Тайная вечеря. Пасха. Распятие Христа и его воскресение

 

Тайная вечеря — событие новозаветной истории, последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии (греч. Благодарение) и предсказал предательство одного из учеников (о ней повествуют синоптические Евангелия, Евангелие от Иоанна (главы 13—17), а также 1-е послание апостола Павла коринфянам).

Синоптические Евангелия (три первые книги Нового Завета (Евангелия от Матфея, Марка и Луки) повествуют о том, что в первый день опресноков (опресноки - пресный, не квашеный хлеб (приготовленный без использования закваски) Иисус отправил двух учеников — Петра и Иоанна — в Иерусалим, приготовить пасхальную трапезу (Пасху). Вечером Иисус возлег с двенадцатью учениками на трапезу, во время которой он предсказал предательство одного из них (Иуда Искариот). На Тайной вечере Христом было установлено главное таинство христианской веры — Евхаристия.

Православная Церковь вспоминает установление таинства Евхаристии в Великий Четверг.

Кроме того, в течение года на литургии (Главное христианское богослужение, то же, что обедня; цикл духовных песнопений) перед Причащением читается молитва, составленная Иоанном Златоустом и начинающаяся словами: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими …» Таким образом, события Тайной Вечери постоянно вспоминаются во время совершения литургии.

 

Пасха (Воскресение Христово, Светлое Христово Воскресение) —христианский праздник, установленный в честь Воскресения Иисуса Христа. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

Еврейское слово Пе́сах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом паса́х (ивр. миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта:

«В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота». (Исх. 12:29)

У христиан название праздника толкуется как «прехождение от смерти к жизни, от земли к небу». Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней.

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Вечери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза (Мф. 26:17-19, Мк. 14:12-16, Лк. 22:8-15), и о последующем распятии Иисуса Христа.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате «ветхая Пасха становится Пасхой нового Агнца, закланного ради очищения людей единожды и навсегда», а новой пасхальной трапезой становится Евхаристия.

Поскольку казнь состоялась в пятницу, «то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу … просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их» (Ин. 19:31), и воины перебили голени распятым разбойникам, однако же, «придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Ин. 19:32-32). Иоанн Богослов, который рассказывает об этих событиях, находит в них исполнение слов Священного Писания: «Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится» (Ин. 19:36).

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла (1Кор. 5:7): «…Пасха наша, Христос, заклан за нас».

«Не дастся иного знамения, кроме знамения Ионы-пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40).

 

(все события и определения очень кратко!!)

 

  • Великий Четверг — Христос устанавливает Таинство Евхаристии в доме Симона прокаженного в Галилее. Синоптические Евангелия описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Иоанн и дальнейшие события других Евангелий показывают, что иудеи Иерусалима праздновали Пасху в день казни Христа, то есть двумя днями позже. На Тайной Вечери Пасха ветхозаветная — агнец, вино и опресноки мистически связывается с Пасхой новозаветной — Христом, Его Телом и Кровью.

  • Страстная Пятница — по традиции перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый старейшинами, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчеркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казненных. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя. Возле гроба находятся Мария Магдалина и «другая Мария».

  • Великая Суббота — первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своем воскресении на третий день, просят Пилата поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мертвых.

  • Воскресение Христово — на гроб сходит Ангел, и происходит землетрясение, из-за чего камень отворяет гроб. Ангел говорит, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее. Мария Магдалина, пришедшая ко гробу ранее всех, возвращается и сообщает апостолам Петру и Иоанну, что тело Учителя унесли. Петр и Иоанн спешат ко гробу. Иоанн, видя аккуратно сложенные пелены и зная запрет касания иудеями мертвого тела, первый из апостолов уверовал в воскресение Христа. Петр же «отъиде, в себе дивяся бывшему» (Лк.24:12).

 

  1 После того как апостолы ушли, у гроба осталась плачущая Мария Магдалина. Ей являются два ангела, а потом и Христос, которого она сперва приняла за садовника. Христос говорит ей, чтоб она не прикасалась к Нему, а возвратилась, сказав остальным, что Он восходит к Отцу и Богу.

  2 Мария возвращаясь с Благовестием к ученикам, встречает другую Марию. Христос является женам второй раз, вновь повелевая сообщить о Воскресении всем ученикам.

  3 Путник, явившийся Луке и Клеопе по дороге в Эммаус, расспрашивает их о событиях в Иерусалиме и толкует Писание, что Христу подобает воскреснуть. Ученики узнают Его только вечером, когда Христос преломляет хлебы, после чего мгновенно исчезает.

  4 Бывшие там же другие ученики говорили, что Иисус явился и Симону.

  5 В момент этого обсуждения, Христос является ученикам, кроме Фомы, сквозь запертые двери (из-за боязни иудеев). Ученики же подумали, что это лишь дух Иисуса. Тогда, подтверждая свою телесность, Иисус вкушает печёную рыбу и мед.

  6 Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворенную дверь. Говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

  7 На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

  8 На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа (каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков).

 

Воскресение Христа представляет кульминацию спасения человека от рабства греху, во Христе смерть и естество побеждены, и через сопричастие Ему побеждаются в остальном мире.

 

Билет 19. Богословие. Отцы церкви и Вселенские соборы. Догмы. Борьба с первыми ересями.
Первоначально богословие было апологетическим: доказывало преимущество новой религии перед другими верованиями. При этом апологетика носила "просветительский" характер, но постепенно задачи богословия изменились, и апологетика приняла наступательный характер, боролась с ересями в христианской среде. В Средние века главными направлениями церковного богословия делаются догматика и аскетика — разъяснение доказательств бытия Бога и прославление отрешенного от мира образа жизни.
В настоящее время под богословской системой подразумевают набор дисциплин, каждая из которых излагает различные стороны вероучения и культа. Основное богословие в последовательной форме излагает наиболее общие вопросы догматики, нравственности, происхождения религии и ее сущности, отношения между религией и наукой, философией. Догматическое богословие доказывает истинность, богоустановленность основных положений христианской веры. Нравственное богословие раскрывает сущность и преимущества христианской морали. Экзегетика занимается толкованием библейских текстов, "трудных мест" в Библии, которые находятся в противоречии с современным научным знанием. Литургика доказывает необходимость богослужений и соблюдения правил обрядовости. Пастырское богословие говорит об основных качествах священнослужителей. Гомилетика рассматривает вопросы теории и практики проповеднической деятельности. Патрология занимается изложением содержания основных поучений отцов и учителей церкви. Сравнительное богословие занято критикой догматов других христианских направлений.
В католичестве и православии к Отцам Церкви относят одних и тех же подвижников, но при этом существует разница в уровне их почитания. Невозможно перечислить всех Отцов Церкви. Назовем лишь тех «признанных отцов», кого торжественно объявили на 3-м, 4-м и 5-м Вселенских соборах в качестве церковных авторитетов: Петр, Афанасий, Феофила Александрийские, Василий Великий, Аттик Константинопольский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Амфилохий Иконийский, Киприана Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Иларий Пиктавийский и Августин.
С древнейших времён существования христианства они пользовались высоким уважением и представлялись орудиями Святого Духа. Однако их учение, в большинстве случаев, не ставится Церковью в один ряд с писаниями пророков и апостолов и рассматриваются как человеческие произведения, а суждения отдельных Отцов Церкви рассматриваются как частные мнения высокоавторитетных богословов.
Считается, что Отцов Церкви от обычных богословов отличает: абсолютная приверженность учению Церкви (истинность учения), святость жизни, признание Церкви и древность. Все эти критерии заимствованы из традиционной католической патристики. Однако в Православной Церкви древность не является обязательным условием деятельности Отцов Церви. Для православного христианина Отцом Церкви в равной степени является как священномученик Ириней Лионский, живший во II веке, так и святитель Феофан Затворник, живший в XIX веке. «Наша Церковь учит, что Божественное Откровение не ограничено никакими хронологическими рамками, – указывает прот. Иоанн Мейендорф. – Дух Святой действует через людей всех времен, и Церковь «узнает» в людях своих «святых отцов» не по причине древности, а, руководствуясь своей внутренней интуицией, на основании которой и формируется Предание». Говорить, что Святых Отцов больше уже не может быть, значит утверждать, что Святой Дух покинул Церковь.
При этом допускается, что Отцы Церкви могут в чем-либо заблуждаться (а это неизбежно при отсутствии единого мнения по многим вопросам), но тем не менее их следует почитать как Отцов и изучать их труды, т.к. мнение, выраженное Отцом Церкви и не осужденное соборно, входит в границы допустимого и возможного, но не может считаться общеобязательным для православных верующих. Что касается правильности учения, то здесь необходимы уточнения.
ДОГМЫ
Первая часть провозглашает веру в единого Господа, который сотворил все миры, видимые и невидимые, и имеет власть над всеми своими творениями.
Вторая часть утверждает, что Иисус Христос является Божьим Сыном, единосущным со своим Отцом. Он не был сотворен, но существовал всегда, так же, как и Бог-Отец.
Третья часть исповедует веру в воплощение Христа, который был рожден от Девы Марии и Святого Духа, но при этом не является творением Божьим, потому что Он сам – Бог.
Четвертая часть рассказывает о страданиях и смерти Иисуса на кресте. Для этого Он пришел – чтобы добровольно принять страдания и искупить людей от рабства греха.
Пятая часть провозглашает воскресение Иисуса после истинной Его смерти.
Шестая часть – весть о вознесении Господа Иисуса на небо и установлении Его славы в Царствии Божьем. Он занял место, предназначенное Ему, – по правую руку от Своего Отца.
Седьмая часть – провозглашение веры во второе пришествие Иисуса, который придет в сиянии Славы Своей, чтобы совершить окончательный суд над живыми и над умершими.
Восьмая часть – исповедание третьей божественной ипостаси, Духа Святого. Эта часть Символа веры породила больше всего споров и послужила одной из причин раскола единой христианской церкви на православную и католическую ветви. Православный Символ веры утверждает, что Дух Святой исходит только от Отца, а Римо-католический символ – что Дух Святой исходит и от Отца, и от Сына. Это
Девятая часть – утверждение веры в святую церковь, которую установил Христос через своих апостолов. Церковь – это не просто собрание людей, а невидимое Тело Христово, где каждый верующий – важная часть единого Тела. Иоанн Златоуст сравнивал церковь с кораблем, где хозяин корабля – Бог-Отец, капитан – Бог-Сын, ветер в парусах – Бог-Святой Дух, а все верующие плывут на корабле и спасаются от смерти в бушующем море.
Десятая часть исповедует единственно возможное в жизни крещение, при котором человек получает дары Святого Духа.
Одиннадцатая часть – ожидание всеобщего воскресения мертвых во плоти для будущего Суда.
Двенадцатая часть – надежда на жизнь вечную в царствии Божьем.

ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ
Евиониты (от имени еретика Евиона или от евр. слова «евион» — бедный) считали Иисуса Христа пророком, подобным Моисею и требовали от всех христиан строгости в исполнении закона Моисеева; на христианское учение смотрели, как на дополнение к закону Моисея.
Назореи веровали в Божество Иисуса Христа, но настаивали на исполнении Моисеева закона христианами из иудеев, не требуя этого от не иудеев христиан (умеренные евиониты). Евиониты-гностики. Учение их возникло из учения иудейской секты ессеев, живших за Мертвым морем (раскопки в Кумране), объединенного с элементами христианства и гностицизма. Ессеи считали себя хранителями чистой религии, открытой Адаму, но впоследствии затемненной иудейством. Ев.-гностики признавали восстановление этой религии Христом, как носителем Божественного Духа; элемент гностический выражался во взгляде их на материю, как на злое начало, и в проповеди сурового аскетизма.
ГНОСТИЦИЗМ
В основе гностических систем лежат идеи создания высшего религиозно-философского знания, путем объединения греческой философии и философии ученого Александрийского иудея Филона с восточными религиями, особенно, с религией Зороастра. Таким путем гностики вырабатывали разнообразны системы, предполагавшие безусловное решение всех вопросов бытия. Метафизическим построениям они придавали фантастические символические формы. Познакомившись с христианством и даже приняв его, гностики не оставили своих фантастических построений, пытаясь соединить их с христианством. Так возникли многочисленные гностические ереси в христианской среде.
Гностики апостольского века
Симон волхв, пользуясь приемами магии, выдавал себя «за кого-то великого» (Деян. 8:9) — «высшего Эона», в гностическом смысле. Его называют родоначальником всех еретиков.
Керинф, александриец; его учение — смесь гностицизма с евионитством. Жил некоторое время в Эфесе, когда там пребывал ап. Иоанн Богослов.
Докеты признавали только призрачное человечество во Христе, так как считали плоть и материю, вообще, злом. Их обличал ап. Иоанн Богослов в своих посланиях.
Николаиты (Апокалипсис 2:14-15) исходя из гностических требований умерщвления плоти, допускали распутство.
В послеапостольское время
Гностики Александрийские (Василид сириец и иудей Валентин и их последователи), исходя из дуализма, или признания двух начал бытия, считали материю началом недеятельным, косным, мертвым, отрицательным началом, в то время, как Гностики Сирийские, принимая тот же дуализм, признавали материю деятельным началом зла (в религии Зороастра — «Ариман»). К этому направлению принадлежал и Тациан, бывший ученик св. Иустина Философа, проповедовавший строгий аскетизм. Отпрыском сирийских гностиков были антиномисты, допускавшие распущенность ради ослабления и умерщвления начала зла — плоти, материи.
Маркиониты (по имени Маркиона, сына сирийского епископа, предавшего своего сына отлучению за гностицизм). Создатель ереси, Маркион, учил, что миром управляет, с одной стороны, благой Бог, начало духовное, а с другой стороны — сатана, как властитель материи. В Иисусе Христе, по учению Маркиона, сошел на землю Сам благой Бог, принявший на Себя призрачное тело. Маркиониты учили о недоступности познания Бога. Ересь держалась до 6-го столетия.
Карпократ и его последователи умаляли Божество Иисуса Христа. Его секта — одна из многочисленных «антиномистических» сект — отрицателей нравственного закона.
МАНИХЕЙСТВО
Манихейская ересь, подобно гностицизму, представляла собой смесь элементов христианства с началами религии Зороастра. По учению Манеса, давшего начало этой ереси, борьба в мире начал духа и материи, добра и зла, света и тьмы составила историю неба и земли, в которой проявилась деятельность: а) животворного Духа, б) бесстрастного Иисуса и в) страждущего Иисуса — «Души мира». Иисус бесстрастный, сойдя на землю, принял только вид человека (докетизм), учил людей и обетовал пришествие Утешителя. Обещанный Утешитель явился в лице Манеса, очистил извращенное людьми учение Иисуса и открыл Царство Божие. Манес проповедовал строгий аскетизм. Обвиненный в искажении религии Зороастра, Манес был убит в Персии. Ересь эта распространялась преимущественно в Западной половине Римской империи и была особенно сильна в 4-м и 5-м веках.
если интересно прочитать всех, то http://bookitut.ru/Pravoslavnoe-Dogmaticheskoe-Bogoslovie.146.html

 

21. Символы веры по Никейскому и Никео-Константинопольскому собору Никейский
Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.
И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь. Аминь[13].
Никео-Константинопольский
Верую во единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, рождённого от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, одного существа со Отцом, через Которого всё сотворено;
для нас людей и для нашего спасения сошедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося человеком,
распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого,
воскресшего в третий день согласно с Писаниями (пророческими),
восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца,
и снова грядущего со славою судить живых и мёртвых, Царству Его не будет конца.
И в Святого Духа, Господа, дающего жизнь, исходящего от Отца, поклоняемого и прославляемого равночестно с Отцем и Сыном, говорившего чрез пророков.
И во единую, Святую, Вселенскую и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое крещение во оставление грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых
и жизнь будущую. Аминь.[6]

Кратко: Христиане верят в Троицу – Бога, единого в трех лицах – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Святого Духа. Это не три разных божества. Это три божественные лица, обладающие одной божественной природой. Бог является творцом мира. Он сотворил мир «из ничего», своим словом вызвав его из небытия. Только Бог существовал всегда, даже тогда, когда ни мира, ни времени не было. Бог вечен, а мир имеет начало во времени, Бог Сам является источником жизни, мир может существовать, только поддерживаемый Богом. Человек создан Богом как высшее творение. Однако человек ослушался Бога. Произошло грехопадение, которое разорвало не посредственные отношения человека и Бога. Для того чтобы восстановить эти отношения и спасти человечество потребовалось особое действие Бога – воплощение и вочеловечение второго Лица Святой Троицы, БогаСына. Иисус Христос и есть воплотившийся Бог -Сын. Иисус Христос родился от девы Марии, непорочно зачавшей Его от Святого Духа, поэтому в христианской традиции Марию называют Богородицей. После жизни, смерти и воскресения Христа спасение, ранее невозможное из-за грехопадения, стало вновь возможно для каждого верующего во Христа. Поэтому для христиан Иисус не только Бог и человек, Он – Спаситель, победивший грех и смерть. Христиане верят, что все умершие воскреснут в день Второго пришествия Христа. Это и будет день Страшного суда.

 

 

22. Великая схизма 1054 г. Католики и православные
В начале 11 века было два сильных церковно-христианских лагеря: Западный – в Риме, Восточный – в Константинополе. В 1054 году они ОКОНЧАТЕЛЬНО разосрались, подвергнув друг друга анафеме – отлучению от христианского канона – это и есть великая СХИЗМА.
Все началось еще в далеком III веке, когда РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ по факту разделилась на Западную и Восточную. С 476 года на Западе возникали «варварские королевства» и носителем культуры там осталась лишь Церковь во главе с римской папой и она была как бы отдельным институтом, не контактирующим с властью.
На Востоке же в это время все было хорошо – церковь часть государства. В 756 г. в Центральной Италии вообще возникло папское государство, интересы которого не всегда совпадали с интересами Византийской империи.
Ну и пошли культурные, обрядовые и богословские различия:
1)
на Западе безбрачия духовенства, на Востоке духовенство делится на белое (брачное) и черное (безбрачное).
2) на Западе складывалась традиция причащать только хлебом, на Востоке – хлебом и вином.
3) на Востоке было принято причащать квасным хлебом, на Западе – опресноками (хлеб, который пекут без дрожжей)
4) на Востоке духовные лица отпускали бороду, а на Западе духовенство брилось
Такое было и раньше, но когда государство одно, всем поебать, какой хлеб едят другие. Но когда перестали совпадать политические интересы, понеслось……..
Началась борьба за влияние. Первый серьезный конфликт - IX в., римский престол занимал папа Николай, а Константинопольским патриархом был Фотий. Между ними разгорелись споры о церковной юрисдикции новообращенной Болгарии о святой Троицы. (восточные считали, что СВЯТОЙ ДУХ ОТ ОТЦА И СЫНА, А ЗАПАДНЫЕ, ЧТО ТОЛЬКО от ОТЦА)
Потом уже СХИЗМА - Михаил Кирулларий и легат (посол) Римского папы Льва IX - Гумберт провозгласили взаимное отлучение от Церкви. Это был официальный разрыв от­ношений между главами западной и восточной церквей – 1054.
КАК ЭТО БЫЛО? Весной 1054 года в Константинополь прибывает посол кардинал Гумберт. Цель визита - встретиться с императором Константином IX Мономахом и обсудить возможности военного союза с Византией.
НО послЫ папы отнеслись надменно к МОНОМАХУ, а он потом посадил их на последние место в соборе. Кардинал Гумберт счел это унижением и отказался вести какие-либо переговоры с патриархом. А ПОТОМ ВООБЩЕ!
15 июля 1054 года, послы пришли в Софийский собор и положили на престол буллу (текст об отлучении патриарха от христианства). Народ в церкви об этом узнал и охуел.

Через 5 дней - 20 июля 1054 года патриарх Михаил Керулларий созвал Собор из 20 епископов, на котором САМ предал папских легатов церковному отлучению. Деяния Собора были разосланы всем Восточным патриархам и это все приняли.
Новый удар по единству христианского мира был нанесен 150 лет спустя.
В 1204 го
ду западные рыцари пошли на четвертый крестовый поход в Полистину, но повернули в Констонтинопль и разорили его, забрав большую часть христианских святынь.
Крестовые походы и взятие Константинополя окончательно разделили западное и восточное христианство. При этом за западной церковью закрепилось наименование «католическая», а за восточной – «православная».

КСТАТИ, ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ! В 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты Папой Павлом VI и Вселенским Патриархом Афинагором - они признали друг друга, НО все равно НАПРОЧЬ отказываются принимать традиции!

 









































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: