МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

ОДОБРЕННА:

Цикловой комиссией

____________________________

 

От _____________________2020 г.

 

Председатель: Л.В. Духанина

 

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

 для преподавателя.

 

ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

МДК. 04.01. Теория и практика сестринского дела.

 

Тема: «Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

 

Для специальности «34.02.01» Сестринское дело

Для специальности «31.02.02» Акушерское дело

Для специальности «31.02.01» Лечебное дело

 

Подготовил преподаватель ВБМК, Е.Н Чуйкова

 

 

ВОРОНЕЖ 2020 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

 

Специальность: 34.02.01«Сестринское дело».

ПМ.04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела..

Раздел 2. Осуществление ухода за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому. Осуществление сестринского процесса. Владение основами гигиенического питания.

Тема:«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

Тип занятия: урок совершенствования знаний, профессиональных компетенций.

Форма проведения: лекция.

Цели занятия:

Учебная:

  1. Систематизировать и углубить знания студентов по данной теме;
  2. Добиться прочного усвоения знаний студентов по данной теме;
  3. Формировать умение объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей;
  4. Научить применять современные сестринские технологии теоретически;
  5. Освоение общих и профессиональных компетенций;

Развивающая:

  1. Формирование навыков самообразования, самореализации личности;
  2.  Развитие речи, клинического и логического мышления, памяти, внимания;
  3. Выявление связей между изучаемой темой и другими дисциплинами.

Воспитательная:

  1. Формирование устудентов целостного миропонимания и современного научногомировоззрения, основанного напризнании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, уважения к жизни и здоровью человека;
  2. Формирование интереса к выбранной профессии;
  3. Привитие умений коллективного труда;
  4. Формированиеэтико-деонтологических норм, присущих медицинскому работнику.

Межпредметные связи:

· Основы латинского языка с медицинской терминологией;

· История;

· Историямедицины;

· Биомедицинскаяэтика;

· Философия;

· Психология общения;

· Этика и эстетика;

· Сестринское дело в клинических дисциплинах.

Внутрипредметные связи:

ПМ. 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным (Решение проблем пациента посредством сестринского ухода)

МДК 04.01. Теория и практика сестринского дела.

« Общение и обучение в сестринском деле »

«Философия сестринского дела»

«Сестринский процесс. Документация к сестринскому процессу»

МДК 04.02. Безопасная среда для пациента и персонала.

« ВБИ »

« Инфекционный процесс. Меры профилактики и контроля »

« Приготовление и использование дезинфицирующих растворов »

МДК 04.03. Технология оказания медицинских услуг.

«Оценка функционального состояния пациента»

«Техника в/к, п/к, в/м инъекций на фантоме»

«Выписывание, получение хранение и учёт лекарственных средств»

«Техника в/в инъекций на фантоме»

«Осложнения инъекций»

«Работа м/с в процедурном кабинете»

«Организация питания в стационаре»

«Промывание желудка»

«Наружный и внутренний способы введения лекарственных средств»

«Работа медицинской сестры в процедурном кабинете»

«Участие медицинской сестры в лабораторных методах исследования»

«Участие медицинской сестры в инструментальных методах исследования»

«Сердечно – лёгочная реанимация».

После изучения темы, обучающиеся должны знать:

1) Понятие о сестринском процессе.

2) Сестринский процесс – метод организации оказания сестринской помощи.

3) Особенности сестринского процесса в разных возрастных группах.

После изучения темы, обучающиеся должны уметь:

1. Определить эффективность и качество сестринского ухода.

Оснащение занятия:

1. Информационные средства:

v Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». ГЭОТАР-Медиа. 20__ г.

v Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л.И. Кулешова, Е.В. Пустоветова; под ред. В.В. Морозова.-Изд. 5-е.- Ростов н/Д:Феникс, 2014.- 733 с.:ил.- (Медицина)

v С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Теоретические основы сестринского дела» Москва 2015 г.

v Л.И.Кулешова, Е.В.Пустоветова «Основы сестринского дела» Ростов-на-Дону Феникс 2017г.

v И.В.Островская, Н.В.Широкова «Основы сестринского дела» Москва 2015г.

v С.И.Двойников «Основы сестринского дела» Москва 2015г.

v www.studlib.ru – консультант студента. Электронная библиотека.

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Общие компетенции:

1. ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

3. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

4. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

5. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

6. ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

7. ОК. 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Профессиональные компетенции:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности;

ПК 4.2. Осуществлять лечебно -диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию;

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

«Сестринский процесс».

Алгоритм - набор правил, подобранных определённым образом и в определённом порядке для решения поставленной задачи.

Врачебный диагноз - выявление конкретного заболевания или патологического процесса.

Проблема - сложная ситуация, препятствующая прогнозированию ходу событий.

Приоритет - сестринская проблема, требующая немедленного сестринского вмешательства.

Потребность - осознаваемый психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека.

Первичная потребность - врождённые физиологические потребности, такие как потребность выжить.

Вторичная потребность - потребности, имеющие психосоциальную природу, такие как в успехе, власти, уважении и т. д.

Установка приоритетов - процесс решения того, какие задачи в данной ситуации должны выполняться незамедлительно (сейчас же), а какие на более поздней стадии.

Процедура - предприятие, относительно того, какие действия следует предпринимать в конкретной ситуации.

Результат - цель, которая должна быть достигнута. В здравоохранении – это понятие, обозначающее изменения в состоянии здоровья пациента вследствие проведенного того или иного мероприятия или осуществление заранее намеченной программы.

Сестринская история болезни - документированная информация о состоянии здоровья пациента, изменения его образа жизни, социально-культурной роли, духовных и эмоциональных реакций на заболевание; отражение ведения сестринского процесса.

Стресс - ситуация, характеризуемая повышенной физиологической и психологической напряженностью.

Стрессор - фактор, вызывающий состояние стресса.

Стратегия - общий всесторонний план достижения цели.

Тактика - краткосрочная стратегия для достижения цели.

Сестринский процесс - системный подход к оказанию сестринской помощи (ухода), ориентированный на потребности пациента.

Сестринское обследование - сбор информации о состоянии здоровья пациента, его личности, образе жизни и отражение полученных данных в сестринской истории болезни.

Сестринский диагноз - клиническое суждение медсестры, в котором даётся описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь и своё состояние, с желательным указанием причины такой реакции.

Сестринское планирование - определение целей и задач сестринской помощи (ухода) с прогнозированием ожидаемых результатов данной помощи (ухода)

Медицинское освидетельствование - проведение физического обследования с помощью объективных методов (пальпация, перкуссия, аускультация, антропометрия и др.) для сбора базы информационных данных о пациенте.

Субъективная информация - ощущение самого пациента относительно проблем его здоровья.

Объективная информация - наблюдения, измерения, проводимые лицом, собирающим информацию.

Сестринское вмешательство - категория сестринского поведения, в котором действия, необходимые для достижения целей ухода, производится вплоть до завершения.

Оценка сестринской помощи (ухода) - процесс анализа ответных реакций пациента на сестринское вмешательство.

Цель, сфокусированная на пациенте - конкретная осуществляемая цель, поставленная для достижения наивысшего уровня здоровья пациента и независимого его функционирования.

Цианоз, акроцианоз - синюшность, периферическаясинюшность.

Иктеричность -это пигментация слизистых оболочек и кожи. В данном случае под пигментацией понимается приобретение эпителием жёлтой окраски (желтушность).

Спутанное сознание - пациент отвечает на вопросы правильно, но с опозданием.

Ступор - состояния оглушения, оцепенения, на вопросы пациент отвечает с опозданием и неосмысленно.

Сопор - патологический глубокий сон, пациент без сознания, не сохранены рефлексы. Громким голосом можно вывести его из этого состояния, но он вскоре вновь впадает в сон.

Кома - полное угнетение функций ЦНС: сознание отсутствует, мышцы расслаблены, утрата чувствительности и рефлексов

Мокрота - патологический секрет верхних дыхательных путей

Кровохарканье - появление в мокроте прожилок крови, предвестник легочного кровотечения.

Легочное кровотечение - появление кашля кровью.

Гидроторакс - скопление жидкости в плевральной полости.

Пневмоторакс - попадание воздуха в плевральную полость.

Апноэ - остановка дыхания.

Одышка (диспноэ) – нарушение частоты, глубины и ритма дыхания.

Экспираторная одышка - одышка с затрудненным выдохом (легочная).

Инспираторная одышка - одышка с затрудненным вдохом (сердечная).

Смешанная одышка - одышка с затрудненным и вдохом и выдохом.

Тахипноэ - частое дыхание.

Брадипноэ - редкое дыхание.

Аритмия - нарушение ритма.

Асфиксия - удушье с последующей остановкой дыхания.

Астма - приступ удушья (сильная одышка) легочного или сердечного происхождения.

Артериальный пульс - колебание стенок артерий, вызванное работой сердца.

Тахикардия - учащение пульса свыше 85 - 90 пульсовых волн в мин.

Брадикардия - урежение пульса менее 60 пульсовых волн в мин.

Нитевидный пульс -пульс очень малогонаполнения, напряжения, очень частый (более 120 п. в. в мин.), трудно прощупывается.

Кал цвета «мелена» или «дёгтеобразный» кал - кал чёрного цвета может быть при желудочно-кишечных кровотечениях.

Бесцветный кал (белый) - симптом желтухи (инфекционной или механической).

Диарея - частый жидкий стул.

Констипация (запор) - задержка стула более 48 часов.

Тенезмы - ложные позывы на акт дефекации или мочеотделения.

Тошнота - чувство тяжести в подложечной (эпигастральной) области (предвестник рвоты).

Рвота - рефлекторный акт, сокращение стенок желудка и диафрагмы с последующим выбрасыванием содержимого наружу (может быть центральной - не связанной с заболеваниями ЖКТ и периферической - связанной с заболеваниями ЖКТ).

Рвота цвета «кофейной гущи» - симптом желудочного кровотечения.

Отрыжка - слабое сокращение стенок желудка с последующим выбрасыванием части его содержимого в ротовую полость.

Изжога - чувство жжения по ходу пищевода.

Икота - судорожное сокращение диафрагмы (может быть нервного характера).

Диурез - количество мочи, выделенное за определённый промежуток времени (может быть дневным, ночным, суточным, и даже почасовым).

Водный баланс - равновесие между выпитой жидкостью и съеденной пищей и выделенной жидкостью из организма за сутки (в норме 1,5 – 2 литра).

Дизурия - расстройство мочеиспускания.

Поллакиурия - учащенное мочеиспускание.

Странгурия - сатрудненное мочеиспускание.

Полиурия - суточный диурез более 2 литра.

Олигурия - суточный диурез менее 500 мл..

Ишурия - задержка мочеиспускания вследствие скопления мочи в мочевом пузыре из-за невозможности самостоятельного мочеиспускания.

Анурия - полное прекращение поступления мочи в мочевой пузырь.

Уремия - поступление азотистых шлаков в кровь (мочекровие) -происходит самоотравление организма собственными продуктами распада в результате почечной недостаточности.

Гематурия (моча цвета мясных помоев) - кровь в моче.

Альбуминурия, протеинурия - белок в моче.

Глюкозурия - сахар в моче.

Отёк - скопление жидкости в мягких тканях.

Анасарка - отёк всего тела.

Гидроторакс - скопление жидкости в грудной клетке.

Асцит - скопление жидкости в брюшной полости.

Антропометрия - измерение роста, массы тела.

Артериальное давление - давление крови на стенки артерий во время систолы и диастолы.

Систолическое давление - давление крови на стенки артерий во время систолы (максимальное).

Диастолическое давление - давление крови на стенки артерий во время диастолы (минимальное).

Гипертензия (гипертония) - повышенное АД (выше 140/90).

Гипотензия (гипотония) - пониженное АД (ниже 100/60).

Сестринский процесс

1. Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи, который

включает в себя пациента и медсестру как взаимодействующих лиц.

2. Сестринский процесс -это системный подход к оказанию сестринской помощи (ухода), ориентированный на потребности пациента.

Сестринский процесс ухода за больными состоит из трех основных частей:

1. Цель.

2. Организация.

3. Творческие способности.

Общая цель сестринского процесса:

1. Предупредить, облегчить, свести до минимума проблемы пациента в индивидуальном порядке.

2. Поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей его организма или спокойная смерть

Суть сестринского процесса заключается в:

1. конкретизации проблем пациента;

2. определении и дальнейшем осуществлении плана действий медсестры в связи с выявленными проблемами;

3. оценке результатов сестринского вмешательства.

Цели сестринского процесса включают:

· Определение потребностей пациента в уходе.

· Определение приоритетов по уходу и ожидаемых целей и результатов ухода.

· Составление плана ухода за больным, направленного на удовлетворение потребностей
пациента.

· Оценка эффективности сестринского ухода.

Организационная структура сестринского процесса состоит из 5 этапов:

1этап - обследование - сбор информации о состоянии здоровья пациента;

2 этап - сестринский диагноз - определение и обозначение существующих и потенциальных
проблем пациента, требующих сестринского вмешательства;

3 этап - планирование ухода - определение программы действий, определение целей и задач
сестринской помощи.

4 этап- выполнение - действия (вмешательства), необходимые для осуществления плана.

5 этап - оценка - исследование реакций пациента на вмешательства сестры, определение степени достижения целей и качества мед.помощи.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: