Методические рекомендации

 

Источниками по данной теме служат материалы, как биографического характера (Светоний, Плутарх), так и переписка, речи, мемуары участников изучаемых исторических событий (Цезарь, Цицерон, Крисп). В процессе работы необходимо сравнить данные разных источников.

Первый триумвират и диктатура Цезаря являются важными этапами в установлении империи. Студенты должны изучить политическую обстановку, в которой был заключен первый триумвират, выявить цели и интересы каждого из триумвиров, выделить основные мероприятия Цезаря в период консульства.

Противоречивость политики Цезаря и отличие его диктатуры от диктатуры Суллы заключались в том, что он был лидером партии популяров и осуществил ряд экономических и политических мероприятий в интересах народных масс. Необходимо также обратить внимание на политику Цезаря в отношении провинций и своих противников.

В третьем вопросе необходимо выяснить причины, проследить ход и последствия второй гражданской войны.

В заключение установите причины, которые привели к падению Римской республики и возникновению диктатуры, определить сущность этой диктатуры и ее роль в формировании принципата.

 

Источники

 

1 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Любое издание. (Красс, Помпей, Цезарь, Цицерон, Брут).

2 Практикум по истории Древнего мира. Вып. 2. Древняя Греция и Рим / под ред. И. С. Свенцицкой. М.,  1981.

3 Саллюстий Крисп Гай. Сочинения. Любое издание.

4 Светоний Транквилл Гай. Жизнь двенадцати Цезарей. Любое издание.

5 Цезарь Юлий. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей. Любое издание.

6 Цицерон Марк Туллий. Письма. М., 1949-1951. Т. 1; Т. 2; Т. 3.

7 Цицерон Марк Туллий. Речи. М., 1962. Т. 1; Т. 2.

8 Хрестоматия по истории Древнего Рима / под ред. С. Л. Утченко. М., 1962.

 

 

Список литературы

 

1 Бейкер С. Взлет и падение империи. СПб., 2008.

2 Голдсуорти А. Во имя Рима: Люди, которые создали империю. М., 2006.

2 Голдсуорти А. 15 великих полководцев Рима. М., 2008.

3 Грималь П. Цицерон. М., 1991.

4 Джеймс П. Римская цивилизация. М., 2000.

5 Дуров B. C. Юлий Цезарь. Человек и писатель. Л., 1991.

6 Егоров А. Б. Рим на грани эпох. Л., 1985.

7 Заборовский Я. Ю. Аппиан и римская civitas в последний век существования Республики // ВДИ. 1981. № 4.

8 Кравчук А. Галерея римских императоров. Принципат. М., 2010.

9 Крист К. История времен римских императоров от Августа до Константина: Историческая б-ка Бека. Т. 1. Ростов н / Д., 1997.

10 Машкин Н. А. Принципат Августа. Происхождение и социальная сущность. М.-Л., 1949.

11 Миронов В. Б. Древний Рим. М., 2007.

12 Моммзен Т. История Рима. Любое издание. Т.3.

13 Парфенов В. Н. Последняя армия Римской республики // ВДИ. 1983. № 3.

14 Ростовцев М. И. Рождение Римской империи. М., 2003.

15Утченко С. Л. Древний Рим: события, люди, идеи. М., 1969.

16 Утченко С. Л. Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения республики: Из истории политических идей I в. до н.э. М., 1952.

17 Утченко С. Л. Цицерон и его время. М., 1972.

18 Утченко С. Л. Юлий Цезарь. Любое издание.

19 Фриман Ф. Юлий Цезарь. М., 2010.

20 Холланд Т. Рубикон. Триумф и трагедия Римской Республики. М., 2007.

21 Штоль Г. В. История Древнего Рима в биографиях. Смоленск, 2003.

 

 

Тема 7. Рыцарство и рыцарский кодекс глазами современников и историков.

 

План

1. Истоки средневекового рыцарства.

2. Повседневная жизнь рыцарей.

3. Рыцарский кодекс: идеалы и реалии.

4. Роль рыцарства в жизни средневекового общества и государства.

 

 

Методические рекомендации

В первом вопросе студент должен изучить причины и истоки возникновения рыцарского сословия. Доказать, что появлению рыцарей в Европе способствовали, как экономические, так и социальные, военные и политические причины.

Во втором вопросе раскрывается повседневная жизнь рыцарства в конкретную историческую эпоху средневековья. Это может быть эпоха зарождения феодальных отношений, их расцвета или упадка.

В третьем вопросе студент изучает причины возникновения рыцарского кодекса, раскрывает, в чем его суть и как этот кодекс воплощался в средневековой действительности.

В четвертом вопросе раскрывается социальная роль рыцарства в средневековом обществе в период войны и мира, студент пытается ответить на вопрос: почему эпоху средневековья невозможно представить без рыцарей.

 

Список литературы

1. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987.

2. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М., 1987.

3. Маклинн Г. Узаконенная жесткость: правда о средневековой войне. Смоленск, 2011.

4. Мишо Ж., Руа Ж.. История рыцарства. М., 2007.

5. Флори Ж. Повседневная жизнь рыцарей в средние века. М.,2006.

6. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

Тема 8. Европейское Просвещение

План

 

1. Феномен Просвещения и феодальная Европа.

2. Английское Просвещение: Т. Гоббс, Д.Локк, Д.Дефо, Д.Свифт, А.Смит и другие.

3. Старшие просветители во Франции: Вольтер, Ш. Монтескье.

4. Младшие французские просветители: Д.Дидро, Ж.-Ж. Руссо.

5. Немецкое Просвещение: Г.Э.Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете, И.Кант. 

 

 

Методические рекомендации

 

В первом вопросе необходимо выяснить социально-экономические, политические и культурные предпосылки возникновения Просвещения, выделить его общие черты. Определить влияние Просвещения на капиталистическое развитие Европы.

Основные вопросы темы необходимо начинать с общей характеристики Просвещения Англии, Франции и Германии, выделяя их специфические черты и особенности. Затем рассмотрение каждого вопроса можно построить форме сообщений студентов. Эти сообщения должны включать биографию просветителя, его основные творческие идеи и работы, их влияние на современников и последующие поколения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: