Содержание понятия «процесс обучения»
(Слайд 2) Процесс обучения – это последовательное и педагогически обоснованное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого достигаются цели обучения, образования и развитая учащихся. Успешность процесса обучения зависит от владения обучающим профессиональными умениями преподавателя языка; от готовности и способностей (мышление, память, скорость запоминания, уровень усвоения, прочность усвоения) учащихся к обучению; от эффективности обучающей программы, применяемой в процессе обучения.
Будучи компонентом системы обучения, процесс обучения тесно связан с другими составляющими этой системы: целями, методами, средствами обучения. Цели обучения определяют содержание процесса обучения, т.е. тот объем знаний, навыков, умений (тематика), которыми должны овладеть учащиеся в процессе занятий; методы - приемы, с помощью которых поставленные цели могут быть достигнуты наилучшим образом; средства обеспечивают формирование различных компетенцией и заданных программой и отраженных в учебных пособиях параметрах.
|
|
Представление о процессе обучения как целостной системе дает приводимая схема.
| |||||
Рис. Структура учебного процесса
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность преподавателя, деятельность учащихся и результат обучения. Переменными же составляющими этого процесса являются содержание учебного материала, методы, средства обучения и его организационные формы в виде практических занятий по языку, лекций, семинаров, лабораторных работ и др. Объединяющим началом всех компонентов учебного процесса является совместная учебная деятельность преподавателя и учащихся, включенных в процесс общения. Благодаря совместной деятельности преподавателя и ученика учебный процесс функционирует как составная часть системы обучения языку.