Рекомендации к структуре и содержанию характеристики

1. Общие сведения о ребенке

При наличии нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата необходимо указать степень нарушений, если такие сведения имеются в школьной карте или со слов родителей (законных представителей).

2. Характеристика уровня сформированности учебных знаний, умений, навыков

Этот раздел должен содержать ответы на следующие вопросы: что освоил ребенок, как относится к своим неудачам, какие виды помощи применялись педагогом для преодоления трудностей учащегося, какие результаты достигнуты.

В данном разделе необходимо обратить внимание на особенности работоспособности ребенка: скорость принятия и выполнения учебной задачи, реакции на требования педагога, возможность контроля своей деятельности и коррекции ошибок, наличие утомляемости или возбудимости, этапы снижения работоспособности и способы компенсации нарушений учебной деятельности ребенка.

К этим способам относят следующие: снижение объема материала, увеличение сроков на выполнение заданий, поэтапное предъявление инструкций, ориентировка на практическую значимость, увеличение и разнообразие наглядного материала, оценивание результатов по этапам и с учетом затрат усилий ребенка, даже при условии неверных ответов и др.

3. Общая характеристика личности ребенка

Необходимо отметить внешний вид ребенка (опрятность, неряшливость, аккуратность), уровень культурно-гигиенических навыков, формы общения со сверстниками, особенности поведения, так как эти характеристики способствуют более полному пониманию причин трудностей в обучении и адаптации в детском коллективе.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют общие и специфические особенности в развитии. При составлении характеристики необходимо не только обобщить материал, отметить закономерности в обучении и поведении, но и определить специфические трудности в обучении и понять их их причины.

Памятка для использования при составлении характеристик на детей с ОВЗ:

- общительный или замкнутый, легко идет на контакт, отказывается от совместной работы, адекватно (неадекватно) воспринимает учебную ситуацию, взаимодействие затруднено, не понимает смысл задания, испытывает затруднения в общении и др.;

- активный, подвижный, вялый, инертный, пассивный, медлительный, легко возбудимый, неуравновешенный, спокойный, заторможенный, плаксивый, др.;

- быстро (медленно) реагирует на замечания, принимает помощь, не переключается в новые условия задачи и др.;

- преобладает настроение жизнерадостное, подавленное, угрюмое, реагирует без особых эмоций, отмечаются частые колебания настроения без видимых причин, др.;

- проявляет настойчивость в преодолении трудностей или отказывается от выполнения заданий, преобладает пассивность в действиях, др.;

- обращается за помощью, использует ее или помощь неэффективна;

 - отношение к сверстникам дружелюбное, негативное, проявляет агрессивность без видимых причин, проявляет уважение к взрослым или грубость, нецензурные выражения и др.;

- проявляет организаторские способности в трудовых или иных действиях, отказывается от поручений, не подчиняется правилам в игровой деятельности и др.;

- откликается на поощрения, принимает замечания, старается их исправить или наоборот;

- принимает помощь детей, нуждается в постоянном контроле за поведением (учебной деятельностью), др.;

- активность речевого общения снижена, избегает речевого контакта, взгляда в глаза, не реагирует на речевые замечания, не умеет дать словесный отчет о проделанной учебной работе, др.;

- внешний вид неряшливый, в том числе учебники, тетради, культурно-гигиенические навыки сформированы недостаточно и др.;

- преобладает слуховое, зрительное, тактильное запоминание с показом наглядного материала, преобладает механический тип запоминания (нуждается в многократном повторении), объем кратковременной памяти достаточный (недостаточный), нуждается в многократном и поэтапном повторении инструкций с показом образца (алгоритм действий), быстро забывает, воспроизводит материал с пропусками, искажениями, придумывает, фантазирует и др.;

- внимание неустойчивое, не умеет сосредоточиться на вопросе, не дослушивает до конца инструкцию, действует хаотично, спонтанно, с трудом переключается в новые условия, отвлекается на посторонние шумы, прислушивается к ним, не умеет самостоятельно контролировать свои действия и др.

- с трудом или не умеет самостоятельно сравнивать понятия, классифицировать, систематизировать их, не умеет определять причинно-следственные закономерности и др.;

- в интеллектуальной деятельности преобладают действия с опорой на конкретные ситуации, с трудом понимает логические связи, нуждается в дополнительном разъяснении с привлечением наглядного материала и др.;

- имеет представления о сенсорных эталонах (величина, форма, цвет) или фрагментарные знания;

- понимает закономерности временных отношений (смена времен года, дней недели, частей суток);

- ориентируется (не ориентируется) в пространственных отношениях, в том числе на листе бумаги, на доске, др.;

- в учебной деятельности преобладают игровые действия, темп работы быстрый, действует спонтанно, не дослушивает инструкцию, или медленно включается в работу, быстро устает, отказывается завершать задание, не заинтересован в результате, нуждается в дополнительных паузах для отдыха, жалуется на плохое самочувствие (головная боль, сонливость и др.).

 

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

 

 

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Анализ взаимодействия учителя начальных классов с родителями (в том числе с родителями ребенка с ОВЗ)

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: