Трудновоспитуемый ребенок

 

К <...> должны быть отнесены функциональные случаи уклонения от нормы в поведении и развитии. Природа таких случаев большей частью заключается в психологическом конфликте между ребенком и средой или между отдельными сторонами и слоями личности ребенка. (1.5.9, 178)

См. Поведение, Развитие, Среда  

Трудный ребенок

 

Здесь мы фактически встречаемся с такими категориями детей, которые глубоко разнятся друг от друга и которых объединяет только один отрицательный признак: все они представляют трудности в воспитательном отношении. <...> Это общее обозначение огромных групп детей, отличных друг от друга, предварительное обозначение, выдвинутое из-за практического удобства. (1.5.5, 137) <...> виды и типы трудного ребенка, подлежащие изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые дети в собственном смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), психо– и невропатические дети, умственно отсталые, слепые, глухонемые, логопаты, психически и физически больные. (16.1, 338 – 339)

Удвоение опыта

 

Поведение человека <...> включает в себя принципиально новый момент: предварительное наличие в голове результатов работы как направляющий стимул всех реакций. Легко заметить, что здесь речь идет ни о чем другом, как о некотором удвоении нашего опыта. (3.1, 200)

См. Опыт, Поведение  

Умственная отсталость

 

Под общим названием умственно отсталых обычно имеют в виду всю ту группу детей, которая отстает в развитии от среднего уровня. В процессе школьного обучения обнаруживает неспособность идти нога в ногу с остальной детской массой. <...> Два типа отсталых детей: отсталый вследствие болезни и отсталый вследствие органического дефекта. <...> Следует различать три степени слабоумия и распределять детей этого типа на три различные группы: идиотов, не поднимающихся в развитии над уровнем двухлетнего ребенка, неспособных к употреблению орудий и инструментов, почти неспособных к обучению речи; имбецилов, не переходящих в развитии уровня ребенка между 2 и 7 годами <...>, дебилов, или моронов, имеющих самую легкую степень слабоумия, способных к относительно богатому обучению и усвоению материала, но проявляющих пониженную деятельность высших функций, замедленный темп развития, сохраняющих черты детского интеллекта (12-летнего ребенка) на всю жизнь и нуждающихся в особом воспитании во вспомогательных школах. (1.5.10, 186)

См. Воспитание, Дефект, Обучение, Развитие, Функция  

Упражнение

 

Процесс, посредством которого какое-нибудь действие обращается в привычку и приобретает характерные свойства автоматического движения, называется упражнением. (3.1, 302)

Уровень актуального развития

 

Условимся <...> называть уровнем актуального развития ребенка ту степень зрелости, которой достигли функции ребенка <...> (5.1, 127) Условимся называть <...> уровнем актуального развития ребенка тот уровень, которого ребенок достиг в ходе своего развития и который определяется с помощью задач, решаемых ребенком самостоятельно. Следовательно, уровнем актуального развития и будет умственный возраст в том обычном смысле, в каком он употребляется в педологии. (3.3, 399)

См. Возраст, Педология, Развитие, Функция  

Установка

 

<...> Существен при этом момент установки, т.е. той подготовительной реакции организма, при помощи которой он устанавливается на известную форму поведения, и весь механизм отбора сводится не к чему другому, как к внутреннему, необнаруженному проектированию поведения до известных конечных результатов, которые заставляют отбросить одни формы и принять другие. (3.1, 127 – 128)

См. Поведение, Реакция  

Фантазия (воображение)

 

<...> это поведение, направленное на формы, еще не бывшие в нашем опыте. (3.1, 186)

См. Воображение, Опыт, Поведение  

Функция

 

<...> в психологии – <...> всякий отдельный способ деятельности, всякая особая форма поведения или психологического функционирования личности. (12.1, 187)

См. Деятельность, Поведение  

Характер

 

Под характером <...> мы будем понимать тот особенный склад личности, который вырабатывается у нас под влиянием приобретенных реакций. (3.1, 325) <...> характер следует понимать не статически, в виде той или иной готовой суммы особенностей, все равно прирожденных или приобретенных реакций, но как динамически движущийся поток борьбы одних с другими. (3.1, 343) То, что мы означаем как характер, есть непрекращающаяся ломка и конфликт личной жизни с наследственным опытом. (3.1, 343) Характер и есть социальный чекан личности. Он есть отвердевшее, откристаллизовавшееся типическое поведение личности в борьбе за социальную позицию. Он есть отложение основной линии, жизни, бессознательного жизненного плана, единого жизненного направления всех психологических актов и функций. (1.5.7, 156)

См. Личность, Опыт, Поведение, Реакция, Функция  

Цель

 

<...> представление результата, который должен быть достигнут <...> (12.1, 191)

Чтение

 

<...> чтение не установление простой ассоциации между письменными знаками и звуками, соответствующими им. Чтение – сложный процесс, в котором непосредственное участие принимают высшие психические функции в части мышления. (3.5, 444)

См. Высшие психические функции, Мышление  

Чувство малоценности

 

<...> возникающее у индивида вследствие дефекта. Есть оценка своей социальной позиции, она становится главной движущей силой психического развития. (1.5.1, 36)

См. Дефект, Развитие  

Широта понятия

 

Цветок – роза, фиалка, ландыш. Спрашивается, эти понятия одинаковой долготы? Одинаковой. <...> Понятия <...> будут определяться по своей широте тем отношением к конкретному отрезку действительности, который в них представлен, который они отражают. (7.1, 288)

См. Долгота понятия, Понятие  

Эгоцентрическая речь

 

Эгоцентрическая речь – переходная форма от внешней речи к внутренней. (14.1, 74) Эгоцентрическая речь ребенка является внутренней речью по психологической функции (это – речь для себя) и внешней по форме <...> Коэффициент эгоцентрической речи резко падает на границе школьного возраста (с 0,50 до 0,25). Это указывает, что именно в эту пору совершается переход внешней речи во внутреннюю. (14.1, 74) Эгоцентрическая речь <...> психологически есть внутренняя речь, если принять во внимание ее функцию, но внешняя – по форме выражения. (1.6.1, 23) Первый из изучаемых нами процессов (эгоцентрическая речь) связан с формированием речи для себя, которая <...> регулирует действия ребенка и позволяет ему осуществить поставленную задачу организованным путем, посредством предварительного контроля над собой и своей активностью. (1.6.1, 32) <...> ребенок как бы думает вслух, но для себя. Занятый какой-нибудь деятельностью, например рисованием, игрой, манипуляцией с предметами, он разговаривает как бы сам с собой, не вступая в речевое сотрудничество с окружающими. (1.5.12, 198 – 199) [Эгоцентрическая речь] еще внешняя речь по физиологической природе. Она еще звучит, слова произносятся вовне, ребенок мыслит вслух, его мышление еще не отдалено от разговора. Оно еще обнаруживает все черты простого монолога, разговора вслух с самим собой, но психологически перед нами уже внутренняя речь <...> (1.5.12, 202) <...> ни в какой мере не является прямым отражением эгоцентризма детской мысли, но <...> очень рано при соответствующих условиях становится средством реалистического мышления ребенка. (1.2.1, 53) Это речь внутренняя по своей функции, это речь для себя, находящаяся на пути к уходу внутрь, речь уже наполовину непонятная для окружающих, речь уже глубоко внутренне проросшая в поведение ребенка и вместе с тем физиологически это еще речь внешняя, которая не обнаруживает ни малейшей тенденции превращаться в шепот. (1.2.1, 108, 317) <...> выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, но по своему проявлению она еще не отделилась от социальной речи, в недрах которой все время развивалась и созревала. (1.2.1, 330)

См. Внутренняя речь, Возраст, Мышление, Поведение, Речь  

Эйдетизм

 

Сущность этого основного эйдетического феномена, или эйдетизма, заключается в том, что человек, обнаруживающий его, обладает способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране отсутствующую картину или предмет, который перед тем находился перед его глазами. (33.1, 275 – 276) <...> исследования Марбургской школы приводят авторов к выводу, что эйдетизм является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти – фазой, через которую непременно проходят все дети. (33.1, 279)

См. Память  

Эйдетический образ

 

<...> эйдетические образы <...> занимают как бы среднее место между последовательными образами и между образами представлений, приближаясь у отдельных людей то к одним, то к другим. (33.1, 276)

Эйдетическая память

 

<...> эйдетическая память является первичной, недифференцированной стадией единства восприятия и памяти, которые дифференцируются и развиваются в две отдельные функции. Эйдетическая память лежит в основе всякого образного, конкретного мышления. (9.1, 85)

См. Восприятие, Мышление, Память  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: