Бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ОДОБРЕННА:
Цикловой комиссией
____________________________
От _____________________2020 г.
Председатель: Л.В. Духанина
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
для преподавателя.
ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
МДК. 04.01. Теория и практика сестринского дела.
Тема: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
Для специальности «34.02.01» Сестринское дело
Для специальности «31.02.02» Акушерское дело
Для специальности «31.02.01» Лечебное дело
Подготовил преподаватель ВБМК, Е.Н Чуйкова
ВОРОНЕЖ 2020 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА
Специальность: 34.02.01«Сестринское дело».
ПМ.04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
|
|
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела..
Раздел 2. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса. Владение основами гигиенического питания.
Тема:«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
Тип занятия: урок совершенствования знаний, профессиональных компетенций.
Форма проведения: лекция.
Цели занятия:
Учебная:
- Систематизировать и углубить знания студентов по данной теме;
- Добиться прочного усвоения знаний студентов по данной теме;
- Формировать умение объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей;
- Научить применять современные сестринские технологии теоретически;
- Освоение общих и профессиональных компетенций;
Развивающая:
- Формирование навыков самообразования, самореализации личности;
- Развитие речи, клинического и логического мышления, памяти, внимания;
- Выявление связей между изучаемой темой и другими дисциплинами.
Воспитательная:
- Формирование устудентов целостного миропонимания и современного научногомировоззрения, основанного напризнании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, уважения к жизни и здоровью человека;
- Формирование интереса к выбранной профессии;
- Привитие умений коллективного труда;
- Формированиеэтико-деонтологических норм, присущих медицинскому работнику.
Межпредметные связи:
· Основы латинского языка с медицинской терминологией;
· История;
· Историямедицины;
· Биомедицинскаяэтика;
· Философия;
· Психология общения;
|
|
· Этика и эстетика;
· Сестринское дело в клинических дисциплинах.
Внутрипредметные связи:
ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)
МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.
« Общение и обучение в сестринском деле »
«Философия сестринского дела»
«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»
МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.
« ВБИ »
« Инфекционный процесс. Меры профилактики и контроля »
« Приготовление и использование дезинфицирующих растворов »
МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.
«Оценка функционального состояния пациента»
«Техника в/к, п/к, в/м инъекций на фантоме»
«Выписывание, получение хранение и учёт лекарственных средств»
«Техника в/в инъекций на фантоме»
«Осложнения инъекций»
«Работа м/с в процедурном кабинете»
«Организация питания в стационаре»
«Промывание желудка»
«Наружный и внутренний способы введения лекарственных средств»
«Работа медицинской сестры в процедурном кабинете»
«Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследования»
«Участие медицинской сестры в инструментальных методах исследования»
«Сердечно – лёгочная реанимация».
После изучения темы, обучающиеся должны знать:
1) Понятие о сестринском процессе.
2) Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.
3) Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах.
После изучения темы, обучающиеся должны уметь:
1. Определить эффективность и качество сестринского ухода.
Оснащение занятия:
1. Информационные средства:
v Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». ГЭОТАР-Медиа. 20__ г.
v Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова.-Изд. 5-е.- Ростов н/Д:Феникс, 2014.- 733 с.:ил.- (Медицина)
v С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» Москва 2015 г.
v Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова «Основы сестринского дела» Ростов-на-Дону Феникс 2017г.
v И.В.Островская, Н.В.Широкова «Основы сестринского дела» Москва 2015г.
v С.И.Двойников «Основы сестринского дела» Москва 2015г.
v www.studlib.ru – консультант студента. Электронная библиотека.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Общие компетенции:
1. ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
3. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
6. ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
7. ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;
ПК 4.2. Осуществлять лечебно -диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию;
ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.
|
|
«Сестринский процесс».
Алгоритм - набор правил, подобранных определённым образом и в определённом порядке для решения поставленной задачи.
Врачебный диагноз - выявление конкретного заболевания или патологического процесса.
Проблема - сложная ситуация, препятствующая прогнозированию ходу событий.
Приоритет - сестринская проблема, требующая немедленного сестринского вмешательства.
Потребность - осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.
Первичная потребность - врождённые физиологические потребности, такие как потребность выжить.
Вторичная потребность - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как в успехе, власти, уважении и т. д.
Установка приоритетов - процесс решения того, какие задачи в данной ситуации должны выполняться незамедлительно (сейчас же), а какие на более поздней стадии.
Процедура - предприятие, относительно того, какие действия следует предпринимать в конкретной ситуации.
Результат - цель, которая должна быть достигнута. В здравоохранении – это понятие, обозначающее изменения в состоянии здоровья пациента вследствие проведенного того или иного мероприятия или осуществление заранее намеченной программы.
Сестринская история болезни - документированная информация о состоянии здоровья пациента, изменения его образа жизни, социально-культурной роли, духовных и эмоциональных реакций на заболевание; отражение ведения сестринского процесса.
Стресс - ситуация, характеризуемая повышенной физиологической и психологической напряженностью.
Стрессор - фактор, вызывающий состояние стресса.
Стратегия - общий всесторонний план достижения цели.
Тактика - краткосрочная стратегия для достижения цели.
Сестринский процесс - системный подход к оказанию сестринской помощи (ухода), ориентированный на потребности пациента.
Сестринское обследование - сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.
|
|
Сестринский диагноз - клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние, с желательным указанием причины такой реакции.
Сестринское планирование - определение целей и задач сестринской помощи (ухода) с прогнозированием ожидаемых результатов данной помощи (ухода)
Медицинское освидетельствование - проведение физического обследования с помощью объективных методов (пальпация, перкуссия, аускультация, антропометрия и др.) для сбора базы информационных данных о пациенте.
Субъективная информация - ощущение самого пациента относительно проблем его здоровья.
Объективная информация - наблюдения, измерения, проводимые лицом, собирающим информацию.
Сестринское вмешательство - категория сестринского поведения, в котором действия, необходимые для достижения целей ухода, производится вплоть до завершения.
Оценка сестринской помощи (ухода) - процесс анализа ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.
Цель, сфокусированная на пациенте - конкретная осуществляемая цель, поставленная для достижения наивысшего уровня здоровья пациента и независимого его функционирования.
Цианоз, акроцианоз - синюшность, периферическаясинюшность.
Иктеричность -это пигментация слизистых оболочек и кожи. В данном случае под пигментацией понимается приобретение эпителием жёлтой окраски (желтушность).
Спутанное сознание - пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием.
Ступор - состояния оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с опозданием и неосмысленно.
Сопор - патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы. Громким голосом можно вывести его из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.
Кома - полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов
Мокрота - патологический секрет верхних дыхательных путей
Кровохарканье - появление в мокроте прожилок крови, предвестник легочного кровотечения.
Легочное кровотечение - появление кашля кровью.
Гидроторакс - скопление жидкости в плевральной полости.
Пневмоторакс - попадание воздуха в плевральную полость.
Апноэ - остановка дыхания.
Одышка (диспноэ) – нарушение частоты, глубины и ритма дыхания.
Экспираторная одышка - одышка с затрудненным выдохом (легочная).
Инспираторная одышка - одышка с затрудненным вдохом (сердечная).
Смешанная одышка - одышка с затрудненным и вдохом и выдохом.
Тахипноэ - частое дыхание.
Брадипноэ - редкое дыхание.
Аритмия - нарушение ритма.
Асфиксия - удушье с последующей остановкой дыхания.
Астма - приступ удушья (сильная одышка) легочного или сердечного происхождения.
Артериальный пульс - колебание стенок артерий, вызванное работой сердца.
Тахикардия - учащение пульса свыше 85 - 90 пульсовых волн в мин.
Брадикардия - урежение пульса менее 60 пульсовых волн в мин.
Нитевидный пульс -пульс очень малогонаполнения, напряжения, очень частый (более 120 п. в. в мин.), трудно прощупывается.
Кал цвета «мелена» или «дёгтеобразный» кал - кал чёрного цвета может быть при желудочно-кишечных кровотечениях.
Бесцветный кал (белый) - симптом желтухи (инфекционной или механической).
Диарея - частый жидкий стул.
Констипация (запор) - задержка стула более 48 часов.
Тенезмы - ложные позывы на акт дефекации или мочеотделения.
Тошнота - чувство тяжести в подложечной (эпигастральной) области (предвестник рвоты).
Рвота - рефлекторный акт, сокращение стенок желудка и диафрагмы с последующим выбрасыванием содержимого наружу (может быть центральной - не связанной с заболеваниями ЖКТ и периферической - связанной с заболеваниями ЖКТ).
Рвота цвета «кофейной гущи» - симптом желудочного кровотечения.
Отрыжка - слабое сокращение стенок желудка с последующим выбрасыванием части его содержимого в ротовую полость.
Изжога - чувство жжения по ходу пищевода.
Икота - судорожное сокращение диафрагмы (может быть нервного характера).
Диурез - количество мочи, выделенное за определённый промежуток времени (может быть дневным, ночным, суточным, и даже почасовым).
Водный баланс - равновесие между выпитой жидкостью и съеденной пищей и выделенной жидкостью из организма за сутки (в норме 1,5 – 2 литра).
Дизурия - расстройство мочеиспускания.
Поллакиурия - учащенное мочеиспускание.
Странгурия - сатрудненное мочеиспускание.
Полиурия - суточный диурез более 2 литра.
Олигурия - суточный диурез менее 500 мл..
Ишурия - задержка мочеиспускания вследствие скопления мочи в мочевом пузыре из-за невозможности самостоятельного мочеиспускания.
Анурия - полное прекращение поступления мочи в мочевой пузырь.
Уремия - поступление азотистых шлаков в кровь (мочекровие) -происходит самоотравление организма собственными продуктами распада в результате почечной недостаточности.
Гематурия (моча цвета мясных помоев) - кровь в моче.
Альбуминурия, протеинурия - белок в моче.
Глюкозурия - сахар в моче.
Отёк - скопление жидкости в мягких тканях.
Анасарка - отёк всего тела.
Гидроторакс - скопление жидкости в грудной клетке.
Асцит - скопление жидкости в брюшной полости.
Антропометрия - измерение роста, массы тела.
Артериальное давление - давление крови на стенки артерий во время систолы и диастолы.
Систолическое давление - давление крови на стенки артерий во время систолы (максимальное).
Диастолическое давление - давление крови на стенки артерий во время диастолы (минимальное).
Гипертензия (гипертония) - повышенное АД (выше 140/90).
Гипотензия (гипотония) - пониженное АД (ниже 100/60).
Сестринский процесс
1. Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи, который
включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц.
2. Сестринский процесс -это системный подход к оказанию сестринской помощи (ухода), ориентированный на потребности пациента.
Сестринский процесс ухода за больными состоит из трех основных частей:
1. Цель.
2. Организация.
3. Творческие способности.
Общая цель сестринского процесса:
1. Предупредить, облегчить, свести до минимума проблемы пациента в индивидуальном порядке.
2. Поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма или спокойная смерть
Суть сестринского процесса заключается в:
1. конкретизации проблем пациента;
2. определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами;
3. оценке результатов сестринского вмешательства.
Цели сестринского процесса включают:
· Определение потребностей пациента в уходе.
· Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода.
· Составление плана ухода за больным, направленного на удовлетворение потребностей
пациента.
· Оценка эффективности сестринского ухода.
Организационная структура сестринского процесса состоит из 5 этапов:
1этап - обследование - сбор информации о состоянии здоровья пациента;
2 этап - сестринский диагноз - определение и обозначение существующих и потенциальных
проблем пациента, требующих сестринского вмешательства;
3 этап - планирование ухода - определение программы действий, определение целей и задач
сестринской помощи.
4 этап- выполнение - действия (вмешательства), необходимые для осуществления плана.
5 этап - оценка - исследование реакций пациента на вмешательства сестры, определение степени достижения целей и качества мед.помощи.