ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КУРГАНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине: «Нервные болезни» для самостоятельной работы студентов специальности «Сестринское дело»
2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка…………………………………………………………… | 4 |
Тема: «Введение в неврологию. Функциональная анатомия и физиология нервной системы. Общая симптоматология нервных болезней. Основные методы обследования, лечения и ухода, методы реабилитации неврологических пациентов»………………………….… | 5 |
Практическое занятие № 1………………………………………………………. | 12 |
Тема: «Болезни периферической нервной системы»…………………………... | 18 |
Практическое занятие № 2………………………………………………………. | 28 |
Тема:«Травмы головного и спинного мозга»…………………..……………… | 42 |
Практическое занятие № 3…………………………………………………….. | 46 |
Тема:«Объемные процессы ЦНС»…….…………………………………….….. | 51 |
Практическое занятие № 4………………………………………………………. | 56 |
Тема: «Цереброваскулярные болезни. Реабилитация пациентов»……………. | 59 |
Практическое занятие № 5………………………………………………………. | 69 |
Тема: «Воспалительные заболевания ЦНС. Демиелинизирующие заболевания»………………………………………………. | 74 |
Практическое занятие № 6………………………………………………………. | 82 |
Тема: «Болезни вегетативной нервной системы»………..…………………….. | 88 |
Практическое занятие № 7………………………………………………………. | 93 |
Тема: «Наследственно-дегенаративные болезни нервной системы. ДЦП. Интоксикационные поражения ЦНС»……………………………………… | 96 |
Практическое занятие № 8………………………………………………………. | 101 |
Список литературы……………………………………………………………….. | 104 |
|
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебное пособие по «Сестринскому уходу в психиатрии с курсом наркологии» разработано для самостоятельной работы студентов специальности «Сестринское дело» и включает 8 лекций и 4 практических занятий.
Цель данного пособия – способствовать более глубокому изучению дисциплины, приобретению необходимых знаний и умений в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Необходимость разработки пособия вызвана еще и тем, что оно восполняет пробел материала основной литературы – отсутствие комплекса обучающих заданий разного уровня сложности, которые позволяют значительно повысить эффективность обучения, поскольку постоянно поддерживают активность разнообразием выполняемой работы.
|
|
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Анатомия и физиология человека», «Основы патологии», «Фармакология», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», и включает следующие темы:
§ Введение в неврологию. Функциональная анатомия и физиология нервной системы. Общая симптоматология нервных болезней. Основные методы обследования, лечения и ухода, методы реабилитации неврологических пациентов
§ Болезни периферической нервной системы
§ Травмы головного и спинного мозга
§ Объемные процессы ЦНС
§ Цереброваскулярные болезни. Реабилитация пациентов
§ Воспалительные заболевания ЦНС. Демиелинизирующие заболевания
§ Болезни вегетативной нервной системы
§ Наследственно-дегенаративные болезни нервной системы.
§ ДЦП. Интоксикационные поражения ЦНС
Лекционный курс сопровождается практическими занятиями. Для закрепления материала студентам предлагаются контрольные вопросы, тестовые задания, ситуационные задачи разного уровня сложности.
Все это поможет студентам использовать полученные знания и умения в дальнейшей профессиональной деятельности при проведении лечебно-диагностической и профилактической деятельности, а также при оказании неотложной помощи на догоспитальном этапе.
Тема: «Введение в неврологию. Функциональная анатомия и
Физиология нервной системы. Общая симптоматология нервных болезней. Основные методы обследования, лечения и ухода, методы реабилитации неврологических пациентов»
Цель: научить студентов распознавать основные неврологические симптомы и синдромы. Ознакомить с организацией неврологической службы в России и современными методами обследования и реабилитации в неврологии.
Студент должен иметь представление:
· об инструментальных методах диагностики в неврологии (ЭЭГ, Эхо-ЭГ, доплерографии, Рео-ЭГ, КТ, МРТ, ангиография, рентгенологические исследования);
· об особенностях действия различных лекарственных препаратов, применяемых в неврологии.
Студент должен знать:
· организацию неврологической помощи в России;
· симптомы раздражения оболочек мозга;
· симптоматику поражения мозжечка и экстрапирамидной системы;
· двигательные расстройства;
· чувствительные расстройства;
· речевые расстройства;
· вегетативно-трофические расстройства;
· симптомы поражения черепно-мозговых нервов;
· тазовые расстройства;
· основные принципы лечения, ухода и реабилитации неврологических пациентов.
Содержание учебного материала
(план)
1.Определение предмета «Неврология» и его места среди других клинических дисциплин. Краткая история неврологии. Организация неврологической службы в России.
2.Анатомия и физиология нервной системы. Отделы головного мозга, ликвор и его циркуляция, кровоснабжение. Вегетативная нервная система.
3.Кожный и двигательный анализаторы. Виды чувствительности и методика их исследования у пациента. Виды и типы чувствительных расстройств. Понятие о парезе и плегии. Центральный (спастический) и периферический (вялый) параличи. Моно-, пара-, тетра- и геми- плегии и парезы.
4.Симптоматика поражения мозжечка и экстрапирамидной системы. Симптомы поражения черепно-мозговых нервов. Нарушения речи (афазии, дизартрия, дисфония, афония). Гипертензионный синдром. Расстройство функций тазовых органов. Вегетативные расстройства.
Функциональная анатомия нервной системы.
Общая симптоматология нервных болезней.
1.Неврология – наука о заболеваниях нервной системы.
Нервная система выполняет следующие функции.
1. Обеспечивает связь организма с внешней средой.
2. Регулирует и координирует функции всех органов, обеспечивая функциональное единство и целостность организма.
|
|
2.Нервная система делится по функциональному принципу на соматическую и вегетативную.
Вегетативная нервная система делится на симпатическую и парасимпатическую.
По топографическому принципу различается центральная и периферическая нервная система.
К центральной нервной системе относятся головной и спинной мозг.
К периферической нервной системе относятся черепномозговые и спинномозговые нервы, нервные сплетения, периферические нервы.
В головном мозге различают лобные, теменные, височные и затылочные доли.
Отделы головного мозга.
1. Конечный мозг состоит из двух полушарий, которые соединены мозолистым телом. Каждое большое полушарие имеет 3 части:
1 конвекситальная поверхность - наружная выпуклая,
2 внутренняя - медиальная,
3 нижняя - базальная.
Промежуточный мозг.
Зрительный бугор - таламус.
Подбугорная область- гипоталамус.
Таламус - это высший подкорковый центр чувствительности.
Гипоталамус - это высший подкорковый центр регуляции вегетативных функций: центр терморегуляции, регуляции сна и бодрствования, принимает участие в процессе авторегуляции, поддержании гомеостаза.
Средний мозг.
Ножки большого мозга, пластинка крыши четверохолмия.
Ножки мозга - это система проводящих путей, которые связывают мост и продолговатый мозг с корой больших полушарий. В толще белого вещества ножек мозга заложены базальные ганглии (ядра).
Задний мозг.
Мозжечок и мозг.
Мозжечок – это центр автоматической координации движений и равновесия.
Мозжечок состоит из двух полушарий и червя.
Каждое полушарие мозжечка отвечает за координацию движений одноименных конечностей.
Червь мозжечка отвечает за координацию движений туловища.
Мост - это сстема проводящих путей, которые связывают каждое большое полушаие головного мозга с противоположным полушарием мозжечка.
Продолговатый мозг.
В ромбовидной ямке на уровне этого мозга расположены дыхатейльный и сосудодвигательныйцентры.
|
|
Головной и спинной мозг покрыт тремя оболочками - твердой, которая состоит из двух листков, мягкой и паутинной. Паутинная мозговая оболочка выстилает изнутри твердую мозговую оболочку и многими тяжами соединяется с мягкой мозговой оболочкой, но не проникает в борозды мозга. Мягкая мозговая оболочка плотно прилегает к мозгу.
Между мягкой и паутинной мозговой оболочкой находится пространство, которое называется субарахноидальным. В нем циркулирует мозговая жидкость - ликвор.