I. Обучаемость:
• способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др.;
• активность ориентировки в новых условиях;
• перенос в новые условия;
• переключаемость с одного способа на другой;
• быстрота образования новых понятий и способов де:
ствия;
• темп, выносливость, работоспособность.
II. Развиваемостъ:
• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;
• переключаемость с одного плана мышления на другой.
I. Воспитуемостъ:
• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;
• активность ориентировки в новых социальных условиях;
• перенос и гибкость способов ориентировки в новых условиях.
Динамика изменения зон актуального и ближайшего развития испытуемого определяет наличие (отсутствие) благоприятного или неблагоприятного прогноза развития ребенка. При м следует учитывать, что дети с нарушениями в развитии, в основном, испытывают трудности, связанные с расширением зоны их ближайшего развития. В частности, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития имеют проблемы, связанные с тем, что у них оказываются нарушенными все компоненты обучаемости, характеризующие психическое развитие детей соответствующего возраста.
|
|
7. Принцип коррекции и компенсации является ведущим
при разработке индивидуальной программы развития ребенка,
выборе и адаптации коррекционно-педагогических технологий
в зависимости от характера, структуры и выраженности нарушения, степени фиксации дошкольника на своем дефекте. При этом особенное внимание уделяется формированию коррекционной направленности на формирование компенсаторных механизмов.
8. Принцип активного привлечения родителей к задачам
психокоррекции предполагает налаживание активного и заинтересованного сотрудничества психолога и родителей с целью
обеспечения непрерывности домашнего и общественного кор-рекционно-развивающего воспитания и обучения детей и преемственности в постановке ближайших и отдаленных целей психокоррекционной работы, определении ее содержания, применяемых методов и форм.
Исходя из данных принципов, психолог приступает к определению содержания индивидуальной психокоррекционной работы.
Согласно Государственному стандарту дошкольного образо-; вания детей с ограниченными возможностями здоровья (проект 2004 года), основными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются:
• смена ведущих мотивов;
• развитие общих движений;
• развитие восприятия как ориентировочной деятельности,
направленное на исследование свойств и качеств предметов;
• формирование системы сенсорных эталонов;
|
|
• развитие наглядно-образного мышления;
• формирование представлений об окружающем;
• развитие понимания смысла обращенной к ребенку речи;
• овладение диалогической речью;
• овладение фонетической, лексической и грамматической
сторонами речи;
• становление сюжетно-ролевой игры;
• развитие навыков социального поведения и социальной
компетентности;
• становление продуктивных видов деятельности;
• развитие самосознания.
Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями развития являются:
• совершенствование общей моторики;
• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной
координации;
• формирование произвольного внимания;
• развитие сферы образов-представлений;
• становление ориентировки в пространстве;
• совершенствование наглядно-образного и формирование элементов словесно-логического мышления;
• формирование связной речи и речевого общения;
• формирование элементов трудовой деятельности;
• расширение видов познавательной активности;
• становление адекватных норм поведения.
Индивидуальная психокоррекционная работа строится при опоре на данные направления как на «генеральные линии» развития ребенка, позволяющие определить общие цели кор-рекционно-развивающего воздействия.
Первый этап индивидуальной психологической коррекции должен быть направлен на создание психологической базы для развития ребенка. В первую очередь, внимание обращается на моделирование оптимальной социальной ситуации его развития, которая предполагает формирование соответствующих возрасту:
а) форме общения со взрослым и сверстником;
б) виду деятельности.
В процессе общения со взрослым формируют потребности и мотивы общения, характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит своеобразным «мостиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «входит» в жизнь, осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности.
На таких занятиях педагог-психолог использует задания, связанные с активизацией интереса детей к деятельности, формированием системы ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций. На этом этапе расширяются потенциальные возможности для развития так называемых «базовых» психических процессов и сохранных психических функций.
Постепенно создаются такие ситуации, в которых либо ребенок уже «хочет» больше, чем «умеет», потому что взрослому удалось сформировать мотивационную основу предметно — практической и познавательной деятельности, либо «умеет» больше, чем «хочет» в рамках данной деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, это является поводом к изменению социальной ситуации развития и переходу на следующую ступень психического развития через формирование новых познавательных установок и освоение новых видов деятельности.
На этом этапе индивидуальной психологической коррекции приходит время для стимуляции так называемых развивающихся психических функций и расширения «зоны ближайшего развития ребенка».
Затем приступают к формированию функционального единства всех психических процессов в разных видах детской деятельности.
В этот момент важно создать условия для перевс да всех психических функций в «ранг» произвольных.
На последнем этапе взрослый создает условия для овладения ребенком произвольностью уже не отдельных функций, всего поведения, формирования умения и навыков планировг ния и самоконтроля хода и результатов деятельности. В этс время создаются оптимальные условия для компенсации нарушенных функций и профилактики отклонений в формировании личности. Цель психокоррекции считается достигнуто! если уровень социально-психологической адаптированное™ ребенка в социальной среде и коллективе нормально развивающихся сверстников является устойчивым.
|
|
Рассмотрев этапы индивидуальной психологической коррекции, приведем примеры.
Конспект индивидуального занятия по психокоррекции1
с ребенком (мальчик) 1 года обучения в специальном детском саду (средняя группа), имеющем диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, педагогическая запущенность
Цели:
• развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз («Соедини точки карандашом»);
• развитие внимания, развитие графических навыков, ориентировка на листе бумаги, т. е. в микропространстве, восприятие частей целого предмета («Дорисуй по образцу»);
• формирование представлений об основных цветах, развитие внимания, развитие графических навыков и мелкой мсторики («Раскрась по образцу»);
• развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий («Карандашом укажи путь»);
• развитие ориентировки на листе бумаги, изучение последовательности чисел от 1 до 5 («Соедини точки по порядку 1 до 5»).
1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефект! гии МПГУ А. Милованова, Е. Борондукова, Н. Иванова.
ХОД ЗАНЯТИЯ