Http://window.edu.ru/catalog/pdf2txt/184/37184/14197

· Приказ МОиН РФ от 9 марта 2004 года N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями на 1 февраля 2012 года)

Http://docs.cntd.ru/document/901895864

 

Приложение 2

Об изменениях в преподавании курса отечественной истории с учетом требований историко-культурного стандарта

Историко-культурный стандарт (ИКС) как научная основа содержания исторического образования, инструмент проектирования содержания образования.

 Развитие мировой и отечественной исторических наук, накопление ими новых знаний неизбежно приводит к необходимости переосмысления исторического прошлого, в формировании общественно согласованной позиции, как по ключевым этапам развития государства и общества, так и отдельных событий. Обратной стороной этого процесса является рост требований к качеству исторического образования, в первую очередь, к качеству школьного исторического образования.

 Эти и другие задачи была призвана решить разработанная в соответствии с поручением Президента РФ В.В. Путина Концепция создания нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее - Концепция). Известно, что 19 мая 2014 г. на общем собрании Российского исторического общества был окончательно утверждён её проект, созданный рабочей группой известных российских ученых - историков, школьных и вузовских преподавателей и методистов.

Остановимся кратко на характеристике этого документа. В соответствии со структурой, Концепция включает в себя Пояснительную записку, Историко-культурный стандарт и примерный перечень «трудных вопросов истории России».

В Пояснительной записке изложены важные теоретические положения, касающиеся принципиальных подходов к разработке УМК, характерных черт и особенностей современного учебника истории, которые (дополнительно к его традиционной образовательной миссии), должны позволить в полной мере реализовать познавательную деятельность школьников в контексте требований ФГОС. Там же сформулированы базовые принципы исторического образования, среди которых:

· рассмотрение истории России как неотъемлемой части мирового исторического процесса, понимание особенностей ее развития, места и роли в мировой истории и в современном мире;

· ценности гражданского общества;

· воспитательный потенциал исторического образования, его исключительная роль в формировании российской гражданской идентичности и патриотизма;

· познавательное значение российской, региональной и мировой истории;

· непрерывность исторического образования на протяжении всей жизни и др.

Важной составляющей Концепции является непосредственно историко-культурный стандарт, который положен разработчиками в основу содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному – углубленному уровню изучения истории. Каждый из девяти разделов стандарта содержит краткую характеристику обозначенного исторического периода, научно-исторические оценки ключевых событий, перечень основных дат, понятий и терминов, персоналий и исторических источников.

Историко-культурный стандарт внёс ряд изменений в содержание курса отечественной истории:

· уточнена периодизация;

· пересмотрены и согласованы исторические оценки ряда событий и явлений отечественной истории;

· переформулированы отдельные понятия (например, ордынская зависимость, Великая Российская революция 1917 г.);

· определён примерный перечень из 20 «трудных вопросов» отечественной истории, которые вызывают острые дискуссии в обществе и, соответственно, объективные сложности в преподавании;

·  усилена патриотическая направленность курса, что, в частности, проявляется в повышенном внимании к изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

· уделено особое внимание изучению вопросов духовно-нравственной культуры народов России, истории повседневности, региональной и локальной истории.

 

Требования ИКС реализуются на основе Примерной программы по истории,

одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

http://fgosreestr.ru/registry/primernaya-osnovnayaobrazovatelnaya-programma-osnovnogo-obshhego-obrazovaniya-3/

 

Обращаем внимание педагогов на уникальное периодическое сетевое издание - электронный научно – образовательный журнал «История» (http://history.jes.su/index.php?dispatch=issues.learning), регулярно публикующий в помощь учителю тематические выпуски с отражением последних достижений научно - исторической мысли и результатами современных исторических исследований, в том числе по обозначенным в Перечне «трудным вопросам». Выпуски учебно – методических материалов иллюстрированы и снабжены планами уроков, видеокурсами, а так же разнообразными познавательными заданиями, направленными на развитие навыков поисковой работы. Воспользоваться материалами электронного научно – образовательного журнала «История» можно при условии оформления соответствующей подписки (по запросу на электронную почту редакции).

 

 

По решению Министерства образования и науки Пермского края с 1 сентября 2016/17 учебного года с 6-х классов начался в общеобразовательных учреждениях поэтапный (в течение пяти лет) переход на линейную систему преподавания истории:

Таблица 1

№ п.п. Учебные годы Классы
1 2016/2017 уч. г. VI кл.
2 2017/2018 уч. г. VII кл.
3 2018/2019 уч. г. VIII кл.
4 2019/2020 уч. г. IX кл.
5 2020/2021 уч. г. X кл.

Таким образом, в 2020/2021 уч. г., как видно из таблицы, 10-е классы завершают этот переход завершают.

Напоминаем, что при реализации линейной модели необходимо строго синхронизировать курсы истории России и всеобщей истории в соответствии с Примерной программой по истории (раздел 2 Примерной основной образовательной программы основного общего образования п..2.2.5.):

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: