Сравнение двух подходов к развивающему обучению
Метод проблемных учебных задач
Под методом проблемных учебных задач понимается способ обучения школьника самостоятельному их решению. При этом методы решения предлагаемых учебных задач ученику еще не известны.
Цель - творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала.
Виды и механизм составления учебных задач
Объектами задач могут быть разные предметы и их заменители в виде теоретических моделей. Способы решения учебных задач во многом определяются спецификой их объекта. Однако механизм составления и решения задач может быть общим, включающим:
• анализ искомых данных;
• постановку проблемы, формулирование гипотезы;
• планирование своих действий;
• выбор ориентиров поиска, нахождение способа решения;
• отбор и привлечение необходимых знаний;
• оформление полученного результата.
Использование метода учебных задач условно можно разделить на три этапа:
|
|
I - постановка учебной задачи
Цель - проблематизация перед изучением новой темы, усиление мотивации учебной деятельности.
II - решение учебной задачи
Цель - овладение школьниками ориентировочной основой действия, необходимой для самоорганизации в процессе получения новых сведений.
III - решение частных задач
Цель - закрепление знаний и их творческое применение в нетиповых ситуациях.
Следует отметить, что решение каждой учебной задачи завершается фазой самоконтроля, самооценки и коррекции деятельности.