Объект исследования

Раздел II. Общая физиология возбудимых тканей.

Работа №1

«Приготовление нервно-мышечного препарата: седалищный нерв - икроножная мышца лягушки»

Объект исследования: ________________________________________________________

Методика:     

Лягушку обернуть марлей. Одной браншей больших ножниц открыть рот лягушки. Отрезать верхнюю часть черепа за глазами. Ввести препаровальную иглу в полость спинномозгового канала, следуя вдоль поверхности спинки (при правильном направлении игла входит в полость позвоночника совершенно свободно). Продольными и вращательными движениями иглы разрушить спинной мозг. Таким образом, лягушка полностью обездвиживается.

Взять обездвиженную лягушку за задние лапки в левую руку и придать ей вертикальное положение (головой кверху). При этом тело лягушки сгибается под углом. Последний образуется сочле­нением крестцовой и копчиковой костей. Пересечь большим ножницами позвоночник на 1,5-2,0 см выше места этого сочленения. Пользуясь пинцетом и ножницами удалить верхнюю часть туловища и внутренности лягушки, обрезая ткани справа и слева у крестцовой части позвоночника. Захватить пинцетом позвоночник у места его разреза, а другой рукой, с кусочком ваты в ней, - край кожи у позвоночника. Сильным быстрым движением снять кожу с лапок. Удалить ножницами хвостцовую кость, которая хорошо обозначается, если расположить, позвоночник под прямым углом к свисающим лапкам. Положить заднюю часть тела лягушки на пробковую пластинку дорзальной стороной вниз и ножницами разрезать ее вдоль, строго по средней линии, на две части: правую и левую. Одну часть положить в чашку Петри с раствором Рингера, а из другой продолжить приготовление препарата.

Необходимо помнить, что в течение всего времени приготовления нервно-мышечного препарата нельзя прикасаться к седалищному нерву, а так же икроножной мышце, руками. Если это условие не соблюдать, препарат окажется неработоспособным.

Держа пинцетом косточку от позвоночника, отпрепаровать нервные стволики седалищного сплетения и седалищный нерв до тазобедренного сустава. Затем перевернуть лапку дорзальной стороной кверху и двумя булавками раздвинуть и приколоть к пластинке бедренные мышцы по бороздке между двуглавой мышцой и полуперепончатой. При этом обнажается седалищный нерв. Продолжить препаровку седалищного нерва вплоть до икроножной мышцы, придерживая пинцетом косточку от позвоночника.

После препаровки седалищного нерва очистить бедренную кость от мышц и удалить все ткани, расположенные выше коленного сустава, исключая седалищный нерв и бедренную кость. Следить за тем, чтобы седалищный нерв не соприкасался с разрезанными мышцами.

Подвести под ахиллово сухожилие икроножной мышцы нитку и перевязать. Отрезать сухожилие ниже места перевязки и, поддерживая за нить, отпрепаровать икроножную мышцу до коленного сустава. Отсечь все ткани голени ниже коленного сустава, исключая икроножную мышцу.

Полученный нервно-мышечный препарат «седалищный нерв - икроножная мышца» смочить раствором Рингера.

Результат:

(зарисуйте схему нервно-мышечного препарата)

На рисунке обозначте: седалищный нерв, икроножную мышцу, бедренную кость, фрагмент позвоночника

                                                  Работа №2

«Обнаружение тока повреждения (второй опыт Гальвани)»

Объект исследования: _________________________________________________________

Методика:

Приготовить нервно мышечный препарат лягушки, следуя указаниям работы №1, но не выделять икроножную мышцу и оставить нетронутыми все остальные мышцы голени и стопы. Тщательно отпрепарировать нерв от мягких тканей. Раствором Рингера препарат не смачивать!

Поместить препарат на сухую пробковую пластинку. На брюшке икроножной мышцы, примерно в средней ее части, срезать небольшой кусочек ткани. Взять рукой косточку от позвоночника и несколько раз набросить седалищный нерв на икроножную мышцу так, чтоб каждый раз нерв касался и поврежденного и неповрежденного участков мышцы. В момент набрасывания и снятия нерва с мышцы лапка должна сокращаться. Если опыт не получается, то в целях повышения возбудимости нерва, смазать его глицерином, осторожно вытереть ватой и повторить опыт.

Результат:

Зарисуйте нервно-мышечный препарат с наброшенным на мышцу нервом. Обозначте поврежденный и неповрежденный участок мышцы.

При набрасывании нерва на мышцу мышца ___________________________,   при снятиинерва мышца _________________________________.

Вывод:

Поврежденный участок мышцы заряжен «___», т.к. это внутренняя часть возбудимой клетки. Неповрежденный участок заряжен «___», т.к. это внешняя сторона мембраны. Ток повреждения возникает между _________________________________и __________________________________ участками мышцы. Чтобы возник ток повреждения, нерв должен касаться ______________________________________________ _______________________________ участков мышцы.

1. Почему возникает сокращение при наложении нерва на мышцу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

2. Почему возникает сокращение мышцы при снятии нерва с мышцы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа №3

«Физиологический реоскоп»

Объект исследования: _________________________________________________________

Методика:

У лягушки разрушить спинной и головной мозг, как это описано в работе №1. Зафиксировать ее на пробковой пластинке брюшком кверху, приколов лапки булавками. Срезать кожу грудной части тела и, захватив пинцетом, край грудной кости, ножницами вырезать эту кость вместе с прилежащими грудными мышцами. В операционном отверстии найти сердце, осторожно захватить пинцетом околосердечную сумку и, надрезав ее маленькими ножницами, освободить сердце. Удалить из операционного отверстия кровь и наложить на сердце комочек ваты, смоченной раствором Рингера. После этого из другой лягушки приготовить нервно-мышечный препарат так, как это Описано в работе №2. Чтобы повысить возбудимость нерва, надо смазать его глицерином, используя стеклянную палочку. Спустя 5-10 с, излишки глицерина снять ватой. Затем осушить у первой лягушки операционное отверстие и сердце.

Аккуратно уложить седалищный нерв приготовленного нервно-мышечного препарата на сердце лягушки вдоль его продольной оси. Наблюдать за сокращениями мышц препарата, синхронными с сокращениями сердца.

Полученные результаты занести в протокол. В выводах дать объяснение наблюдавшемуся эффекту.

Результат:

Изобразите взаимное расположение сердца лягушки и нервно-мышечного препарата в соответствии со схемой опыта.

Мышца сокращается ___________________________________________________________

Вывод:

1.     Возбужденный участок сердца заряжен «____», невозбужденный – «____».

2. Каким был бы результат опыта, если бы все клетки сердца возбуждались одновременно?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Что является раздражителем для нерва?_____________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Работа №4

«Определение двигательной хронаксии у человека»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: