Тема занятия: «Как петушок себе цвет подбирал»

Задачи.

1.Уточнить знания детей о цвете: красный, желтый, зеленый, синий.

2.Побуждать детей фантазировать на основе изменения значений признака «Цвет».

Ход занятия. В гости к детям приходит Петушок (бесцветный силуэт). Дети здороваются с ним, знакомятся. Воспитатель отмечает, что Петушок белого цвета и спрашивает детей, как сделать его красивым (выслушивает все варианты без замечаний). Педагог предлагает детям отправить Петушка гулять по «волшебной дорожке». Дети называют цвета, живущие на этой дорожке. Петушок гуляет по дорожке и окрашивается в соответствующий цвет. Петушок просит детей принести игрушки соответствующего цвета, назвать игрушку и ее цвет. Воспитатель обобщает, что все игрушки красного цвета. Петушок просит детей найти красный цвет в одежде детей. Петушок оставляет у себя красный гребешок и бородушку и отправляется дальше гулять по дорожке. В конце занятия петушок благодарит детей за то, что они сделали его красивым, нарядным, разноцветным.

Метод «Синектика» предложен У. Гордоном в 50 годы двадцатого столетия. Термин «синектика» обозначает «объединение разнородных предметов». Автор предложил использовать для развития творческих способностей человека аналогии. Сделать аналогично, значит сделать что-то по тем же правилам. В синектике используется четыре вида аналогий – прямая, символическая, фантастическая, личная (эмпатия). С детьми первой младшей группы используются два вида аналогий: прямая, личная (эмпатия). Достоинствами метода являются огромные возможности для развития фантазии, воображения и получения оригинальных решений творческих задач, уменьшается инерция мышления человека.

Задача.

1.Учить детей менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных воспитателем условий.

Прямая аналогия – поиск сходных объектов, признаков в других областях действительности. Это сходство объектов в каких-то свойствах, отношениях. Задача: учить находить прямые аналоги знакомым предметам.

Виды прямой аналогии:

А). По цвету. Показать игрушку, иллюстрацию, например, ёлочку. Какая по цвету ёлочка? (зеленая). Найдите картинки (игрушки) такого же цвета, как ёлочка. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его цвет (трава зеленого цвета, зеленый листик, карандаш зеленого цвета и т.д.). Воспитатель обобщает: все они (перечисляет) зеленого цвета, как ёлочка.

Б). По форме. Показать игрушку, иллюстрацию – мяч. Какой формы мяч? Найдите картинки (игрушки) такой же формы, как мяч. Дети называют изображенное на картинке (игрушку) и его форму.Воспитатель обобщает ответы детей.

В). По величине. Показать игрушки, например, большой домик – маленький домик. Что это? (домики). Этот домик какой по величине? (большой). А этот? (маленький). Найдите игрушки такой же величины, как большой (маленький) домик. Дети находят и раскладывают игрушку по величине. Воспитатель обобщает.

Личная аналогия или личная эмпатия – отождествление самого себя с кем-либо или чем-либо, умение сопереживать объекту в этом состоянии.

Задача.

1.Учить детей представлять себя в качестве кого-либо, показывать несложные действия живых объектов.

Дети «превращаются» в живые объекты растительного или животного мира без показа действий воспитателем. Педагог описывает проблемную ситуацию, дети показывают действия объекта в проблемной ситуации. Например, Воспитатель говорит: «Дети, вы – зайчики. Зайчики прыгают, веселятся. Зайчики устали. Ножки устали у зайчиков. Зайчики сели на пол (ковер), ножки вытянули, отдыхают ножки. Отдохнули. Зайчики весело прыгают».

Типовые приёмы фантазирования. Г. С. Альтшуллер в 70 годы двадцатого века предложил использовать для развития творческого воображения типовые приемы фантазирования:

- увеличение-уменьшение,

- дробление-объединение,

- оживление-окаменение,

- специализация-универсализация,

- преобразование свойств времени,

- приём «Наоборот».

С детьми используются следующие типовые приемы фантазирования: увеличение-уменьшение, деление-объединение, оживление.

Задача: учить детей делать фантастические преобразования объекта по какому-либо признаку.

Увеличение – уменьшение. Дети преобразуют объект по величине. К детям приходит волшебник Великан (Кроха). Он дотрагивается до предмета, который увеличивается (уменьшается) в размере. Например, рассмотреть детский и взрослый стулья. Что это? Этот стул по размеру какой? (большой). А этот? (маленький). Приходит волшебник Великан. Он дотрагивается до маленького стула и стул становится большим, как стол. Нужен нам такой стул? Зачем?

Дробление – объединение. Волшебник «Дели» дотрагивается до грузовика и он распадается на части. Какие? (кабина, кузов, колеса). С волшебником «Соединяй» дети знакомятся во второй половине года. Этот волшебник дотрагивается до частей и вновь грузовик может перевозить грузы.

Оживление. Волшебник «Оживляйка» делает живым все неживое и оно двигается, разговаривает и т.д. Волшебник дотронулся до стульчика (чашки) и стульчик стал бегать (чашка не только ходит, но и разговаривает). Покажите, как стульчик побежал (что сказала чашка?).

11. Методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

         Созданные в двадцатом веке методы РТВ повысили интенсивность генерации идей и перебора вариантов, но это привело к большим затратам времени на их анализ. Г. С. Альтшуллер поставил задачу: “Как без сплошного перебора вариантов выходить сразу на сильное решение проблемы?” Он решил эту задачу, разработав методы ТРИЗ, один из которых можно использовать в работе с детьми: системный анализ.

Системный анализ.

Основополагающая идея ТРИЗ заключается в том, что мир устроен системно. Система - это совокупность связанных между собой определенным образом элементов, обладающая свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов.    Автор метода – Г.С. Альтшуллер.

Универсальность метода заключается в том, что он способствует формированию у человека системного мышления и воображения, позволяет выделять функцию, признаки объекта, рассматривать его место и взаимосвязи с другими объектами, а также возможности преобразования во времени.

Задача.

1.Развивать системное мышление ребёнка.

Под системным мышлением понимается способность ребенка рассуждать по отношению к единому целому как имеющего определенное назначение, состоящего из взаимосвязанных частей, функционирующего в какой-либо среде и имеющего прошлое и будущее. Системное мышление является творческим мышлением.

Г. С. Альтшуллер назвал системный анализ многоэкранной схемой талантливого мышления, так как при использовании этого метода объект - система рассматривается не менее чем в девяти экранах системного оператора, для детей – волшебные экраны. Цифры показывают последовательность рассматривания системы по экранам.

 

6 3 9
4 1 7
5 2 8

 

1. Выбирается объект - система, определяются его признаки, основное назначение - функция;

2. Определяются части системы, ее составляющие (подсистема);

3. Рассматривается место функционирования системы и группа или класс, к которым относятся объекты (надсистема);

4. Объект и его функция рассматриваются в прошлом;

5. Рассматривается прошлое подсистемы объекта;

6. Определяется прошлое надсистемы объекта;

7. Объект и его функция рассматриваются в будущем;

8. Рассматривается будущее подсистемы объекта;

9. Определяется будущее надсистемы объекта.

Примером может служить логика системного мышления по отношению к объекту живой природы «Воробей».

 

Мама-воробьиха в гнезде (согревающая яйца). Гнездо с птенцами Место обитания воробья (лес или городские улицы).
Яйцо. Птенец (воробышек). Взрослый воробей.
Скорлупа, белок и желток с зародышем. Части тела слабого неумелого птенца. Части тела взрослой птицы.

 

Этапы работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: