Серия – «Объект-форма»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10                                    Приморского района Санкт-Петербурга

 

 

СТАТЬЯ для педагогических работников дошкольных учреждений

 

«Использование РТВ – ТРИЗ-технологии

в работе с детьми младшего возраста»

 

 

                      Составила воспитатель: Сайкова Г.Е.

 

 

2016

 

Содержание.

1. Введение. Перечень методы РТВ-ТРИЗ-технологии,

используемый в работе с детьми первой младшей группы …………… 3

 

2. Мозговой штурм …………………………………………………………  3

 

3. Круги Луллия …………………………………………………………….. 4

 

4. Морфологический анализ ………………………………………………. 6

 

5. Синектика ……………………………………………………………… … 7

 

6. Типовые приёмы фантазирования ………………………………… …   9

 

6. Системный анализ ……………………………………………………. 10

 

7. Литература ……………………………………………………………….14

 

 

                                                                         

 

 

В младшем дошкольном возрасте следует формировать умение сравнивать, различать, обобщать, устанавливать причинную зависимость между отдельными явлениями; ребенок начинает фантазировать в «уме». Малыш начинает использовать предметы-заместители. Это и есть начало развития детского воображения. Предлагаемый инструментарий РТВ-ТРИЗ-технологии поможет педагогам в решении задач развития творческих способностей малышей: воображения, творческого мышления и речи.

 

    Цель использования РТВ-ТРИЗ-технологии в работе с детьми - развитие творческих способностей ребенка.

 

В работе с детьми используются методы, представленные в таблице.

 

№ п/п Название метода Автор метода
1. Мозговой штурм А. Осборн (США)
2. Круги Луллия Р. Луллия (о. Майорика)
3. Морфологический анализ Ф. Цвикки (Швейцария)
4. Синектика (прямая аналогия, эмпатия – личная аналогия) У. Гордон (США)
5. Типовые приёмы фантазирования (увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление) Г. С. Альтшуллер
6. Системный анализ Г. С. Альтшуллер

 

Рассмотрим их.

    Методы развития творческого воображения (РТВ).

Метод «Мозговой штурм» (МШ): предложен американским учёным А. Осборном. Это метод коллективного поиска оригинальных идей.

Задачи.

1. Формировать умение участвовать в обсуждении проблемы: отвечать на вопросы воспитателя.

2. Формировать умение давать большое количество идей в рамках заданной темы.

Суть МШ – дать свободный выход мыслям из подсознания, создать условия расковывающие ребенка, запрещена любая критика: словесная, жестовая, мимическая. Поощряется любая идея, даже шуточная, нелепая. Затем идеи анализируются (что хорошо-плохо в них), выбирается лучшая.

В младшей группе используется упрощенный вариант МШ. Проведение мозгового штурма с детьми.

1. Воспитатель спрашивает детей: «Кто стучится?» или «Что в мешочке?», «Кто в домике живет?» и т.д.

2. Педагог выслушивает варианты ответов малышей. Критика запрещена. Поощряется любая идея. Воспитатель эмоционально показывает заинтересованность в решении поставленной проблемы.

3. Воспитатель подводит итог, как уточнение обсуждаемой проблемы: посмотрим, кто же стучится или достанем из мешочка игрушку, посмотрим, кто в домике живет.

Метод МШ можно использовать при проведения занятий по любому разделу программы, режимных процессов, прогулок.

Круги Луллия. Житель острова Майорика Раймонд Луллия в четырнадцатом веке предложил использовать круги для получения ответов на вопросы. На один стержень нанизаны кольца разного диаметра, разделенные на сектора. Каждый сектор имеет своё обозначение: рисунок, слово, фразу. В верхней части стержня устанавливается стрелка.

Суть метода: раскрутить кольца и прочитать ответ на вопрос, зафиксированный в секторах, указанных стрелкой.

С детьми используются 2 круга разного диаметра, поделенные на 4 сектора. Вместо стрелки иметь сплошной круг с вырезанным одним сектором. Диаметр демонстрационных кругов 70 и 50 см. Для групповой работы диаметр кругов 40 и 30 см.

Задачи.

1.Уточнять знания детей в различных предметных областях.

2.Развивать вариативность воображаемых образов.

С использованием кругов Луллия проводятся следующие серии игр.

Серия – «Объект-части».

Задача: учить находить части у объекта.

Материал. Большой круг – картинки с изображением объектов: кукла, машинка, чашка, заяц. Маленький круг – картинки с изображением одной части от каждого объекта: платье, колесо, ручка, уши.

Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (машина). «А это что?» (уши). «Есть у машины уши?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения колеса, и дети не скажут, что у машины есть колесо.

Серия – «Объект-место».

Задача: учить находить типичное место обитания живых объектов.

Материал. Большой круг – картинки с изображением места обитания объектов: лес, огород, дом, озеро. Маленький круг – картинки с изображением объектов: медведь, морковь, ребенок, рыбка.

Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (лес). «А это что?» (рыбка). «Рыбка живёт в лесу?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения медведя, и дети не скажут, что медведь живет в лесу.

Серия – «Объект-материал».

Задача: учить называть материал из которого сделан объект.

Материал. Большой круг – кусочки материалов на липучках: дерево, бумага, стекло, ткань. Маленький круг – картинки с изображением рукотворных объектов: пирамидка, книга, лампочка, платье. 

Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (ткань). «А это что?» (книга). «Книга сделана из ткани?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения платья, и дети не скажут, что платье сшито из ткани.

серия – «Объект-форма».

Задача: учить определять и называть форму объектов.

Материал. Большой круг – изображения форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Маленький круг – картинки с изображением объектов: мяч, платок, косынка, дом. 

Проведение игры. Рассмотреть картинки на большом круге, назвать изображенное. Надеть большой круг на стержень. Тоже с маленьким кругом. Воспитатель закрывает сплошным кругом с вырезанным сектором круги и вращает их. Затем спрашивает: «Что это?» (круг). «А это что?» (платок). «Платок круглой формы?» (нет). Воспитатель вращает маленький круг до тех пор, пока не будет в секторе изображения мяча, и дети не скажут, что мяч круглой формы.

 

Метод «Морфологический анализ» разработан швейцарским астрономом Ф. Цвикки. С помощью комбинаторики можно получить неограниченное количество вариантов реализации объекта с требуемой главной функцией. Данное средство позволяет формировать подвижность мышления, усваивать принцип вариативности.

Задача.

Учить детей изменять объекты при взаимодействии с разными вариантами цвета, формы, размера или добавления какой-либо части.

Суть метода: рассматривается взаимодействие горизонтальных и вертикальных показателей морфологической таблицы, осуществляется перебор вариантов соединения характеристик объектов для создания нового образа.

Характеристики объекта заносятся на «волшебную дорожку» - это горизонтальные показатели (цвет, форма, размер, части). Берется 2 –4 значения признаков. Например, значения признака «цвет».

Красный цвет.   Желтый цвет. Синий цвет. Зеленый цвет.

 

Вертикальные показатели – путешествуют по «волшебной дорожке» представители природного, рукотворного или сказочного мира. С малышами вначале один вертикальный показатель (изображение объекта на картинке или модель объекта). Например, петушок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: