Под моделью деятельности психологической службы в ДОУ понимается последовательность организационных форм работы педагога-психолога (с воспитателями, родителями и детьми), обеспечивающая комплексное сопровождение психологического развития ребенка в детском саду и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Принято выделять:
• информационную;
• пропедевтическую (греч. ргораideuо - - «предварительно обучаю»);
• профилактическую (греч. Ргорhjlaktikos — «предохранительный», «предохраняющие меры»);
• диагностическую;
• коррекционную функции психологической службы в системе образования.
Эти функции могут по-разному сочетаться в рамках тех или иных моделей деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении.
МОДЕЛИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА В ОБРАЗОВАНИИ1
Сочетая в своей работе различные виды деятельности, психолог фактически ставит перед собой различные цели и занимает различные цели и занимает различные позиции по отношению к происходящему... Сложились различные модели деятельности психолога...
|
|
... модель определяется не столько квалификацией психолога (в рамках одной модели возможны разные уровни квалификации специалиста), сколько его профессиональной позицией, с одной стороны, запросом и позицией администрации — с другой.
Первая модель. Психолог работает на «территории» своего кабинета и ведет консультации... Психолог не ставит своейзадачей оказывать влияние ни на форму, ни на содержание того, что происходит...
1 Концепция психологической службы образования.
как в рамках учебного процесса, так и в сфере сложившихся отношений. Позиция психолога — это позиция стороннего специалиста, отстаивающего права и интересы ребенка.
Вторая модель. К предыдущему функционалу добавляется: проведение диагностики детей разного возраста по запросам администрации образовательного учреждения..., посещение занятий по просьбе педагогов с целью выработки рекомендаций по работе с конкретными детьми. При высокой квалификации психолог становится главным участников педагогических консилиумов, рассматривающих проблемы успеваемости...
Третья модель. Включает в себя как обязательный компонент проведение обучающих семинаров и тренингов... Психолог ставит задачу изменить стереотипы поведения, способны и формы организации коммуникации учителя с учениками. При высокой квалификации психолог на групповых занятиях с детьми... формирует у них соответствующие их возрасту социальные умения, рассматривает проблемы,... дает им средства, позволяющие успешно справляться с проблемами...
|
|
Четвертая модель. Модель включает в себя работу психолога с содержанием и способами профессиональной деятельности педагога. Его целью становится влияние на профессиональное сознание... в направлении формирования целостной педагогической позиции (цели, ценности, задачи, содержание и способы его реализации в конкретных технологиях), а также психологического сопровождения образовательных процессов. При высокой степени квалификации психолог, работающий в рамках этой модели, становится проводником идей трансформации всех отношений... идеи уважения чести и достоинства каждого... развитие личности каждого...
Пятая модель. Различные типы практико-ориентированных исследований... Объектом исследования является целостный учебно-воспитательный процесс… Направления деятельности и профессиональные цели, описанные в данном Положении, не обязывают психолога, работающего в образовании, выполнять их в полном объеме...
Фактически, модель работы психолога в ДОУ определяет приоритетные для него функции и его позицию как специалиста к происходящему в детском саду.
В настоящее время насчитывается пять основных моделей работы педагога-психолога в ДОУ:
I модель: Позиция психолога — «сторонний наблюдатель» за происходящим в детском саду, основная функция — консультативная (информативная идиспетчерская).
II модель: Позиция психолога — «фасилитатор» («тот, кто облегчает») взаимодействия других участников образовательного процесса, основные функции — диагностическая и консультативная.
IIIмодель: Позиция психолога — «активное включение», основные функции — диагностическая, коррекционная и профилактическая.
IVмодель: Позиция психолога — «ведущий». Модель включает работу с педагогическими установками и позицией педагогических сотрудников и администрации ДОУ в целях обеспечения комплексного сопровождения образовательного процесса. Функции психолога — диагностическая, коррекционная, профилактическая и пропедевтическая.
V модель: Позиция психолога — «исследователь». Объектом исследования психолога является образовательный процесс, организуемый в соответствиями с целями и задачами развития ребенка, вклада всех участников образовательного процесса в создание условий для развития ребенка. Функции психолога — диагностическая, профилактическая и пропедевтическая, организационно-просветительская.
Исходя из возможных моделей, определяются непосредственные задачи работы педагога-психолога1 в детском саду: