План
1. Генезис системы воспитания в первобытном обществе.
2. Личность и социальные нормы в родовой общине.
3. Инициации и их роль в системе воспитания в первобытном обществе.
4. Этнография детства: традиционные методы воспитания у различных народов Земли в родовой и соседской общинах.
Методические рекомендации
При изучении первого вопроса необходимо реконструировать общие причины и тенденции в происхождении системы воспитания в первобытном обществе, несмотря на безусловную специфичность различных систем у различных этносов.
В следующем вопросе необходимо определить социальные нормы и их развитие на разных этапах родовой общины, которые оказывали решающее воздействие на формирование личности в первобытном коллективе. Здесь же следует установить соотношение личного и коллективного в первобытном социуме, выяснить, почему это соотношение было именно таким и менялось ли оно с развитием первобытного коллектива.
Третий вопрос изучает понятия инициации, их роль в системе воспитания, а также архаизмы инициаций в современном обществе.
|
|
В заключении рассматривается конкретный этнографический материал, посвященный различным методам и целям воспитания у определенных народов Земли. Здесь же определяется роль воспитания в развитии, как первобытных социумов, так и всего человечества в целом.
Список литературы
1. Артемова О.Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1987.
2. Битнер В.В. Кто мы и откуда... Энциклопедический путеводитель по истории, культуре и естествознанию. М., 1993.
3. Бринке Й. Окно в каменный век. М., 1975.
4. Геннеп А. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М., 1998.
5. История первобытного общества. Эпоха классообразования / Отв.ред. Ю.В. Бромлей. М., 1988.
6. Косвен М.О. Семейная община и патронимия. М., 1963.
7. Левин-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.
8. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Геронтотимия - почитание старших (этнографический очерк) // Природа. 1986. №5.
9. Тэйлор Э. Первобытная культура. М., 1999.
10. Файнберг Л.А. У истоков социогенеза. М., 1980.
11. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь. М., 1983.
12. Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Австралии, Океании и Индонезии. Сборник статей / Отв.ред. Н.А.Бутинов, И.С. Кон. М., 1992.
13. Этнография детства: традиционные методы воспитания детей у народов Южной и Юго-Восточной Азии / Отв.ред. И.С.Кон, А.М.Решетов. М., 1988.
Тема 3. Хозяйственный и общественный строй Древней Вавилонии по законам Хаммурапи
План
1 Хозяйство Древней Вавилонии:
а) сельское хозяйство;
б) ремесло;
в) торговля и ростовщичество;
|
|
2 Общественный строй Древней Вавилонии:
а) формы земельной собственности и землепользования;
б) рабство в Вавилонии;
в) различные сословия и прослойки свободного населения;
г) семейные отношения;
д) судопроизводство и уголовное право.
Методические рекомендации
Основным источником при подготовке к практическому занятию являются законы царя Хаммурапи.
В первом пункте плана следует изучить состояние и эволюцию экономических отношений в древней Вавилонии, уровень развития сельского хозяйства, ремесла, торговли и ростовщичества.
Во втором пункте плана необходимо раскрыть формы земельной собственности и землепользования.
Следует изучить также формы рабовладения в Вавилонии и выявить основные тенденции в развитии этих форм.
На основе анализа законов также определяются различные сословия и прослойки свободного населения. Особое внимание следует обратить на жизнь вавилонской общины и ее членов.
Законы царя Хаммурапи – неоценимый источник для изучения семейных отношений в древней Вавилонии. На их основе нужно раскрыть взаимоотношения между членами древневавилонской семьи.
В последнем пункте плана выявляются классовый и сословный характеры судопроизводства и уголовного права, пережитки обычного права (божий суд, право талиона). Следует также установить, насколько содержание статей законов соответствовало истинному положению вещей в древневавилонском государстве.
Источники
1.Законы царя Хаммурапи // Практикум по истории древнего мира. Вып. 1. Древний Восток. М., 1989.
2.Законы царя Хаммурапи // Практикум по истории древнего мира. Выпуск I. Древний Восток. М., 1981.
3. Хрестоматия по истории по истории древнего мира / под ред. В. В. Струве. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. Т. 1. Древний Восток. 361 с.
4. Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие. В 2-х частях. Ч. 1 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М.: Высшая школа, 1980. 328 с.
5. История Древнего Востока. Тексты и документы / ред. В. И.Кузищин. М.: Высшая школа, 2002. 724 с.
Список литературы
1 Васильев Л. С. История Востока. Т. 1. Любое издание.
2 Вигасин А. А. История Древнего Востока. Любое издание.
3 История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации / под ред. И. М. Дьяконова. Ч. 1. Месопотамия. М.: Наука, 1983. 534 с.
4 Каменев А. И. История государственного и военного управления. Ч. 1. Исторические уроки Древнего Востока и Китая. Балашиха: Изд-во военно-технического университета, 2006. 177 с.
5 Кленгель-Брандт Э. Путешествие в древний Вавилон. М.: Наука, 1979. 260 с.
6 Оппенхейм А. Л. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: Наука, 1990. 319 с.
7 Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М.: Центрполиграф, 2004. 234 с.
Тема 4. Повседневная жизнь человека Древнего Востока.
План
1 Повседневная жизнь древних египтян.
2 Повседневная жизнь древних людей Ближнего Востока и Малой Азии.
3 Повседневная жизнь древних жителей Междуречья.
4 Повседневная жизнь древних китайцев.