Ю. Коваля «Под соснами», ответить на вопросы (хрестоматия, с. 120—124).