Изучение опыта работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения методом фокус-группы [62]
Изучение опыта работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения методом фокус-группы проводилось в рамках исследования «Подготовка педагогов к тьюторскому сопровождению одаренных детей» с целью выявления особенностей и проблем педагогического сопровождения талантливых школьников.
Задачи проведения фокус-группы:
− изучение спектра мнений по проблеме детской одаренности;
− определение основных аспектов работы с одаренными детьми в условиях образовательного учреждения;
− выявление наиболее распространенных методов и форм сопровождения талантливых школьников.
Формирование исследовательской группы
Исследование проводилось на базе муниципального образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Городского центра развития образования. Для проведения фокус-группы в качестве ассистентов модератора привлекались методисты отдела организации и проведения всероссийской олимпиады школьников и работы с одаренными детьми. Они осуществляли наблюдение за участниками фокус-группы, вели протоколы, обеспечивали необходимую техническую поддержку.
Выбор респондентов
Для исследования были отобраны 3 фокус-группы по 6–8 человек. Всего в работе фокус-групп приняли участие 21 человек. Состав респондентов включал несколько категорий педагогических работников: педагоги, имеющие обучающихся с высокими образовательными достижениями; психологи, работающие с одаренными детьми; руководители методических объединений и заместители директоров по учебновоспитательной работе, курирующие работу с одаренными школьниками. Фокус-группы условно представляли три модели педагогического сопровождения талантливых обучающихся:
1) образовательные учреждения, в которых выстроена система работы с одаренными детьми по различным направлениям, организованы поддержка и сопровождение наиболее талантливых школьников;
2) образовательные учреждения, в которых работа с одаренными детьми представлена отдельными направлениями и формами работы, ведется индивидуальная предметная подготовка отдельных обучающихся с высокими образовательными результатами;
3) образовательные учреждения, в которых не осуществляется специальное педагогическое сопровождение талантливых школьников, работа с одаренными детьми представлена участием обучающихся в предметных олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах и нацелена на оказание помощи наиболее способным школьникам в достижении высоких результатов.
Выбор образовательных учреждений осуществлялся на основе анализа результатов муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников за последние три года; изучения истории участия образовательных учреждений в различных интеллектуальных конкурсах и состязаниях; наблюдения за работой с одаренными детьми в ходе посещения школ г. Ярославля при проведении школьного этапа олимпиады по предметам. В результате этой работы был составлен перечень из 30 образовательных учреждений, представители которых приглашались для участия в фокус-группах.