Понятие психологического стресса. Причины возникновения психологического стресса и его классификация. Механизмы регуляции стресса

Кризисное положение человека в современном мире. Сущность антропологической катастрофы.

Понятие «антропологическая катастрофа» было введено в обращение М.К. Мамардашвили и получило распространение в философской и публицистической литературе, однако практически нигде ему не дается точного определения, что снижает его объяснительный потенциал. Представляется, что оно важно для понимания многих трендов нашего времени, в том числе неблагополучных, размывающих основы человеческого существования. Целый ряд важных идей, проливающих свет на природу и механизмы антропологической катастрофы, был высказан в работах К. Юнга, Э. Фромма, А. Маслоу, Дж. Лёвинджер и других психологов.

Трудность понимания сущности антропологической катастрофы связан с двойственной, философско-психологической сутью этого понятия. Наиболее общее понимание антропологической катастрофы – уничтожение, разрушение или ослабление человеческого в человеке. Само понимание сути человеческого предполагает философский взгляд на проблему, а феноменология и механизмы его ослабления и/или деструкции относятся к компетенции психологии. В качестве основы для понимания антропологической катастрофы предлагается дифференциальная антропология – область на стыке философии и психологии, изучающая качественные различия между людьми, являющиеся следствием различных траекторий и уровней прижизненного становления человеческого в человеке (индивидуальной онтогенетической эволюции). На психологическом уровне рассмотрения в качестве типообразующих механизмов, в том числе отвечающих за антропологическую дефицитарность индивидов, не проделывающих работу по становлению в них механизмов человеческого существования, выступают механизмы саморегуляции разных уровней, начиная от контроля непосредственных импульсов и кончая сложнейшими механизмами духовности и ответственности.

 

Теоретические основы кризисной психологии. Всеобщие и специфические причины появления кризисной психологии. Предмет кризисной психологии как совокупность уровней теоретических, методологических и эмпирических проблем.

Современная жизнь сопровождается множеством экстремальных ситуаций (экологические бедствия, технологические катастрофы, социально-экономические потрясения, военные конфликты и т.д.). В самом термине «экстремальная ситуация» чувствуется что-то нежелательное: угрожающее, опасное, содержащее в себе большое количество тревоги.

В психологии преобладает понимание экстремальности как особых, неблагоприятных условий для жизнедеятельности человека, ситуаций вызывающих напряженность и перенапряженность, угрожающих жизни людей и требующих экстремальных действий.

Универсальной, определяющей характеристикой всякой экстремальной ситуации может быть признана лежащая в ее сущностном основании пара противоположностей «жизнь-смерть». Она вводит совершенно в новую особую форму существования с определенной ценностно-смысловой ориентацией. Именно в таких ситуациях человек имеет дело с реальной угрозой смерти и получает новый опыт действий. Угроза смерти из потустороннего явления превращается в реальность и открывается человеку как актуальный момент его жизни. Все это наносит сокрушительный удар его чувству неуязвимости и отдаленности смерти, на которых основывается беспечная, неосознанная жизнедеятельность.

Появление кризисной психологии как новой отрасли явилось своего рода откликом на нестабильность, экстремальность общества, откликом на негативные плоды цивилизации. Кризисная психология и психотерапия относительно новые, но интенсивно развивающиеся сферы психологической практики.

Фактически эта отрасль существовала столько, сколько существует само человечество. Ведь всегда существовала необходимость оказания помощи людям, оказавшимся в тяжелых, непереносимых жизненных ситуациях, и всегда были люди, которые оказывали ее.

Появление кризисной психологии как новой отрасли знания явилось откликом на эти непростые вопросы жизни.

В истории часто бывает, что заметить появление нового можно лишь после его появления. Кризисная психология является примером этого явления. Она возникла не за один год. У кризисной психологии как новой отрасли достаточно обширная предыстория и очень краткая история.

Фактически она существует столько, сколько существует человечество. Вот почему важнейшей задачей кризисной психологии является обобщение многовекового человеческого опыта и совмещение этого опыта с современными достижениями современной науки.

Истоки кризисной психологии кроются в первых философских текстах, в греческой и римской мифологии, в Библии. Именно там впервые раскрываются сложности жизненного пути, упоминаются возможные потрясения, тревоги и неожиданности, подстерегающие человека. Кроме описания жизненных ситуаций, там же приводятся и возможные варианты выхода из затруднений через язык мифов и метафор.

Экстремальность (от латинского – крайнее, предельное), как это было сформулировано еще античной философией, указывает на предельное состояние в существовании вещей. Наиболее ярко экстремальную форму развития описывает теория катастроф (Ж.Кювье, М.Фуко). Основная идея заключается в следующем: медленное эволюционное развитие в какие-то трудно объяснимые моменты внезапно прерывается кризисными ситуациями. Развитие, по мнению этих исследователей, не есть непрерывная последовательность. Реально оно включает ряд радикальных разрывов, поворотов и переломов, каждый из которых означает полное обновление возможностей, мыслей и действий.

Важным источником кризисной психологии явилась наука феноменология– течение в немецкой философии и психологии, основанное Э.Гуссерлем. Феноменология призвана изучать неискаженное описание непосредственного опыта. Она изучает и описывает способ, которым в сознании в соответствии с определенным смыслом и значимостью преломляется окружающий мир. Человек в своем восприятии выделяет нечто как целое на фоне разнообразной информации, воздействующей на его органы чувств (феномен). Всякий психический феномен либо сам является представлением либо базируется на представлении.

Значительный вклад в процесс становления кризисной психологии внесла гуманистическая психология, зародившаяся в начале 50-ых годов 20-го века. По мнению гуманистических психологов, прежним подходам к человеку не хватала самого главного – внимания к уникальному миру индивидуального опыта. Существующие традиционные подходы исключали из рассмотрения такие важные человеческие качества и свойства, которые, по словам И.Ялома, собственно и делают человека человеком: выбор, любовь, креативность, самоосознавание и т.д. В 60-ых годах гуманистическая психология смогла выдвинуть пять основополагающих принципов (впервые в цельном и законченном виде они были сформулированы президентом Американской ассоциации гуманистической психологии Дж.Бьюдженталем).

Особо можно выделить наследие А.Адлера. Его концепция компенсаторных механизмов расширила возможности психологов по оказанию помощи людям в кризисе. Так же важной явилась идея А.Адлера о стиле жизни (первоначально определенная как «жизненный план») – уникальном соединении черт, способов поведения и привычек, которые создают неповторимую картину существования человека.

В основу кризисной психологии легли ряд концепций когнитивной психологии. Особо здесь можно выделить взгляды Джорджа Келли. Он утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений». Осознание человеком действительности – это всегда есть основа для истолкования. Объективная реальность существует, но все мы воспринимаем ее по-своему. Правда, красота, горе существуют в нашем сознании совершенно уникальным способом, под углом зрения личностных конструктов. По мнению Дж. Келли, «тревога есть осознание того, что события, с которыми сталкивается человек, лежат вне диапазона применимости его конструктной системы». Тревога возникает только тогда, когда осознается отсутствие адекватных конструктов, с помощью которых можно интерпретировать события жизни.

Возникновение кризисной психологии явилось закономерным этапом в развитии психологического знания. В своем становлении кризисная психология опиралась и продолжает использовать теоретические, практические наработки основных психологических школ. Непосредственная история кризисной психологии начинается в начале 80-ых годов XXвека. Основной причиной выделяется усиливающееся отставание социального прогресса от прогресса научно-технического, ведущего к кризисному положению человека в обществе.

Имелись по крайней мере три веские внешние причины, заставившие обратить внимание на необходимость оформления кризисной психологии как науки. Во-первых, противоречивость перестроечного периода, когда «ветер перемен» превратился в ураган. Выживание в новых условиях, заставившее многих принимать решения. Далеко не все оказались способны авторами своей жизни. Многие из имеющихся сейчас хронических состояний имеют начало в этом периоде. Во-вторых, актуальность проблемы адаптации ветеранов афганской войны к послевоенным условиям общества, в котором им предстояло жить. В-третьих, последствия Чернобыльской катастрофы. Перечисленные причины и поставили задачу выделения кризисной психологии в самостоятельную отрасль, чтобы найти достойные ответы на запросы времени.

Кризисная проблематика в практике социальной работы и ее актуальность. Понятийно-категориальный аппарат кризисной психологии (кризис, психологический стресс, кризисное событие, кризисная ситуация, кризисное состояние, кризисное переживание, жизненный путь, потеря, психическая травма, посттравматическое стрессовое расстройство и др.).

Проблема или трудная жизненная ситуация имеют не только причины возникновения, содержание, но и форму выражения.

Рассматривая клиента в системе «личность-в-ситуации», Г. Бернлер и Л. Юнссон считают, что основные формы поведенческого и эмоционального проявления клиента в проблемной ситуации имеют следующие выражения:

· Временное отклонение · Хроническое отклонение · Кризис · Слом

В связи с этим, с позиций системного подхода кризис - это преходящая функциональная недостаточность, вызванная радикальными изменяющимися требованиями к системе.

Р. Баркер в американской практике социальной работы выделяет два значения в понимании кризиса применительно к личности и к среде:

· личностные ориентации – переживания, страдания, эмоциональные сдвиги. · средовые ориентации – обозначение социальных событий, приводящие к нарушению функционирования социальных институтов.

 В процессе развития кризисных технологий социальной работы оформляется отдельный вид практик – кризисные краткосрочные интервенции. Такие технологии помощи направлены на «вхождение в жизненную ситуацию индивида, семьи или группы с целью оказания помощи в мобилизации ресурсов, необходимых для адекватного решения проблемы».

Достаточно дискуссионным в практике социальной работы является вопрос о тождественности понимания таких процессов как «кризис» и «стресс». В практике социальной работы довольно хрупкая грань между пониманием данных процессов. Тем не менее, в социальной работе принято различать «стресс» и «кризис».

Как известно понятие «стресс» и теорию стресса обосновывает Г. Селье. Физиологическая теория стресса им была разработана в 1936 году и до сегодняшнего дня является исходным пунктом исследований стрессов в различных дисциплинах.

Стресс понимается как относительно стереотипная адаптационная реакция организма, а именно на воздействие стрессопорождающих влияний: жара, холод, инфекции, инъекции адреналина и противотуберкулезные прививки, травмы, расстройство нервной системы, аффективные возбуждения и т.д. Все эти процессы в организме в стрессовой ситуации Г. Селье называет «всеобщим синдромом адаптации». Если организму не удается преодолеть воздействия стресса посредством активации физиологических процессов и удержаться в состоянии повышенной мобилизации сил, происходит резкое сокращение действия мобилизирующих адаптивных механизмов, и организм оказывается в стадии истощения.

В современной теории стресса различают два основных вида стресса: физиологический и психологический стресс.

Помимо, исследования феноменологии стресса, Г. Селье определил три стадии его развития:

1 стадия – фаза тревоги 2 стадия – фаза сопротивления 3 стадия - фаза истощения.

Кризис как процесс отличается от стресса не только по феноменологии, но по процессу протеканию и стадиям развития.

Как считает Л. Рапопорт если стресс, может привести к развитию болезни, то кризис может способствовать росту и развитию. Он имеет ограниченные во времени тенденции формирования, в процессе которого «возникает решение», Исследователи кризиса считают, что кризис протекает от 6 до 8 недель, а стресс по протяженности имеет более длительный период протекания.

Схема кризиса, этиология кризиса Дж. Кульбергом, который выделяет четыре фазы развития кризиса:

1 фаза – фаза шока 2 фаза – фаза – реакции 3 фаза – фаза обработки 4 фаза – фаза новой ориентации.

Фаза шока кратковременная, человек находящийся в кризисе стремиться отстраниться от действительности, у него могут быть различные реакции от вербальной агрессии, крика, плача, до бессмысленных действий: перекладывания вещей, и т.д.

Фаза реакции – это фаза осмысления, когда человек стоит перед необходимостью понять ситуация, хотя она для него хаотичная, не имеющая логики развития и существования.

Фаза обработки – сопровождается временным периодом, который индивидуален для каждого человека. На этой стадии человек анализирует и сопоставляет различные факты жизнедеятельности, приведшие к трудной жизненной ситуации.

Фаза ориентации – закладывает основу для адаптации, которая может иметь как положительные, так и негативные сценарии развития ситуации. Однако здесь формируются основы планирования будущего и ориентиры на определение ситуации в настоящем.

Независимо от подходов к теории кризиса, рассматривая индивидуальный и групповой характер проявления кризисных ситуаций, исследователи выделяют общие подходы к выявлению проявлений феноменологии кризиса, что наглядно показывает данная таблица.

Кризис — переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации.

Психологический стресс – это следствие сильного нервного перенапряжения, которое было вызвано каким-либо переживанием. Любые эмоции, как положительные, так и отрицательные, приводят к такой реакции организма, поскольку сопровождаются особыми физиологическими процессами, например, выбросом в кровь веществ, оказывающих влияние на работу внутренних органов.

Кризисное событие – событие, выходящее за рамки обычного человеческого опыта, разрушающее обычные стереотипы поведения и вызывающие перестройку структуры личности.

Кризисное состояние – дистресс, который переживается как горе, истощение, сопровождается нарушением адаптации и контроля личности.

Кризисные переживания – это внутренняя психологическая работа по восстановлению душевного равновесия, наполнению новым смыслом человеческой деятельности после преодоления критической ситуации.

Жизненный путь – это процесс развития от младенчества до старости и смерти, результат взаимодействия между личными и социальными событиями.

Утрата (потеря) – это результат какого-либо действия или умысла, приведшего к лишениям и потерям. Утрата в психологии – это своеобразный термин, понятие, характеризующее конкретное эмоциональное состояние человека, вызванное определенными обстоятельствами, действиями или же событиями, непосредственно произошедшими в его жизни или же коснувшимися его, затронувшими. Психологическая травма или психическая травма — вред, нанесённый психическому здоровью человека в результате интенсивного воздействия неблагоприятных факторов среды или остроэмоциональных, стрессовых воздействий на его психику. Часто бывает связана с физической травмой, угрожающей жизни, либо нарушающей ощущение безопасности. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) – нарушение нормальной работы психики в результате единичной или повторяющейся психотравмирующей ситуации.

Понятие психологического стресса. Причины возникновения психологического стресса и его классификация. Механизмы регуляции стресса.

Термин «стресс» (от англ. stress – нажим, давление, напряжение, усиление) заимствован из техники, где это слово используется для обозначения внешней силы, приложенной к физическому объекту и вызывающей его напряженность, то есть временное или постоянное изменение структуры объекта. В физиологии, психологии, медицине этот термин применяется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия. Первоначально понятие стресса возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Г. Селье). Позднее оно стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, биохимическом, психологическом, поведенческом уровнях.

Психологический стресс как особое психическое состояние является своеобразной формой отражения субъектом сложной, экстремальной ситуации, в которой он находится. Специфика психического отражения обусловливается процессами деятельности, особенности которых (их субъективная значимость, интенсивность, длительность протекания и т. д.) в значительной степени определяются выбранными или принятыми целями, достижение которых побуждается содержанием мотивов деятельности.

В процессе деятельности мотивы «наполняются» эмоционально, сопрягаются с интенсивными эмоциональными переживаниями, которые играют особую роль в возникновении и протекании состояний психической напряженности. Не случайно последняя часто отождествляется с эмоциональным компонентом деятельности. Отсюда рядоположительное употребление таких понятий, как «эмоциональная напряженность», «аффективное напряжение», «нервно-психическое напряжение», «эмоциональное возбуждение», «эмоциональный стресс» и других. Общим для всех этих понятий является то, что они обозначают состояние эмоциональной сферы человека, в которой ярко проявляется субъективная окрашенность его переживаний и деятельности.

В литературе помимо понятия «психологический стресс» часто используются родственные ему, но более частные понятия стресса профессионального, рабочего, организационного, информационного, семейного и т.д. Анализ содержания этиопатогенетических процессов развития этих видов стресса, особенностей проявления и последствий позволяет считать их разновидностью психологического стресса. Их связывает то, что все эти виды стресса характеризуются наличием таких признаков, как индивидуально-психологическое своеобразие процессов психического отражения сущности экстремальных ситуаций (независимо от их природы) и личностных особенностей по их преодолению, которые выражаются в системе оценочных суждений о характере внешних требований и возможностей по их удовлетворению.

Возникновение стресса определяется воздействием на индивида экстремальных факторов, связанных с содержанием, условиями и организацией деятельности. Для развития информационного стресса важным фактором является состояние мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой и когнитивной сферы субъекта деятельности, которые обусловливают субъективную, личностную значимость экстремальной ситуации, наличие готовности и возможности к ее преодолению, способность выбора рациональной стратегии поведения в этих условиях и т.д.

Стресс может возникнуть в тех случаях, когда внешняя ситуация воспринимается индивидом как предъявление требования, угрожающего превысить его способности и ресурсы. При этом он должен ожидать больших различий между затратами на удовлетворение требований и последствиями их удовлетворения или неудовлетворения. Этот подход иллюстрирует сложность стрессового процесса с психологической точки зрения и настоятельную потребность в системном подходе к изучению влияния стресса на индивида.

Экстремальные ситуации делятся на кратковременные, когда актуализируются программы реагирования, которые в человеке всегда «наготове», и на длительные, которые требуют адаптационной перестройки функциональных систем человека, иногда субъективно крайне неприятной, а подчас неблагоприятной для его здоровья.

Психологический стресс возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности и является своеобразной формой отражения субъектом сложной ситуации, в которой он находится. Эта ситуация в целом или ее отдельные элементы в силу внутренних причин становятся значимыми для человека, что и является самой общей предпосылкой для возникновения у него напряженности. В сложных условиях цель деятельности, внешние условия и способы осуществления действий выступают перед субъектом не только в своих объективных свойствах, но и в своем значении или смысле для него. Объективное содержание может не совпадать с тем значением, которое они имеют для данного субъекта. Этим в значительной мере и объясняются факты вариативности поведения разных лиц в одной и той же сложной ситуации. С этой точки зрения психологическая напряженность (стресс) возникает в ситуациях, которые должны относиться к значительным событиям в жизни человека, что определяется его мотивами. Психологическая специфика состояний напряженности (стресса), следовательно, зависит не только от внешних воздействий, хотя они и должны быть достаточно сильными для человека, но и от личностного смысла цели деятельности, оценки ситуации, в которой он находится.

В профессиональной деятельности причины возникновения стресса связаны с экстремальными воздействиями прежде всего факторов рабочего процесса, а также с влиянием организационных, социальных, экологических и технических особенностей трудовой деятельности. Например, информационный стресс человека-оператора по механизму его развития следует отнести к категории психологического стресса, в основе которого лежат нарушения информационно-когнитивных процессов регуляции деятельности. И в этой связи все те жизненные события, которые сопровождаются психической напряженностью (независимо от сферы жизнедеятельности человека), могут быть источником информационного стресса или оказывать влияние на его развитие в операторской деятельности.

Классификация стрессов:

1. Эмоционально положительные стрессы и эмоционально отрицательные стрессы

Стресс может нести в себе как положительный, так и отрицательный заряд. В зависимости от личного восприятия события. Например, у одного, такое событие, как свадьба вызывает радостные эмоции и состояние стресса и, одновременно, у другого — это неприятность, и абсолютно другой направленности стресс.

Вроде бы, эмоционально положительный стресс, должен порождать положительные эмоции, но люди со слабым здоровьем могут получить инфаркт или инсульт, например, от банального известия о выигрыше.

Если мы говорим об отрицательных последствиях стресса, то автоматически считаем его эмоционально отрицательным.

2. Кратковременные (острые) стрессы и долгосрочные (хронические) стрессы

Эти два вида стрессов вызывают разное отражение на здоровье человека. Более тяжёлые последствия для организма несут в себе долговременные или хронические стрессы.

Острый стресс обычно наступает быстро и неожиданно. Его крайней степенью является шок. Если человек не справляется с ситуацией шока, постоянно возвращаясь к ней и вспоминая пережитое, как правило, острый стресс переходит в хронический.

Хронический стресс, может наступить без стадии острого стресса, если присутствуют постоянно действующие, казалось бы, малозначительные факторы — напряжённые отношения с кем-либо, неудовлетворённость какой-либо ситуацией и другие факторы постоянного действия.

3. Физиологический (соматический, средовой) и психоэмоциональный стресс

Стресс физиологический возникает от колебаний параметров внешней среды — гравитации, влажности, температуры, а также от непосредственного воздействия на человека различного рода негативных факторов — холода, боли, голода, физических перегрузок и других. Различают как механический, физический, химический и биологический физиологические стрессы.

Механический стресс — отличается повреждением целостности кожи и различных органов. Это может быть травма, ранение, операция, шоковое состояние. Физический стресс — вызван состоянием перегрева, переохлаждения, обморожения, ожога, воздействием УФЛ или ионизирующей радиации, невесомости или ускорения, голода, жажды, гипокинезией, иммобилизацией.

Химический стресс — вызван отравлением, действием ядохимикатов и их паров, загрязнением воздуха, воды или почвы, недостатком или избытком кислорода.Биологический стресс — вызван атакой вызывающих болезнь вирусов, бактерий, токсинов, грибов и их разновидностей.Стресс психоэмоциональный может быть информационным и эмоциональным.Чаще всего, данный вид стресса, возникает от переживания достаточно сильных эмоций, таких как обида, обман, опасность, угроза, информационная перегрузка и других.

Стресс информационный возникает от избытка информации, от ответственности, связанной с подобного рода деятельностью, с принятием скорых и верных решений. Подобные стрессы, как правило, сопровождают деятельность операторов различных систем управления, диспетчеров и других работников подобных профессий. Стресс эмоциональный возникает в ситуации угрожающей безопасности человека — в случае тяжёлой болезни, преступления, войны или аварии, а также при угрозе изменения социального статуса, экономического благополучия или изменения межличностных отношений, таких как проблемы в семье, сокращение или увольнение.

Описанное выше деление стрессов на различные виды, их характеристика, носит относительный характер, существует множество вариантов других классификаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: