Цель: показать, что меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
(Проверка домашнего задания.)
III. Подготовка к восприятию. Постановка цели урока
— Прочитайте название темы.
— С какими вы произведениями познакомились?
— Что же меняется в жизни людей с течением времени, а что остается неизменным?
Продолжим открывать секреты темы.
IV. Работа по теме урока
Маша Иванова предлагает всем членам клуба сходить в «Музейный Дом», посмотреть там что-нибудь замечательное. Отправимся и мы туда.
— Анишит Йокоповна предлагает найти два семейных портрета. Один из них написал русский художник Владимир Боровиковский, а другой — известная вам Зинаида Серебрякова. Рассмотрите их. Вы поняли, какая семья жила в XVIII в., а какая — в XX в.?
— Что помогло вам догадаться? Как изменился внешний облик людей за два столетия? (Изменились прически и одежда.)
На портрете Боровиковского изображена графиня Анна Ивановна Безбородко со своими дочерьми: Любой (слева) и Клеопатрой (справа).
|
|
— Вы можете догадаться, кто изображен на картине Серебряковой? Прочитайте название, оно вам поможет.
— Как вы понимаете смысл слова «автопортрет»?
На портрете Серебряковой изображена сама художница с дочерьми: Катей (слева) и Татьяной (справа).
— Похожи ли сестры на свою мать на каждом портрете?
— Как они к ней относятся? Как художник это показал? (Позы, жесты, наклон головы старшей из сестер на этом портрете — все это выражает нежную привязанность матери и дочерей друг к другу.)
— Как одеты девочки? (Девочки на каждом портрете одеты похоже: у сестер Безбородко одинаковые фасоны платьев; у сестер Серебряковых одинаковые тельняшки.)
— Как вы думаете, почему? (Так было принято одеваться во времена, когда жили эти герои.)
— А как причесаны?
— Как можно назвать чувство, которое связывает людей на портретах?
— Михаил Потапович интересуется, чем интересны люди на портрете XVIII в.? Неужели только тем, как они одевались и причесывались?
— Обратите внимание на медальон. Что мы можем сказать о нем? (Примерный ответ. Он висит на длинной нитке жемчуга, его нежно держит младшая девочка. Эту же нить жемчуга держит мать, пропускает между пальцев Люба и, наконец, сам медальон находится в руках у Клеопатры. Таким образом, все изображенные члены семьи оказываются связанными между собой и с 20-летним братом девочек и сыном графини — Андреем, который изображен на медальоне. Андрей в этот момент находится далеко.)
— Рассмотрите портрет Серебряковой. Что мы можем сказать о нем? (Примерный ответ. На портрете Серебряковой также бросается в глаза, насколько три изображенных человека близки друг другу: благодаря переплетению рук они составляют единое целое. Нежное лицо матери излучает любовь. Во взгляде читается теплота и трогательная застенчивость. В лице Кати чувствуется какая-то напряженность, возможно, обидчивость и ранимость. Лицо Таты более открытое и жизнерадостное. В целом видно, насколько мать близкий девочкам человек.)
|
|
— Можно ли сказать, что с течением времени все меняется: одежда, прически, чувства?
— А что все-таки остается неизменным, несмотря на то какой век за окном — XVIII или XX? (С течением времени не все меняется. Чувства людей, их любовь и привязанность к близким, желание заботиться о своих родителях и детях, тревога за них — это то, что остается неизменным независимо от исторического времени.)
Нас интересуют отношения между людьми, их взаимные привязанности, их внутренний мир. А это как раз то, что сохраняется в людях независимо от того, в какую эпоху они живут.
— Какой вывод мы можем сделать? (Люди на портретах одеты по-разному, у них разные прически, но людей, изображенных на обоих портретах, связывают самые нежные родственные чувства, и эти чувства с течением времени не меняются.)
V. Физкультминутка
VI.Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 159 и прочитайте фамилию автора и название следующего произведения. (А. Пушкин «Цветок».)
— С какими произведениями А. Пушкина вы знакомы?
— У А. Пушкина есть удивительное стихотворение — «Цветок». Оно небольшое, состоит из нескольких строф. Познакомимся со стихотворением и раскроем его смысл.
(Учитель читает стихотворение на с. 151.)
— Вам понравилось стихотворение? О чем оно? (Лирический герой нашел в старой книге засушенный и забытый кем-то цветок.)
— Как выглядел этот цветок? Что значит «безуханный»?
— Эти потерявшие краски лепестки подняли в душе героя целую бурю мыслей и чувств. Волнует ли героя-рассказчика, рассматривающего засохший цветок, прошлая жизнь этого цветка?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос. Докажите строчками из текста. («Где цвел?когда? какой весною?/ И долго ль цвел? и сорван кем, / Чужой, знакомой ли рукою?/ И положен сюда зачем?»)
— А еще чья жизнь интересует героя? (Примерный ответ. Героя волнует жизнь человека, который сорвал этот цветок и положил его в книгу; герою интересно, что стало с этим человеком, с каким событием в его жизни связан цветок; герой хочет узнать о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его прошлом, настоящем и будущем.)
— Какие картины рисует герою его воображение? (Встречи влюбленных, прощание близких перед долгой разлукой; прогулка на лоне природы; которую кто-то совершает в одиночестве.)
— Можно ли сказать, что героя волнуют чувства тех людей, которые жили задолго до него? Докажите строчками из текста.
VII. Подведение итогов урока
— С какими произведениями вы познакомились?
— Какой секрет нам помогли открыть эти произведения? (С течением времени меняется одежда, мода на прически, но чувства людей в разные времена остаются неизменными.)
На создание этого произведения автора натолкнул всего лишь небольшой высохший цветок, случайно увиденный им среди страниц какой-то книги. Всего лишь цветок — «засохший, безуханный», когда-то кем-то забытый и неизвестно сколько пролежавший здесь. Но какую бурю чувств он сразу вызвал в душе поэта! Какой «мечтой странной» наполнилось его сердце! Судьба одино- кото цветка связалась в его воображении с судьбой того неизвестного человека, который сорвал и положил его в книгу. Автор задумывается о жизни человека, о его мечтах, стремлениях, желаниях, о его мыслях и чувствах, о его прошлом, настоящем и будущем.
— А какие чувства у вас вызвало это произведение? Поделитесь впечатлениями.
Домашнее задание
1. Выразительно читать стихотворение (учебник, с. 159).
2. Выучить стихотворение наизусть (по желанию).