Показатели уровня ближайшего развития

I. Обучаемость:

• способность к усвоению знаний, восприимчивость к помощи и др.;

• активность ориентировки в новых условиях;

• перенос в новые условия;

• переключаемость с одного способа на другой;

• быстрота образования новых понятий и способов де:
ствия;

• темп, выносливость, работоспособность.

II. Развиваемостъ:

• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;

• переключаемость с одного плана мышления на другой.

I. Воспитуемостъ:

• откликаемость на побуждение к дальнейшему развитию;

• активность ориентировки в новых социальных условиях;

• перенос и гибкость способов ориентировки в новых усло­виях.

Динамика изменения зон актуального и ближайшего развития испытуемого определяет наличие (отсутствие) благоприятного или неблагоприятного прогноза развития ребенка. При м следует учитывать, что дети с нарушениями в развитии, в основном, испытывают трудности, связанные с расширением зоны их ближайшего развития. В частности, дошкольники с нарушениями интеллектуального развития имеют проблемы, связанные с тем, что у них оказываются нарушенными все ком­поненты обучаемости, характеризующие психическое развитие детей соответствующего возраста.

7. Принцип коррекции и компенсации является ведущим
при разработке индивидуальной программы развития ребенка,
выборе и адаптации коррекционно-педагогических технологий
в зависимости от характера, структуры и выраженности нару­шения, степени фиксации дошкольника на своем дефекте. При этом особенное внимание уделяется формированию коррекци­онной направленности на формирование компенсаторных ме­ханизмов.

8. Принцип активного привлечения родителей к задачам
психокоррекции
предполагает налаживание активного и заин­тересованного сотрудничества психолога и родителей с целью
обеспечения непрерывности домашнего и общественного кор-рекционно-развивающего воспитания и обучения детей и пре­емственности в постановке ближайших и отдаленных целей психокоррекционной работы, определении ее содержания, при­меняемых методов и форм.

Исходя из данных принципов, психолог приступает к опре­делению содержания индивидуальной психокоррекционной работы.

Согласно Государственному стандарту дошкольного образо-; вания детей с ограниченными возможностями здоровья (про­ект 2004 года), основными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются:

• смена ведущих мотивов;

• развитие общих движений;

• развитие восприятия как ориентировочной деятельности,
направленное на исследование свойств и качеств предме­тов;

• формирование системы сенсорных эталонов;

• развитие наглядно-образного мышления;

• формирование представлений об окружающем;

• развитие понимания смысла обращенной к ребенку речи;

• овладение диалогической речью;

• овладение фонетической, лексической и грамматической
сторонами речи;

• становление сюжетно-ролевой игры;

• развитие навыков социального поведения и социальной
компетентности;

• становление продуктивных видов деятельности;

• развитие самосознания.

Для ребенка старшего дошкольного возраста основными линиями развития являются:

• совершенствование общей моторики;

• развитие тонкой ручной моторики, зрительно-двигательной
координации;

• формирование произвольного внимания;

• развитие сферы образов-представлений;

• становление ориентировки в пространстве;

• совершенствование наглядно-образного и формирование эле­ментов словесно-логического мышления;

• формирование связной речи и речевого общения;

• формирование элементов трудовой деятельности;

• расширение видов познавательной активности;

• становление адекватных норм поведения.

Индивидуальная психокоррекционная работа строится при опоре на данные направления как на «генеральные линии» развития ребенка, позволяющие определить общие цели кор-рекционно-развивающего воздействия.

Первый этап индивидуальной психологической коррекции должен быть направлен на создание психологической базы для развития ребенка. В первую очередь, внимание обращается на моделирование оптимальной социальной ситуации его развития, которая предполагает формирование соответствующих возрасту:

а) форме общения со взрослым и сверстником;

б) виду деятельности.

В процессе общения со взрослым формируют потребности и мотивы общения, характерные для данного возрастного этапа развития детей. При этом взрослый служит своеобразным «мо­стиком», по которому ребенок с проблемами в развитии «вхо­дит» в жизнь, осваивая предметную, игровую и продуктивные виды деятельности.

На таких занятиях педагог-психолог использует задания, свя­занные с активизацией интереса детей к деятельности, формиро­ванием системы ориентировочных (познавательных) действий и соответствующих операций. На этом этапе расширяются потен­циальные возможности для развития так называемых «базовых» психических процессов и сохранных психических функций.

Постепенно создаются такие ситуации, в которых либо ре­бенок уже «хочет» больше, чем «умеет», потому что взрослому удалось сформировать мотивационную основу предметно — практической и познавательной деятельности, либо «умеет» больше, чем «хочет» в рамках данной деятельности. Согласно А. Н. Леонтьеву, это является поводом к изменению социаль­ной ситуации развития и переходу на следующую ступень пси­хического развития через формирование новых познаватель­ных установок и освоение новых видов деятельности.

На этом этапе индивидуальной психологической коррек­ции приходит время для стимуляции так называемых развива­ющихся психических функций и расширения «зоны ближай­шего развития ребенка».

Затем приступают к формированию функционального един­ства всех психических процессов в разных видах детской деятельности.

В этот момент важно создать условия для перевс да всех психических функций в «ранг» произвольных.

На последнем этапе взрослый создает условия для овладе­ния ребенком произвольностью уже не отдельных функций, всего поведения, формирования умения и навыков планировг ния и самоконтроля хода и результатов деятельности. В этс время создаются оптимальные условия для компенсации нару­шенных функций и профилактики отклонений в формирова­нии личности. Цель психокоррекции считается достигнуто! если уровень социально-психологической адаптированное™ ребенка в социальной среде и коллективе нормально развиваю­щихся сверстников является устойчивым.

Рассмотрев этапы индивидуальной психологической кор­рекции, приведем примеры.

Конспект индивидуального занятия по психокоррекции1

с ребенком (мальчик) 1 года обучения в специальном детском саду (средняя группа), имеющем диагноз: нейросенсорная тугоухость III степени, педагогическая запущенность

Цели:

• развитие мелкой моторики, развитие графических навыков, восприятие целостности предмета, координация руки и глаз («Соедини точки карандашом»);

• развитие внимания, развитие графических навыков, ориентировка на листе бумаги, т. е. в микропространстве, восприятие частей целого предмета («Дорисуй по образцу»);

• формирование представлений об основных цветах, разви­тие внимания, развитие графических навыков и мелкой мсторики («Раскрась по образцу»);

• развитие ориентировки на листе бумаги, обучение рисованию непрерывных линий («Карандашом укажи путь»);

• развитие ориентировки на листе бумаги, изучение последо­вательности чисел от 1 до 5 («Соедини точки по порядку 1 до 5»).

1 Выполнили: студентки V курса отделения дошкольной дефект! гии МПГУ А. Милованова, Е. Борондукова, Н. Иванова.











ХОД ЗАНЯТИЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: