Объект исследования

Методика:

Приготовить нервно-мышечный препарат лягушки "седалищный нерв - икроножная мышца", как это описано в работе №1. Для регистрации мышечных сокращений на кимографе необходимо закрепить препарат в специальной пластмассовой камере, расположенной на штативе. Предварительно смочить раствором Рингера с помощью пипетки ванночку камеры и удалить из нее излишек жидкости. Проследить, чтобы электроды, находящиеся в камере, не замыкались каплей раствора. Взять нервно-мышечный препарат руками или пинцетом за бедренную кость и фиксировать последнюю винтом в прорези сбоку камеры. Придерживая пинцетом косточку от позвоночника, положить нерв препарата на электроды камеры. Закрыть ванночку камеры вместе с расположенным в ней нервом стеклянной пластинкой, смоченной раствором Рингера. Нить, соединенную с сухожилием икроножной мышцы, привязать к изогнутой в виде крючка булавке и последнюю острием продеть в отверстие короткого плеча рычажка миографа, укрепленного на штативе над пластмассовой камерой. Мышцу осторожно обернуть тонким слоем ваты и, с целью предохранения ее от высыхания, обильно полить из пипетки раствором Рингера.

Для создания оптимального режима сокращения мышцы произвести: отягощение ее, подвесив на длинное плечо рычажка миографа грузик весом около 5 граммов. Следует помнить, что чем дальше от оси вращения рычажка будет располагаться груз, тем больше будет степень отягощения мышцы. Амплитуда сокращения при средних степенях отягощения - наибольшая. Следует учесть также, что чем ближе к оси вращения рычажка будет располагаться крючок, соединенный с мышцей, тем больше будет амплитуда мышечных сокращений. Мышца и соединенная с ней нить должны располагаться вертикально, рычажок миографа - горизонтально.

Перед записью рычажок миографа следует расположить по касательной к поверхности барабана кимографа так, чтобы укрепленное на нем перо было слегка прижато к бумаге, натянутой на барабан.

 

 

а) Запись различных видов сокращений скелетной мышцы: одиночных и суммированных (зубчатого и гладкого тетанусов).

 

Найти порог раздражения препарата для одиночных элект­рических импульсов, получаемых от электронного стимулятора. Затем увеличить силу тока до такой величины, которая вызыва­ет хорошо выраженные сокращения мышцы. Установить кимограф на максимальную скорость вращения барабана. Несколько раз, с интервалом в 2-3 секунды, подвергнуть нерв препарата раздражению сверхпороговыми одиночными электрическими стимулами, записывая при этом сокращения мышцы на кимографе. Затем, не меняя силы тока, раздражать нерв последовательно сериями раздражений с частотой 1, 2, 6, 10, 20 и 50 имп/с. (рис. 1). Каждая из серий раздражений должна длиться не более 2-4 секунд. Интервал между сериями должен бытъ порядка 10-20 секунд. Записывать сокращения мышцы на барабане следует при несколько меньшей скорости его вращения, чем при одиночной стимуляции нерва.

Полученные результаты занести впротокол и сделать вывод об условиях возникновения зубчатого и гладкого тетануса в зависимости от частоты раздражения.

Рис. 1 Пример из опыта. Верхняя кривая – запись сокращений.

                                      Нижняя кривая – отметка раздражения.

                                      Цифры по кривой – частота раздражения в 1 секунду.

 

 

 

б) Получение оптимума и пессимума частоты раздражений.

 

Подобрать на стимуляторе пороговую силу одиночного раздражения, то есть такую силу раздражения, которая вызывает едва заметное сокращение мышцы. Записать на кимографе одиноч­ное сокращение. Постепенно увеличивая силу одиночного раздра­жения записать ряд раздражений вплоть до максимального одиночного сокращения. Затем, не меняя силы раздражения, после­довательно записать отдельные тетанусы при частотах раздражения 10, 20, 30, 50, 100 и 200 имп/с.

Определить частоту раздражения, при которой амплитуда тетануса будет наибольшей (это оптимум сокращения и оптимум частоты). Определить частоту раздражения, при которой, несмотря на большую ее величину, тетанус по амплитуде оказался меньшим (это пессимум сокращений и пессимум частоты).

Обратить внимание на особенности формы тетанической кривой при оптимуме и при пессимуме.

Чтобы показать, что пессимум не является результатом утомления препарата, после применения пессимального раздражения сразу перейти к раздражению в оптимальном ритме: амплиту­да тетануса снова будет больше (рис.2).

 

 

Рис.2. Пример из опыта. Верхняя кривая - запись сокращений.

                                      Нижняя кривая - отметка раздражения.

                                      Цифры под нижней кривой - частота раздражения в 1 секунду.

 

Полученные результаты занести впротокол. В выводах дать объяснение явлению оптимума и пессимума.

Результат:

Наклейте кимограмму или зарисуйте результат:

Вывод:

1. Одиночное сокращение состоит из следующих фаз:

1)________________________________________________;

2)________________________________________________.

2. Зубчатый тетанус – это _______________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Гладкий тетанус – это ____________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Почему амплитуда тетануса больше, чем амплитуда одиночного сокращения? ____ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Оптимум – это __________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Пессимуми – это ________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Почему наблюдается пессимум? ___________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. При какой частоте раздражения наблюдается пессимум? _______________________

9. Если бы Вы с такой же частотой проводили прямую стимуляцию мышцы, возник бы пессимум или нет? Почему? ____________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


10.


Работа №7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: