Тибетский буддизм и ваджраяна, тантризм. Чань-буддизм и дзен

Ваджраяна переводится как «алмазная колесница», что означает сравнение учения с твердостью и точностью алмаза; она по духу ближе к Махаяне чем к Тхераваде, и часто рассматривается как часть Махаяны; однако Ваджраяна претендует на то, что предоставляет исключительно сильные, радикальные и молниеносные методы просветления, недоступные другим школам. Важную роль в Ваджраяне играют тантрические элементы; ЙОГА, ЭЗОТЕРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, ЭРОТИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ, БОЖЕСТВЕННАЯ СИЛА. Это направление сложилось в Тибете и затем распространилось в Непале, Бутане.

Тантризм - общее обозначение эзотерических индийских традиций, представленных главным образом в буддизме. Это тайные практики и инициации, которые ведут к освобождению и духовному развитию, и считающих данные методы наиболее эффективными.

Тантрическая практика в Тибете включает в себя три основных элемента: 1. созерцание изображения божества и затем — отождествление себя с ним; 2. использование при этом особых ритуальных жестов, обозначающих то или иное божество. 3. чтение мантр.
Буддийская тантра включает в себя четыре класса тантр:
тантра действия, предполагающая совершенствование через ритуал;
тантра выполнения, в которой ритуал и медитация признаются равноценными;
Йога-тантра, в основе которой лежит йогическая медитация;
Тантра высшей йоги, в практике которой основным является постижение недвойственности мироздания, единства противоположных начал.
Символом мудрости и пустоты, женского начала, является лотос.

Чань-буддизм -это школа китайского буддизма, сложившаяся в процессе соединения махаянского буддизма с традиционными учениями Китая. Основные принципы чань-буддизма сводятся к следующему: не опираться на какие-либо писания, использовать передачу вне слов, совершать прямой контакт с духовной сущностью человека, и, созерцая свою изначальную природу, достигнуть совершенства Будды.

Дзэн - одна из важнейших школ китайского и всего восточно-азиатского буддизма. Принципы дзэна: Особая передача вне священных писаний; Не опираться на слова и тексты; Прямое указание на сознание человека; Созерцая свою природу, становиться буддой. Учение дзэн утверждает, что истина не может быть выражена в словах, которые являются лишь «намёком на истину». Дзэн не хочет себя связывать со священными писаниями, философскими системами или любыми другими догматами, считая философские рассуждения бесполезными. Хотя дзэн претендует на связь с буддизмом, он по большей части критически относится к его сутрам и шастрам.


 








Буддизм в России. Буддизм в современном мире, современной культуре.

Историческая судьба буддизма на территории России была сложной: российская имперская политика варьировала от признания буддийских практик до давления на буддистов с целью христианизации. После либерализации религиозного законодательства в 1905 г. (манифест о веротерпимости), в столице империи – Петербурге в 1910е гг. был построен большой буддийский храм, первый в Европе. При большевиках, после первого десятилетия кризисов и расколов в сангхе,
с 1929 г. начались целенаправленные репрессии против буддизма, вплоть до физического уничтожения монахов (лам), в соответствии с общей сменой религиозной политики советского режима в это время.
После Второй мировой войны, в 1946 г., в силу общего смягчения религиозной политики, было создано Центральное Духовное Управление буддистов СССР.

После распада СССР начался период свободного, но и весьма хаотического развития, когда быстрое возрождение монастырей и обрядов сопровождалось новыми расколами, личностными и партийными раздорами и сомнениями в общем уровне образования и буддийском благочестии.

В 1990е гг. буддизм становится важным элементом возродившегося национального самосознания в традиционно буддийских республиках – Бурятии, Тывы и особенно Калмыкии.

В начале XXI в., в России существует несколько буддийских ассоциаций. Крупнейшей и наиболее официальной из них является «Традиционная Буддийская сангха России».

Остальной мир: Роль буддизма в Азии остается значительной, как и сотни лет назад. В некоторых странах буддизм является, в той или иной степени, государственной религией даже в конституционном смысле. Буддизм и сангха в странах Юго-Восточной Азии может играть большую роль в политике. В современной Японии возникла буддийская организация Сокка Гакай, которая стала международной и отличается мощной миссионерской энергией.

Отсутствие мессианства, высокая терпимость к иному, сравнительная неагрессиность и ненасилие, некоторая бесстрастная неотмирность и асоциальность – были подхвачены западными почитателями буддизма, которые находили в этой религии альтернативу как западным религиям, так и к секулярным идеологиям. Именно поэтому
буддизм стал частью западной контркультуры в 1960е гг., а затем занял место в «духовном супермаркете» глобального общества. Все перечисленные черты были преувеличены и искажены, ибо западные искатели духовности изменяли буддизм в соответствии со своими культурными потребностями и навыками. К началу XXI в. «буддизм вообще» – без различия конкретных направлений – стал неким духовным и поведенческим стилем, весьма отличным от азиатских прототипов, но все же сохранившим некий особый первоначальный колорит.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: