Показать корову.
«Му- у- у»- мычит корова. «Дайте кружку мне. Сейчас, молока дам для вас».
М м
МА
А-МА
МА – МА
МАМА
11
Урок 5.
Артикуляция звука «О» при изолированном произнесении.
Губы напряжены, вытянуты вперёд, округлены.
Расстояние между резцами меньше, чем при «А», но больше, чем при «У».
Положение языка: язык напряжён, спинка языка поднята, кончик языка
оттянут вглубь ротовой полости.
Мягкое нёбо с маленьким язычком поднято, закрывает проход в носовую
полость, воздух идёт через рот.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ, если раскрыть губы – положение языка и
расстояние между резцами.
Можно осязать воздушную струю, более узкую, сильную, тёплую, чем при
«А», вибрацию в области гортани и грудной клетки.
Пальчиковая гимнастика.
«Нолики» - Соединяем подушечками большой палец с указательным,
средним, безымянным и мизинцем.
Дыхательные упражнения.
Дуть на тонкую, длинную полоску бумаги.
Артикуляционные упражнения.
«Окошко» - Округлить губы и немного вытянуть их вперёд, изображая
окошко.
Способы коррекции.
Использовать тактильно-вибрационные ощущения. Сравнить характер
вибрации гортани и грудной клетки при правильном и неправильном
произнесении звука. Показать запотевшее зеркало.
Фонетическая ритмика.
«О» – руки внизу. Произносим звук «О» – руки через стороны поднимаем
вверх и соединяем над головой или перед грудью. Губы круглые, язык
неподвижный.
Конструирование.
Лепим из теста или из пластилина букву «О».
Логоритмика.
«О-о-о» - написали мы письмо,
«О-о-о» - полетело далеко.
«О-о-о» - шили кукле мы пальто,
«О-о-о» - красивое оно.
12
Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.
Показываем мишку и говорим: «У мишки болит лапа, О - О –О».
Показать бублик, сравнить с буквой «О».
Показать букву «О», обвести пальцем.
О о
А _ _ У
А _ _ О
У _ _ А
О _ _ А
У _ _ О
О _ _ У
13
А АУ АОУ
О ОА ОУА
У УА АУО
14
Автоматизация звуков «П» и «М».
а). В прямой позиции:
ма – мо - му
мама
му (Корова мычит.)
па – по – пу
папа поп пуп
попа пума
помпа
б). В интервокальной позиции:
ама - амо – аму
апа – апо - апу
мама папа
в). В обратной позиции:
ам – ом – ум
ап - оп – уп
Малыш ест: «Ам – Ам».
Что там в голове? - Ум.
Мы прыгаем.- Ап.
Г). В сочетании с согласными:
ампа – ампо –ампу
апма – апмо- апму
омпа – омпо – омпу
умпа – умпо - умпу
15
Урок 6.
Артикуляция звука «Т» при изолированном произнесении.
Положение губ и расстояние между резцами зависит от последующего
гласного.
Язык. В первый момент образуется смычка между передним краем языка и
верхними резцами, боковые края языка прилегают к верхним коренным
зубам. Во второй момент смычка взрывается, язык отскакивает вниз.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки разомкнуты, голоса нет. Можно видеть работу языка,
положение губ и расстояние между резцами. Можно осязать сильную
толчкообразную воздушную струю.
Пальчиковая гимнастика.
Указательный и средний пальцы правой или левой руки «ходят» по столу:
«Маленькие ножки бежали по дорожке: топ – топ – топ».
Дыхательные упражнения.
«Собачке жарко». Часто дышать с высунутым языком, как дышат собаки,
когда им жарко.
Артикуляционные упражнения.
«Качели» - Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно- то к носу, то
к подбородку. Рот при этом не закрывать.
Способы коррекции.
Язык поднять вверх и удерживать его у верхних резцов.
Фонетическая ритмика.
«Т»: произнося слог «ТА», резко встряхнуть указательными пальцами;
Или: стучать палец о палец, произнося «ТА-ТА- ТА».
Конструирование.
Из двух палочек сложить букву «Т».
Логоритмика.
На полянке два жука танцевали гопака.
«танцуем, ручки на поясе»
Правой ножкой топ, топ «топаем правой ножкой»
Левой ножкой топ – топ «топаем левой ножкой»
Ручки вверх, вверх, вверх. Кто поднимет выше всех?
«встаем на носочки, тянемся вверх»
16
Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.
Игра «Поезд» - Двигаемся по комнате, одновременно делая движения руками
подобно рычагам паровозных колёс, приговаривая: «Ту-ту-ту».
Т т
ТА ТО ТУ
ТА-ТА
То-ма
То-ма там.
То-ма ам-ам.
То-ма топ-топ.
17
АТ - ОТ – УТ
ТУТ
ТАМ
Папа тут,
Мама там.
Папа, мама,
Тут и там.
18
Автоматизация звука «Т».
а). В прямой позиции:
та -та –та Тата
то-то-то Тома топ- топ
ту-ту-ту тут тату
б). В интервокальной позиции:
ата – ато – ату
атом мотто тату
потат Потап
потом потоп
томат топот
в). В обратной позиции:
ат – от – ут
пат пот пут
тат тот тут
там том туп
мат мот омут
г). В сочетании с согласными:
пта – пто – пту апта –апто - апту
мта – мто – мту амта- омто- умту
тпа –тпо – тпу отпа –отпо- отпу
тма –тмо – тму атма – отмо- атму
19
Урок 7.
Артикуляция звука «В» при изолированном произнесении.
Положение губ: нижняя губа приближена к верхним резцам, верхняя губа
приподнята и выдвинута вперёд.
Расстояние между резцами небольшое.
Язык пассивен, занимает положение следующего гласного в слоге.
Мягкое нёбо поднято, закрывает проход в носовую полость.
Голосовые связки сомкнуты, вибрируют, голос есть.
Можно видеть положение губ. Можно осязать вибрацию гортани и струю
воздуха, направленную косо вверх.
Пальчиковая гимнастика.
«Вертолёт». Четыре пальца, кроме большого пальца, сжать в кулак. Большой
палец поднять вверх и выполнять круговые движения.
Дыхательные упражнения.
«Цветочек»- Вдохнуть через нос воздух, понюхать цветочек.
Артикуляционные упражнения.
«Маляр»- Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, потом
нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление.
Способы коррекции.
Обратить внимание на положение губ, осязать вибрацию гортани и струю
выдыхаемого воздуха.
Фонетическая ритмика.
«В» – руки в стороны. Произнося звук «В», слегка покачивать из стороны в
сторону напряженными руками и туловищем («самолёт»).
Конструирование.
Лепим из пластилина букву «В».
Логоритмика.
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё ниже, ниже.
20
Упражнения для закрепления звука и обучение чтению.
Как летит самолёт? - В -В –В- В- В- В
В в
ВА
ВО
ВУ
ВА-ВА
ВА-ТА
Во-ва
Вот па-па.
Вова, тут Вава.
21
Вот ав-то.
Тут ав-то-мат.
Там па-ва.
Во-ва, тут ва-та.
Ма-ма, там ав-
ав.
22