Планируемые результаты обучения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №11»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор МБОУ "Гимназия № 11"

________________Г.А.Симахина

Приказ № 81  от

«»августа 2020 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО

ПРАВУ

На 2020-2021 учебный год

А класс

 

Разработчик:

Чусова Наталья Николаевна,

учитель истории и права

первой квалификационной категории

 

Рассмотрена                              Согласована с заместите-             Принята

на заседании кафедры               лем директора по УВР                Педагогическим

общественных дисциплин       _________                                     советом

Протокол № 1                                   /М.Л.Игнатова/                      Протокол № 1

от 25 августа 2020 г.               от 25 августа 2020 г.                      от 25 августа 2019 г.

 

 

Бийск

2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Право» (углубленный уровень) для 10 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования России № 413 от «17» мая 2012 г (с учетом внесенных изменений приказ № 613 от 29.06.2017);

- Основной образовательной программы СОО МБОУ «Гимназия 11».

- Положение о рабочей программе МБОУ «Гимназия №11.

- Право. Поурочные разработки. 10 класс: Учебное пособие для общеобразоват. организаций: углубл.уровень / Л. Н. Боголюбов, Е. К. Калуцкая, Е. С. Королькова. — М.: Просвещение, 2017.

- основной образовательной программы МБОУ «Гимназия 11».

Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Задачами изучения права с учётом преемственности с основной школой являются:

- формирование представлений о правовой сфере как целостной системе, понимания социальной ценности права, его связи с другими сторонами общественной жизни;

- развитие правосознания и правовой культуры учащихся;

- формирование знаний базовых норм различных отраслей права в РФ, знания о человеке как субъекте правоотношений;

-выработка умений получать правовую информацию из различных, в том числе неадаптированных, источников, преобразовывать её и использовать для решения учебных задач, а также для анализа и оценки жизненных ситуаций;

-расширение палитры способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

- обогащение опыта старшеклассников по применению полученных знаний и умений в различных областях общественной жизни: в гражданской и общественной деятельности, в сферах межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере.

Создание условий для становления основ правовой культуры учащихся в процессе работы по данной программе предполагает реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении (методики сотрудничества, метода проектов и т.д.), технологии развития критического мышления.

Рабочая программа опирается на принципах деятельностного подходов, которые реализуются через активные методы обучения: творческие задания, интерактивные лекции, учебные дискуссии, работа в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, презентация проектов, предполагает использование современных образовательных технологий: современные информационные технологии.

 

ФОРМЫ, СПОСОБЫ И СРЕДСТВА ПРОВЕРКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ОБУЧЕНИЯ

Для текущего контроля используется материал, работа над которым была задачей урока. Текущий контроль осуществляется на разных этапах урока. Текущий контроль не всегда предполагает оценивание, так как он проводится на таких этапах обучения где учащиеся ещё только формируют умения и навыки.

Задания для контроля взяты из методического пособия Право. Поурочные разработки. 10 класс: Учебное пособие для общеобразоват. организаций: углубл.уровень / Л. Н. Боголюбов, Е. К. Калуцкая, Е. С. Королькова. — М.: Просвещение, 2017.

Контроль и оценивание осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «Гимназия №11» и Положением о нормах оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебным предметам в МБОУ «Гимназия №11» (Приложение 1).

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ,

ИСПЫТЫВАЮЩИМИ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ:

- разнообразные виды дополнительных тренировочных заданий с целью ликвидации пробелов в знаниях;

- дифференцированное домашнее задание;

- консультационная поддержка и помощь;

- обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание ситуации успеха.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Изучение права в старшей школе на углублённом уровне направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения обучающимся основной общеобразовательной программы.

Личностными результатами выпускников при изучении курса «Право» являются: — осознание значения постоянного личностного развития и непрерывного образования в современном обществе,готовность и способность овладевать новыми социальными практиками, предполагающими в том числе анализ и оценку ситуаций, действий с правовых позиций;

— мотивированность к эффективному труду и постоянному профессиональному росту, к учёту общественных потребностей при предстоящем выборе сферы деятельности, включая области правоприменительной и правотворческой деятельности;

— ценностные ориентиры и установки, основанные на нормах и требованиях права, отражающие идеалы общественного блага, укреплении государственности и патриотизма, гражданского мира.

Метапредметные результаты изучения курса «Право» проявляются в:

— умении на основе полученных в курсе правовых знаний адекватно оценивать с правовых позиций собственное поведение, действия окружающих; осуществлять самоконтроль, видеть связь между усилиями и достигнутым результатом;

— способности анализировать с опорой на полученные правовые знания конкретные жизненные ситуации, выбирать и реализовывать способы правомерного поведения, адекватные этим ситуациям;

— ключевых навыках решения проблем правового характера, работы с информацией, её поиска, анализа и обработки, коммуникации, сотрудничества;

— готовности к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, к использованию полученных в школе знаний и умений, имеющих опорное значение для профессионального образования правоведческого профиля;

— ключевых компетентностях, сформированных в курсе и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности (обобщённые способы решения учебных задач; исследовательские, коммуникативные и ин формационные умения, умение работать с разными источниками правовой информации).

Предметными результатами освоения на углублённом уровне содержания курса «Право» являются:

—понимание права как целостной системы, как культурного явления в развитии цивилизационных процессов,его значения для становления демократического правового

государства;

— умение выявлять функциональные, иерархические и другие связи как внутри правовой системы, так и в связи с другими социальными процессами, происходящими в общественной жизни;

— владение основными правовыми понятиями и терминами как познавательными средствами осмысления правовых ситуаций, возникающих в социальной действительности;

— опыт использования получаемых знаний и умений для решения проблем, связанных с возникновением правовых ситуаций;

— умение извлекать правовую информацию из различных неадаптированных источников, анализировать её, соотносить со знаниями, полученными при изучении курса, интегрировать все имеющиеся знания по проблеме в единый комплекс;

— умение соотносить свои действия с возможными правовыми последствиями;

как гражданина России и будущего активного участника общественной жизни;

— понимание гражданственности как полной субъектной самостоятельности, права быть как партнёром государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции;

— мотивация к самостоятельному изучению правовых дисциплин, развитие интереса к их проблематике;

— умение ориентироваться в социальных нормах: различать нравственные и правовые нормы, суждения и оценки, понимать их связь с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

— признание ценности Конституции РФ как основного закона страны, определяющего основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина;

— признание прав каждой отдельной личности на обладание этими правами, признание факта равноценности всех людей и незыблемости их достоинства и прав;

— отношение к институту власти и права не с позиций зависимости и запрета, а с позиций партнёрства и средства защиты и, как следствие, признание за собой ряда обязанностей, определяющих взаимоотношения партнёрства и ответственности.

Выпускник школы должен не только овладеть перечисленными знаниями и умениями, но и достичь определённого уровня компетентности в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношениях. Названные компетенции являются необходимой частью гражданской культуры, освоение которой — одна из главных задач правового образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Раздел I. Право и государство

Происхождение права и государства. Общественная власть и виды социальных норм в древнем мире. Возникновение и развитие ранних форм права. Происхождение государства. Связь государства и права. Сущность права. Право как объективное явление, воздействующее на человеческую деятельность. Право как средство регулирования общественных отношений. Понятие права. Наиболее общие признаки права. Определение права. Социальное назначение и ценность права. Право — мера свободы и ответственности. Отличие права от закона. Роль

права в защите и совершенствовании демократии. Сущность государства. Государство как публичная власть. Отличие государства от негосударственных политических организаций. Деятельность государственного аппарата как способ осуществления публичной власти.

Формы государства. Понятие формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства. Формы политического режима.

Функции государства. Понятие функций государства. Внешние и внутренние функции государства. Социально значимые функции государства.

Правовое государство. Правовое государство. Принципы правового государства. Условия формирования правового государства.

Гражданское общество. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Взаимодействие гражданского общества, права и государства. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления.

Раздел II. Формы и структура права

Право в системе социальных регуляторов. Понятие нормы. Виды социальных норм. Право и другие социальные нормы. Право и мораль.

Нормы права. Понятие нормы права. Признаки нормы права. Структура правовой нормы. Основные виды юридических норм: регулятивные и правоохранительные. Управомочивающая норма. Запрещающая норма. Обязывающая норма.

Источники права. Понятие источника права. Основные виды источников права. Международный договор и международный обычай как традиционно сложившиеся источники международного права.

Система права. Понятие системы права. Основные структурные элементы системы права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Современная классификация отраслей российского права. Три основные группы отраслей: базовые (конституционное право; материальные и процессуальные отрасли); специальные; комплексные отрасли права. Частное и публичное право.

Правовые системы современности. Понятия «система права» и «правовая система». Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Правовые системы традиционного типа.

Раздел III. Становление и развитие отечественного права

Формирование и развитие русского права. Основные этапы формирования русского права. Русская Правда. Судебник 1497 г. Соборное уложение 1649 г. становления советского законодательства. Отрасли советского права. Правовые ограничения и запреты в советском законодательстве. Советский суд.

Формирование права современной России. Становление современного российского федерализма. Реформа системы правосудия. Гражданское право. Уголовное право и уголовно-процессуальное право.

Раздел IV. Правотворчество и правореализация

Правотворчество. Понятие правотворчества. Основные принципы и виды правотворчества. Стадии (этапы) правотворческого процесса.

Реализация и толкование права. Формы реализации права. Применение права как особая форма реализации права. Акты применения права. Толкование права: понятие и виды.

Правовые отношения. Понятие правоотношения. Субъективное право и юридические обязанности. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Содержание правоотношений. Юридические факты.

Законность и правопорядок. Понятие законности. Основные принципы законности. Правовой порядок. Гарантии законности и правового порядка.

Механизм правового регулирования. Виды и средства правового регулирования. Понятие механизма правового регулирования. Элементы правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность права.

Правонарушение и юридическая ответственность. Правомерное поведение и правонарушение. Признаки ивиды правонарушений. Причины роста правонарушений.Понятие юридической ответственности. Виды юридическойответственности. Презумпция невиновности. Правовая ответственность несовершеннолетних.

Преступление и наказание. Понятие и признаки преступления. Преступность как социально-правовое явление. Состояние преступности в России. Организованная преступность. Латентная преступность. Международный терроризм. Понятие наказания. Виды наказаний. Цели наказания.

Органы охраны правопорядка. Виды государственных правоохранительных органов. Полномочия и порядок деятельности суда, прокуратуры, полиции, Федеральной службы безопасности. Деятельность адвокатуры и нотариата.

Правосознание и правовая культура. Понятие правосознания. Разновидности правосознания. Осознание ценности естественного права, прав и свобод человека — ключевая черта правосознания. Правовой нигилизм и его причины. Активная и пассивная формы правового нигилизма. Пути преодоления правового нигилизма. Правовая культура — высшая ступень развития правосознания.

Раздел V. Право и личность

Права человека: понятие, сущность, структура. Понятие и сущность прав человека. Естественный и неотчуждаемый характер прав человека. Развитие идеи прав человека в истории правовой мысли. Поколения прав человека. Структура прав человека.

Правовой статус человека и гражданина. Понятие правового статуса. Юридические основания правового статуса личности. Элементы правового статуса. Юридические права и обязанности. Субъективные права. Различие правового статуса человека и гражданина. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Юридические механизмы защиты прав человека в Российской Федерации. Система органов защиты прав человека в России. Юридические гарантии защиты прав человека. Защита прав и свобод человека всеми способами,не запрещёнными законом.

Особенности социального государства. Необходимость социального государства. Гуманистический смысл социального государства. Концепции социального качества. Становление социального государства в России.

Международная защита прав человека. Устав ООН и Международный билль о правах человека. Контроль за соблюдением международных договоров по правам человека. Главные и вспомогательные органы ООН в области прав человека. Региональные организации в области прав человека.

Раздел VI. Основы конституционного права Российской Федерации

Конституционное право Российской Федерации. Место конституционного права в системе отраслей российского права. Предмет конституционного права. Методы правового регулирования конституционного права. Конституционное право — отрасль юридической науки. Верховенство Конституции в обществе и государстве.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Понятие конституционного строя. Человек, его права и свободы — высшая ценность. Народ как носитель суверенитета

и единственный источник власти. Правовые основы экономической системы. Правовые основы социальной системы. Правовые основы политической системы. Федеративное государственное устройство.

Система органов государственной власти Российской Федерации. Понятие государственного органа. Органы государственной власти в Российской Федерации. Правовойстатус и полномочия Президента РФ. Исполнительнаявласть. Судебная власть. Прокуратура в Российской

Федерации. Судебная власть. Понятие суда. Принципы судопроизводства. Правовой статус судьи в РФ. Профессиональный судья. Непрофессиональный судья (присяжный заседатель).

Судебная система. Понятие и характеристики судебной системы. Типы судебных систем. Суды арбитражной юрисдикции.

Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации. Конституционный статус личности.Конституционные права и свободы. Конституционные права и обязанности.

Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации. Понятие гражданства. Приобретение и утратагражданства.

Многогражданство и безгражданство. Граждане иностранных государств. Избирательное право. Выборы, их значение и разновидности. Сущность избирательного права. Принципы про-

ведения выборов в Российской Федерации. Избирательная система.

Избирательный процесс. Стадии избирательного процесса. Финансирование выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: