Психология как наука имеет свой предмет и свои методы. Метод – это путь познания, это способ, с помощью которого познается предмет науки. Согласно классификации Б. Ананьева, выделяют четыре группы методов психологических исследований: организационные, эмпирические, обработки данных, интерпретации данных.. К организационным методам относятся: сравнительный метод, который реа-лизируется сопоставлением групп испытуемых, которые отличаются по возрасту, виду деятельности и т.д.; лонгитюдный метод, предусматривающий многие разовые обследования тех же лиц на протяжении длительного времени; комплексный метод, когда объект изучают комплексом средств в соответствии с поставленной целью.
К эмпирическим методам относят: наблюдение, самоспосте-дения, психодиагностические методы (анкеты, опросники, тесты, социометрия, референтометрия, беседа, интервью); анализ продуктов действие-ности; биографический метод. Методы обработки данных – это количественные (факторный анализ, определение коэффициентов корреляции и др.) И качественные методы. К интерпретационных методов относятся генетический метод анализа психологических данных в процессе развития с выделением но-воутворень, противоречий и тому подобное; структурный, системный метод, который предусматривает установление связей между структурными составляющими объекта исследования.
|
|
Методы психологической коррекции и воспитания в своем многообразии могут охватывать всю жизнь человека, они представляют собой научно-обоснованны способы психологически целесообразного взаимодействия, организации и самоорганизации его жизни, психологичного влияния на его сознание и поведение, стимулирования его деятельности и самовоспитания. Кроме того выделяют методы формирования сознания личности; методы стимулирования деятельности и поведения индивида; методы организации познавательной, практической деятельности и поведения. Методы формирования сознания способствуют выработке гуманистических взглядов и личных убеждений, человек руководствуется в своем поведении
Существуют различные подходы к воспитанию и формированию сознания личности. Так, очень часто применяются методы активного воздействия, изменения сознания и поведения человека. В случае, когда модификационная методика используется для воздействия на сознание, поведение, эмоции человека с целью его развития, то использование данной методики крайне полезно. В случае, когда изменение поведения приводит к манипуляции личностью, пренебрежении ее интересами, служит внешней адаптации, не апеллировать к собственной воле и воле человека, то это носит антигуманный характер и может превратить человека в робот, способный самостоятельно мыслить и развиваться.
|
|
Гуманистическая терапия исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения своих проблем, стоит ему только оказаться в благоприятных для этого условиях, когда социальный работник дает возможность ему вирозиты мысли и чувства и этим помогает осознать, как он воспринимает себя сам и как его воспринимают другие люди.
Контрольные вопросы
1.В чем состоит специфика психологической практики в социальной работе?
2.Какие виды, функции и психологические составляющие характерны для общения?
3. Какие качества значимы для делового общения?
4.Что представляет собой коммуникативный барьер и его виды?
5.Какие основные визуальные средства используют в общении?
6.Как происходит превращение группы в коллектив?
7.Что представляет собой конфликт и управление им?
Лекция 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
План
5.1 История и современное состояние социальной работы и психологической практики в системе образования. Задачи психологической службы образования
5.2 Практический психолог в системе образования как профессионал и личность. Основные виды, принципы деятельности практического психолога в системе образования
5.3 Практическая психология в дошкольных заведениях
5.4 Психолого-педагогическая экспертиза готовности ребенка к школе
5.5 Практическая психология в начальной и средней общеобразовательной школе
5.6 Практическая психология в высшей школе