Анкетирование позволяет быстро получить точную информацию от большого числа опрашиваемых. Результаты анкетирования в основном легко обрабатываются и к ним могут быть применены методы математической статистики для подтверждения достоверности сделанных выводов. Проведение анкетирования не требует высокой квалификации от исследователя.
Вместе с тем качество полученных результатов существенно зависит от того, насколько грамотно и точно составлена анкета. Результаты анкетирования всегда носят вероятностный характер и существенно зависят от выборки опрашиваемых.
Беседа
Метод беседы является одним из самых сложных для овладения и использования. В то же время он очень широко применяется в практике психологической и педагогической работы.
Беседу можно определить как метод получения информации на основе словесной (вербальной) коммуникации. Очень близким к беседе является метод интервью, определяемый как способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса. Как беседа, так и интервью предполагают прямой контакт с испытуемым. Для проведения беседы необходимо сформулировать цель, общий план и программу беседы.
Искусство этого метода состоит в том, чтобы знать: о чем спрашивать; как именно спрашивать, т. е. какие именно задавать вопросы; как убедиться в том, что можно доверять полученным ответам, кого спрашивать, где спрашивать, где лучше провести беседу, как обработать данные, нельзя ли получить всю эту информацию, не прибегая к опросу. Процесс ведения беседы предполагает постепенное включение собеседника в разговор с таким расчетом, что, добившись более непринужденной атмосферы, можно поддерживать у интервьюируемого интерес к беседе и вести ее по намеченному плану.
Выделяют несколько различных видов беседы в зависимости от выбранного основания классификации[55].
По содержанию беседа подразделяется на документальную и беседу-интервью мнений.
Целью документальной беседы является изучение событий прошлого, уточнение фактов, а цель беседы-интервью мнений – выявление оценок, взглядов, суждений, точек зрения.
По технике проведения беседа может быть стандартизированной, свободной и полустандартизированной.
Стандартизованная (или формализованная) беседа предполагает детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, четкую последовательность вопросов, их конструкцию, предполагаемые варианты возможных ответов.
Нестандартизованная (свободная) – это длительная беседа без строгой детализации вопросов, но в соответствии с общей программой.
Весьма распространенной является полустандартизированная беседа, в которой сочетаются особенности двух предыдущих вариантов, когда часть беседы проходит по строгому плану, включающему ряд обязательных вопросов, а часть – в свободном ключе.
По способу организации выделяют коллективную, индивидуальную и телефонную беседу.
Коллективная (или групповая) беседа применяется сравнительно редко. Это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремится вызвать дискуссию в группе.
Индивидуальная беседа проводится в отсутствии третьих лиц, телефонная используется для быстрого получения мнений по широкому кругу вопросов, что позволяет получить актуальную информацию от соответствующей аудитории.
Этапы организации и процедура проведения беседы
1. Разработка программы и плана исследования[56].
Основная предпосылка для выбора плана исследований – состояние знаний исследователя к моменту сбора эмпирических данных и возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре варианта стратегии исследовательского поиска (табл. 13).
Таблица 13
Стратегии исследовательского поиска
Основания для Цель исследова-
Название плана принятия данно ния по этому Особенности вы-
Го плана плану борки
1. План-разведка Отсутствие ин Выявление про Изучение по возили формулятив формации об блем, формули можности «полярный объекте и невоз ровка гипотез на ных» индивидов и
можность сфор основе структу групп (успешных мулировать ка рирования пред и неуспешных,
кие-либо гипоте мета исследова активных и неакзы ния тивных)
2. Описательный Наличие данных Качественное и Представительная или дескриптивный для формулиров количественное (репрезентативная)
ки описательных описание объек выборка или
структурных ги та, его свойств, сплошное обсле-
потез состояний дование на объекте
3. Наличие данных Выявление функ Целевая аналити3.1. Аналитико для формулиров циональных и ческая выборка по экспериментальный ки объяснитель причинных взаи задачам исследо-
ных гипотез мосвязей, про вания и гипотезам
гноз о причинных свя зях
3.2. Эксперимен Наличие объяс Поиск управлен Целевая аналититально нительных гипо ческих решений ческая выборка практический тез о способах на основе конста или сплошное управления соци тирующего или обследование с альными объек преобразующего выравниванием тами и процесса эксперимента существенных ми характеристик
сравниваемых объектов
4. План повторно Наличие данных Выявление общ Повторение модесравнительного об объектах и ности и специфи ли выборки «базоисследования процессах за ки социальных вого» исследова-
предшествующий явлений в срав ния период ниваемых объек-
тах и тенденций социальных изменений
Тщательно разработанная программа исследований – гарантия его успеха. Программа всегда дополняется рабочим планом, в котором уточняются этапы беседы, сроки проведения, оцениваются ресурсы, необходимые для обеспечения успешного завершения беседы, учитываются особенности опрашиваемых, формулируются необходимые вопросы и возможные ответы на некоторые из них, определяется способ фиксации результатов беседы и т. д.
2. Установление первого контакта.
Прямой контакт с опрашиваемым и отношения, которые устанавливается между ним и исследователем, создают немало преимуществ для получения информации о собеседнике. Но, к сожалению, эти же преимущества оборачиваются новыми трудностями. Главная проблема – сведение к минимуму «возмущающего» влияния личности исследователя[57].
В процессе беседы исследователь может совершить ряд ошибок, связанных с личностными и социально-психологическими факторами. Наиболее распространенными из них являются следующие:
– Исследователь может выносить суждение об опрашиваемом по аналогии с собой.
– Эффект «ореола», т. е. влияние общего впечатления об опрашиваемом на восприятие и оценку его частных свойств и проявлений его личности.
– Рассмотрение исследователем конкретного человека через призму имплицитных (наивных), с точки зрения «здравого смысла», представлений о том, какова должна быть личность в основных ее проявлениях, по мнению педагога или психолога.
– Влияние эффекта ожидания исследователя, в соответствии с которым он стремится к внутренней непротиворечивости получаемой информации, соответствию какой-либо гипотезе.
– Тенденция к сохранению однажды созданного образа опрашиваемого у исследователя.
Не меньшее влияние может оказать эффект заражающего влияния ведущего беседу на опрашиваемого, когда первый не может скрыть своей реакции на ответы и отношение к ним и опрашиваемый, догадавшись, «подыгрывает» ему.
Нельзя забывать также о так называемом «эффекте последовательности», т. е. о влиянии на исследователя последовательности получения сведений об опрашиваемом человеке. [58]
Задача ведущего беседу состоит в том, чтобы избежать этих вполне реальных опасностей. Кроме того, исследователь должен быть тактичен, ненавязчив, находчив. Он должен иметь быструю реакцию и уметь «проигрывать» в уме различные гипотезы относительно возможного поведения опрашиваемого. Желательны такие качества, как достаточно выраженная общительность, спокойствие, уравновешенность; в то время как нежелательными являются завышенный уровень притязаний, избыток эмоциональности и импульсивности, наличие которых может заставить исследователя увести беседу не по тому пути.
Как отмечалось выше, беседа начинается с установления контакта. Эта фаза беседы определяет ее дальнейшее течение и эффективность достижения поставленной цели. Знакомство на стадии контакта может быть очным или заочным, однако исследователю желательно знать имя собеседника (до того, как он пришел), сферу его интересов, жизненные ценности.
В начале беседы необходимо продемонстрировать опрашиваемому, что вы готовы слушать собеседника и для более полного понимания его интересов готовы отложить все свои другие дела.
Беседу лучше начать о эмоционально окрашенной ситуации (а не с анкетной информации), чтобы снять напряженность и установить первый контакт. Хорошо еще в начале беседы установить атмосферу доверия и затем поддерживать ее до конца беседы.
Для продолжения беседы при установленном контакте очень важно:
− отсутствие постороннего вмешательства;
− оптимально выбранная дистанция между собеседниками.
В случае неуспеха в налаживании контакта лучше по возможности перенести беседу на другое, удобное для собеседника время.
Свободная форма беседы является одним из самых употребляемых средств. В таких ситуациях одним из наиболее важных умений становится умение слушать собеседника. Как правило, этому нигде не учат, формируется это умение прежде всего в семье.
Томас Гордон выделил двенадцать категорий ответных суждений, которые могут стать барьером при общении. К ним относятся, в частности, приказы, указания («Говорите медленнее», «Повторите»); угрозы или обещания («Успокойтесь, все пройдет», «Вы пожалеете, если это сделаете»); поучения («Это неправильно»); советы («Почему бы Вам не сделать…»); нравоучения («В Вашем возрасте …»); критика, обвинения («Это глупо», «С Вами невозможно спорить» и пр.).
Каждый исследователь должен спросить себя: «Умею ли я слушать?» Для самоконтроля умения слушать собеседника нужно ответить на следующие вопросы:
Как часто Вы:
- легко отвлекались от разговора чем-либо посторонним;
- делали вид, что слушали или слушали из вежливости;
- реагировали на слова с эмоциональной окраской;
- перебивали собеседника;
- отвлекались от неинтересных для Вас суждений;
- мечтали, когда собеседник говорил медленно;
- отмечали про себя ошибки в его сообщении, поведении, обдумывали свои идеи.
Если Вы в основном были заняты этим, то, скорее всего, Вы ждали своей очереди высказаться и не слушали собеседника. 65
Существуют различные виды вопросов, каждый из которых обладает своей спецификой и возможностями, что и определяет целесообразность использования их в отдельных ситуациях проведения беседы. 66 Более подробно все виды вопросов разбирались в этом параграфе выше.
65Мелибруда Е. Я – Ты – Мы. М.: Прогресс, 1986. 254 с.
66
Методы социальной психологии / Под ред. Е. С. Кузьмина и В. Е. Семеновой. Л.: ЛГУ, 1977. 247 с.
Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975. 576 с.
Рабочая книга социолога. М.: Наука, 1983. 477 с.
Существуют определенные требования и к последовательности предлагаемых в беседе вопросов. Главный принцип построения беседы – рост интереса и желания отвечать. Поэтому первые вопросы должны приковывать внимание, заинтересовывать, но не должны быть дискуссионными. Сложность (и по содержанию, и по форме) вопросов должна постепенно нарастать. Однако вопросы, требующие размышления, глубокого сосредоточения, все-таки должны располагаться в середине, а не в конце беседы, т. к. обычно через 15–25 минут содержательного разговора наступает утомление. Интимные вопросы должны располагаться ближе к концу так же, как и более частные. Очень важно продумать внутреннюю, психологическую последовательность беседы: с одной стороны, вопросы должны логически вытекать один из другого, с другой – собеседник не должен почувствовать, каковы же цели исследователя. В связи с этим в беседу целесообразно вводить «буферные» (смягчающие) вопросы, относящиеся к другой теме или линии беседы.
Установление доверительной атмосферы и хорошего контакта с собеседником еще не гарантирует эффективного результата беседы. Ошибки, допущенные при поддержании разговора, могут свести на «нет» все первоначальные усилия. В связи с этим мы должны сформулировать еще ряд положений, гарантирующих условия поддержания беседы.
Опрашиваемый всегда стремится к сохранению тайны, особенно, когда речь в беседе ждет об интимной стороне его жизни. Поэтому исследователь должен убедительно гарантировать ему неразглашение полученных сведений.
В том случае, если собеседник не понял вопроса, его можно повторить несколько раз, но так, чтобы не вызвать беспокойства со стороны опрашиваемого, не следует спешить и торопить его с ответом. Если время беседы ограничено, лучше ее перенести, но обязательно соблюдать паузы, особенно когда собеседник «углубился в себя».
Если в ответ на какой-то вопрос звучит «не знаю», следует прежде всего дополнительными вопросами выяснить причину такого ответа: человек действительно не знает, что сказать, или боится высказать свою точку зрения, или не желает думать об этом, или уклоняется от ответа на время, чтобы собраться с мыслями, или не понимает, о чем его спрашивают. А затем нужно по возможности повторить вопрос. Вопросы же на одну и ту же тему целесообразно варьировать, чтобы получить более точную информацию.
Если вопросы задаются о давно прошедшем, например, о детстве, возможны ошибки памяти, поэтому полезно помочь собеседнику восстановить контекст событий, вспомнить ситуацию, обстановку, действующих лиц того или иного событии.
Если в ответах обнаружилось противоречие, то следует взять «вину» на себя: «Я не понял…» или задать дополнительно несколько косвенных вопросов.
Беседу целесообразно в подавляющем числе случаев вести с глазу на глаз.
Оптимальное время проведения беседы 20–30 минут, максимум 40 минут, но в определенных случаях она может быть продлена до 1 часа или 1,5–2-х часов.
Когда вопросы исчерпаны, нельзя резко прерывать беседу. Полезно задать несколько нейтральных вопросов, чтобы снять напряжение, поблагодарить, может быть, извиниться, если в этом есть необходимость.[59]