Эйдетическое мышление

 

По мере культурного развития мышления и языка эйдетическая наклонность отступает на задний план, вместе в ней пропадает в языке интерес к передаче отдельных конкретных частностей. (9.1, 103) <...> характер языка примитивного человека накладывает глубокий отпечаток на весь строй его мышления. Мышление, пользующееся этим языком, так же как и этот язык, насквозь конкретно, картинно и образно, так же как и он, полно деталей и так же оперирует непосредственно воспроизведенными ситуациями, положениями, выхваченными из действительности. <...> Мы можем с полным правом сказать, что мышление примитивного человека, пользующегося подобным языком, эйдетично. (9.1, 103)

См. Мышление, Язык  

Экзопсихика

 

(Лазурский) – отношение личности к внешним объектам, к среде. Все, что противостоит личности: природа, материальные вещи, люди, наука, искусство, отражаясь в психике человека, образуют экзопсихику. (12.1, 198)

См. Личность, Психика  

Эксперимент

 

<...> планомерное искусственное вызывание изучаемых явлений. Эксперимент отличается от простого наблюдения своей искусственностью. <...> Эксперимент позволяет вызывать, изолировать, повторять и искусственно изменять природный факт. (12.1, 198)

Экспериментально – генетический метод

 

<...> для того, чтобы проследить генетически историю этих высших механизмов внимания, мы прибегли к экспериментально-генетическому методу. Мы старались в эксперименте создать такую ситуацию, когда ребенок встал бы перед задачей овладеть процессами своего внимания при помощи внешних стимулов-средств.

Сущность этих опытов заключается в том, что ребенок ставился перед задачей, требующей от него длительного напряжения внимания, сосредоточения на определенном процессе. (6.1, 392)

См. Внимание  

Эмоциональная реакция

 

Эмоциональная реакция – это реакция, возникающая в критические моменты поведения, когда приспособление организма к среде затруднятся или, наоборот, облегчается, когда равновесие между организмом и средой оказывается нарушенным. (5.1, 75)

См. Поведение, Среда  

Эмоция

 

<...> эмоцию следует понимать как реакцию в критические и катастрофические минуты поведения, как точки неравновесия, как итог и результат поведения, во всякую минуту непосредственно диктующий формы дальнейшего поведения. (3.1, 135) <...> Всякая эмоция есть позыв к действию или отказ от действия. Ни одно чувство не может остаться безразличным и безрезультатным в поведении. Эмоции и являются таким внутренним организатором наших реакций, которые напрягают, возбуждают, стимулируют или задерживают те или иные реакции. Таким образом, за эмоцией остается роль внутреннего организатора нашего поведения. (3.1, 137) Мы обычно спокойны ил безразличны, когда совершаем привычные действия в привычной обстановке, но как только равновесие в поведении нарушается, так сейчас возникает очень живая и очень сильная реакция чувств. Эмоция, или волнение, возникает в нас всякий раз, когда равновесие наше со средой оказывается нарушенным. Если это нарушение сказывается в нашем усилении, в относительном превосходстве нашем над теми трудностями, перед которыми мы поставлены, в нас возникает обычно положительная эмоция – радость, гордость и т.п. Если, наоборот, равновесие нарушается не в нашу пользу, если <...> мы <...> сознаем свою беспомощность, <...> – в нас возникает отрицательная эмоция – гнев, страх, печаль. (11.1, 46 – 47)

См. Поведение, Реакция, Среда  

Эндопсихика

 

(Лазурский) <...> – внутренний механизм человеческой личности, сводящийся к внутренней зависимости психических функций и элементов. (12.1, 202)

См. Личность  

Эстетическая реакция

 

Аффективное противоречие, вызываемое двумя эмоциональными планами басни, есть истинная психологическая основа нашей эстетической реакции.

Однако этой двойственностью нашей реакции дело не ограничивается. Каждая басня заключает в себе особый момент (катастрофа или pointe – шпилька) – обычно короткая фраза, характеризуемая остротой и неожиданностью.

Такой катастрофой, или шпилькой, басни является заключительное ее место, в котором объединяются оба плана в одном акте, действии или фразе, обнажая свою противоположность, доводя противоречия до апогея и вместе с тем разряжая ту двойственность чувств, которая все время нарастала в течение басни. Происходит короткое замыкание двух противоположных токов, в котором самое противоречие это взрывается, сгорает и разрешается. Так происходит это разрешение аффективного противоречия в нашей реакции. (2.1, 138) Основой эстетической реакции являются вызываемые искусством аффекты, переживаемые нами со всей реальностью и силой, но находящие себе разряд в той деятельности фантазии, которой требует от нас всякий раз восприятие искусства. Благодаря этому центральному разряду чрезвычайно задерживается и подавляется внешняя моторная сторона аффекта, и нам начинает казаться, что мы переживает только призрачные чувства. На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство. Ближайшей его особенностью является то, что оно, вызывая в нас противоположно направленные аффекты, задерживает только благодаря началу антитезы моторное выражение эмоций и, сталкивая противоположные импульсы, уничтожает аффекты содержания, аффекты формы, приводя к взрыву, к разряду нервной энергии.

Закон эстетической реакции: она заключает в себе аффект, развивающийся в двух противоположных направлениях, который в завершительной точке, как бы в коротком замыкании, находит свое уничтожение.

В этом превращении аффектов, в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей в разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны, и заключается катарсис эстетической реакции. (2.1, 204, 206) <...> нервно-мускульная механическая связь между механизмом дыхания и механизмом выразительных движений <...> и есть тот основной механизм реакции на поэтическое произведение, через который поэзия слова воздействует на читателя и который составляет основу поэтических эмоций. (13.2, 172)

См. Реакция, Фантазия, Эмоция  

Я

 

Понятие о «Я» развивается у ребенка из понятия о других. (31.1, 163) Тот факт, что с дошкольного возраста человек начинает помнить последовательность событий, – это то, что старые психологи называли единством и тождеством «Я». (5.2, 130) <...> ребенок учится в игре своему «Я»: создавая фиктивные точки идентификации – центры «Я»: irde социальная природа «Я». Ср. Rollenspiel (ролевая игра). <...> ребенок имеет уже «Я», но не осознает его, имеет внутренние процессы, но не сознает их – в игре prise de conscience о себе и своем сознании <...> Обозначение «Я» в игре, осознание мысли, «я хочу» – в игре <...> Парадокс «Я»: в игре то радует, что я хочу, эгоцентрическая деятельность; но здесь же ограничение изнутри от своего моментального «Я». (23.1, 291)

См. Возраст, Игра, Понятие  

Язык

 

<...> язык исполняет как будто две совершенно различные функции: с одной стороны, он служит средством социальной координации опыта отдельных людей, с другой – самым важным орудием нашей мысли. (3.1, 205) <...> является одним из самых важных социальных факторов в развитии и перестроении человеческого поведения; под влиянием языка, который очень рано становится основным орудием мышления, воли, выработки понятий и вообще сознания, все психологические функции ребенка получают новый вид <...> С момента овладения языком все внутреннее развитие ребенка из животной фазы (биологической) переходит в собственно-человеческую (социальную). Язык приобщает ребенка ко всему духовному опыту человечества и делает возможным развитие высших психологических функций (обобщение, суждение, комбинирование и т.п.). (12.1, 205) <...> примитивный человек отличается от культурного не только тем, что его язык оказывается беднее средствами, грубее и менее развитым, чем язык культурного человека, – все это, конечно, так, но одновременно с этим язык примитивного человека поражает нас именно огромным богатством словаря. <...> они неизмеримо превосходят языки культурных народов по степени богатства, обилия и роскоши различных обозначений, отсутствующих в нашем языке вовсе. (9.1, 95) Развитие языка <...> характеризуется тем, что <...> огромное изобилие конкретных терминов начинает все больше и больше исчезать. (9.1, 96) <...> пластическое, подробное описание представляет и большое преимущество, и большой недостаток примитивного языка. Большое преимущество – потому, что этот язык создает знак почти для каждого конкретного предмета и позволяет примитивному человеку <...> иметь в своем распоряжении как бы двойники всех предметов, с которыми он имеет дело. <...> Однако наряду с этим язык бесконечно загружает мышление деталями и подробностями, не перерабатывает данные опыты, воспроизводит их не сокращенно, а в той полноте, как они были в действительности. <...> Поэтому слова примитивного человека еще не отдифференцировались от вещей, они еще тесно связаны с непосредственным чувственным впечатлением. (9.1, 98)

См. Знак, Мысль, Мышление, Опыт, Поведение, Понятие, Развитие, Сознание, Функция  

Языка психология

 

<...> учение о психологических функциях, связанных с активным и пассивным пользованием языком (речь и понимание языка, усвоение значения речи и т.д.), и их филогенетическое и онтогенетическое построение. (12.1, 206)

См. Значение, Речь, Функция, Язык  

ПРИЛОЖЕНИЕ

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: