Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 Приморского района Санкт-Петербурга
СТАТЬЯ для педагогических работников дошкольных учреждений
«Использование РТВ – ТРИЗ-технологии
в работе с детьми младшего возраста»
Составила воспитатель: Сайкова Г.Е.
2016
Содержание.
1. Введение. Перечень методы РТВ-ТРИЗ-технологии,
используемый в работе с детьми первой младшей группы …………… 3
2. Мозговой штурм ………………………………………………………… 3
3. Круги Луллия …………………………………………………………….. 4
4. Морфологический анализ ………………………………………………. 6
5. Синектика ……………………………………………………………… … 7
6. Типовые приёмы фантазирования ………………………………… … 9
6. Системный анализ ……………………………………………………. 10
7. Литература ……………………………………………………………….14
В младшем дошкольном возрасте следует формировать умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями; ребенок начинает фантазировать в «уме». Малыш начинает использовать предметы-заместители. Это и есть начало развития детского воображения. Предлагаемый инструментарий РТВ-ТРИЗ-технологии поможет педагогам в решении задач развития творческих способностей малышей: воображения, творческого мышления и речи.
Цель использования РТВ-ТРИЗ-технологии в работе с детьми - развитие творческих способностей ребенка.
В работе с детьми используются методы, представленные в таблице.
№ п/п | Название метода | Автор метода |
1. | Мозговой штурм | А. Осборн (США) |
2. | Круги Луллия | Р. Луллия (о. Майорика) |
3. | Морфологический анализ | Ф. Цвикки (Швейцария) |
4. | Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия) | У. Гордон (США) |
5. | Типовые приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление) | Г. С. Альтшуллер |
6. | Системный анализ | Г. С. Альтшуллер |
Рассмотрим их.
Методы развития творческого воображения (РТВ).
Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.
Задачи.
1. Формировать умение участвовать в обсуждении проблемы: отвечать на вопросы воспитателя.
2. Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.
Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка, запрещена любая критика: словесная, жестовая, мимическая. Поощряется любая идея, даже шуточная, нелепая. Затем идеи анализируются (что хорошо-плохо в них), выбирается лучшая.
В младшей группе используется упрощенный вариант МШ. Проведение мозгового штурма с детьми.
1. Воспитатель спрашивает детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?» и т.д.
2. Педагог выслушивает варианты ответов малышей. Критика запрещена. Поощряется любая идея. Воспитатель эмоционально показывает заинтересованность в решении поставленной проблемы.
3. Воспитатель подводит итог, как уточнение обсуждаемой проблемы: посмотрим, кто же стучится или достанем из мешочка игрушку, посмотрим, кто в домике живет.
Метод МШ можно использовать при проведения занятий по любому разделу программы, режимных процессов, прогулок.
Круги Луллия. Житель острова Майорика Раймонд Луллия в четырнадцатом веке предложил использовать круги для получения ответов на вопросы. На один стержень нанизаны кольца разного диаметра, разделенные на сектора. Каждый сектор имеет своё обозначение: рисунок, слово, фразу. В верхней части стержня устанавливается стрелка.
Суть метода: раскрутить кольца и прочитать ответ на вопрос, зафиксированный в секторах, указанных стрелкой.
С детьми используются 2 круга разного диаметра, поделенные на 4 сектора. Вместо стрелки иметь сплошной круг с вырезанным одним сектором. Диаметр демонстрационных кругов 70 и 50 см. Для групповой работы диаметр кругов 40 и 30 см.
Задачи.
1.Уточнять знания детей в различных предметных областях.
2.Развивать вариативность воображаемых образов.
С использованием кругов Луллия проводятся следующие серии игр.
Серия – «Объект-части».
Задача: учить находить части у объекта.
Материал. Большой круг – картинки с изображением объектов: кукла, машинка, чашка, заяц. Маленький круг – картинки с изображением одной части от каждого объекта: платье, колесо, ручка, уши.
Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (машина). «А это что?» (уши). «Есть у машины уши?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения колеса, и дети не скажут, что у машины есть колесо.
Серия – «Объект-место».
Задача: учить находить типичное место обитания живых объектов.
Материал. Большой круг – картинки с изображением места обитания объектов: лес, огород, дом, озеро. Маленький круг – картинки с изображением объектов: медведь, морковь, ребенок, рыбка.
Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (лес). «А это что?» (рыбка). «Рыбка живёт в лесу?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения медведя, и дети не скажут, что медведь живет в лесу.
Серия – «Объект-материал».
Задача: учить называть материал из которого сделан объект.
Материал. Большой круг – кусочки материалов на липучках: дерево, бумага, стекло, ткань. Маленький круг – картинки с изображением рукотворных объектов: пирамидка, книга, лампочка, платье.
Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (ткань). «А это что?» (книга). «Книга сделана из ткани?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения платья, и дети не скажут, что платье сшито из ткани.
серия – «Объект-форма».
Задача: учить определять и называть форму объектов.
Материал. Большой круг – изображения форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Маленький круг – картинки с изображением объектов: мяч, платок, косынка, дом.
Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (круг). «А это что?» (платок). «Платок круглой формы?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения мяча, и дети не скажут, что мяч круглой формы.
Метод «Морфологический анализ» разработан швейцарским астрономом Ф. Цвикки. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное количество вариантов реализации объекта с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, усваивать принцип вариативности.
Задача.
Учить детей изменять объекты при взаимодействии с разными вариантами цвета, формы, размера или добавления какой-либо части.
Суть метода: рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов для создания нового образа.
Характеристики объекта заносятся на «волшебную дорожку» - это горизонтальные показатели (цвет, форма, размер, части). Берется 2 –4 значения признаков. Например, значения признака «цвет».
Красный цвет. | Желтый цвет. | Синий цвет. | Зеленый цвет. |
Вертикальные показатели – путешествуют по «волшебной дорожке» представители природного, рукотворного или сказочного мира. С малышами вначале один вертикальный показатель (изображение объекта на картинке или модель объекта). Например, петушок.