Класс | Всеобщая история | История России (периодизация дана в соответствии с разделами историко-культурного стандарта) |
5 класс | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА* Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. | |
6 класс | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье Зрелое Средневековье Страны Востока в Средние века Государства доколумбовой Америки. | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ. VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны Восточной Европы и Сибири в XIII-XV вв. Культурное пространство Формирование единого Русского государства в XV веке (до конца правления Ивана III) Культурное пространство Региональный компонент |
7 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ XVI-XVII вв. От абсолютизма к парламентаризму. Первые буржуазные революции Европа в конце ХV— начале XVII в. Европа в конце ХV— начале XVII в. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. Страны Востока в XVI—XVIII вв. | РОССИЯ в XVI – XVII вв.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ Россия в XVI веке Смута в России Россия в XVII веке Культурное пространство Региональный компонент |
8 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XVIIIв. Эпоха Просвещения. Эпоха промышленного переворота Великая французская революция | РОССИЯ в к. XVII - XVIII вв.: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ Россия в эпоху преобразований Петра I После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» Россия в 1760-х – 1790- гг. Правление Екатерины II и Павла I Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Народы России в XVIII в. Россия при Павле I Региональный компонент |
9 класс | ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ. XIX в. Мир к началу XX в. Новейшая история. Становление и расцвет индустриального общества. До начала Первой мировой войны Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в. Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. Страны Азии в ХIХ в. Война за независимость в Латинской Америке Народы Африки в Новое время Развитие культуры в XIX в. Международные отношения в XIX в. Мир в 1900—1914 гг. | РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ в XIX – н. XX вв. Россия на пути к реформам (1801–1861) Александровская эпоха: государственный либерализм Отечественная война 1812 г. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический социум. Деревня и город Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в эпоху реформ Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III Пореформенный социум. Сельское хозяйство и промышленность Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Этнокультурный облик империи Формирование гражданского общества и основные направления общественных движений Кризис империи в начале ХХ века Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество и власть после революции «Серебряный век» российской культуры Региональный компонент |
10 класс | Всеобщая история XX в. | История России с 1914 г. – до начала XXI в. |
|
|
|
|
* обращаем внимание, что в соответствии с Примерной программой по истории основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15) в 5-х классах не изучается более, как самостоятельный, пропедевтический модуль «Ведение в изучение истории», рекомендованный в нормативных документах (в объёме не менее 10 часов) в 2004 г.
Отдельные пропедевтические темы включены в настоящий момент в содержание курса истории Древнего мира.
Для понимания сути перехода на новую модель сравним хронологические рамки концентрической и линейной систем преподавания учебного курса истории России в 5-10 классах
Таблица 3
Сравнительная таблица хронологических рамок концентрической и
Линейной систем преподавания истории России
Класс | I концентр | Линейная система |
6 класс | с древности по 1584 г. | с древности по 1505 г. |
7 класс | с 1584 г. по 1801 г. | с 1505 г. по 1689 г. |
8 класс | с 1801 г. по 1900 г. | с 1689 г. по 1801 г. |
9 класс | с 1900 г. по настоящее время | с 1801 г. по 1914 г. |
10 класс | - | с 1914 г. по настоящее время |
Обращаем внимание педагогов на методическое пособие «Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории» известных авторов, методистов Вяземского Е. Е., Стреловой О. Ю.
Данное пособие предназначено для оказания теоретической и практической помощи учителям истории общеобразовательных организаций по овладению современными подходами к преподаванию курса отечественной истории в новых социально-педагогических условиях. Авторы раскрывают вопросы теоретико-методологического и общепедагогического характера, рассматривают тенденции развития системы исторического образования в российской школе и предлагают возможные, в том числе инновационные, подходы к преподаванию курса истории России на основе Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Книга адресована учителям, а также всем интересующимся историей.
http://catalog.prosv.ru/item/7091
Приложение 3