Проблема детерминации психического развития

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

План лекции:

1. Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки.

2. Проблема детерминации психического развития

3. Основные понятия возрастной психологии

4. Наблюдение и эксперимент как основные методы исследования в психологии развития

5. Метод наблюдения

6. Эксперимент как метод эмпирического исследования

7. Исследовательские стратегии: констатация и формирование

8. Схема организации эмпирического исследования.

 

Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки

Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики.

Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный, здоровый человек. Возрастная психология ставит своей задачей исследование целостною психического развития «на всем пространстве человеческой жизни от рождения до смерти», сверхзадача – изучение «изменяющегося, развивающегося индивида в изменяющемся мире».

Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.

Разделы возрастной психологии: психология младенца, психология раннего возраста, дошкольная психология, психология младшего школьника, психология подростка, психология юности, психология среднего возраста, психология старости (геронтопсихология).

Важнейшей составной частью возрастной психологии была и остается детская психология. На рубеже XIX–XX вв. возрастная психология именно в качестве детской психологии выделилась в самостоятельную область знаний. Первоначально, задачей ученых был сбор и накопление конкретных данных, эмпирических сведений, изучение феноменологии психического развития в детские годы. Поиск ответов на вопросы о том, что именно происходит в детском развитии, когда и в какой последовательности появляются у ребенка новые умения. Этой задаче отвечали методы объективного наблюдения, констатирующего, срезового эксперимента. Позже встал вопрос о систематизации, об упорядочении фактов, выявлении некоторых общих закономерностей психического развития.

В отечественной психологии основные задачи детской возрастной психологии были определены Л.С. Выготским (1896 – 1934). Он указал на необходимость изучения особенностей каждого возраста, основных типов нормального и анормального развития, структуры и динамики детского развития.

Значение возрастной психологии весомо и в теоретическом плане. Изучение психологии ребенка – ключ к пониманию психологии взрослого человека. Путь преобразования психологии из описательной и отрывочной, констатирующей в научно–объяснительную, шел именно через понятия движения и развития, формирования и роста.

Теоретические задачи возрастной психологии (проблемы):

- проблема движущих сил, источников и механизмов психического развития на всем протяжении жизненного пути человека

- проблема периодизации психического развития в онтогенезе

- проблема возрастных особенностей и закономерностей протекания психических процессов

- проблема возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний

- проблема возрастного развития личности и др

Практическое значение возрастной психологии связано в первую очередь с научной разработанностью вопросов о нормативном развитии здорового ребенка, о типических возрастных проблемах, путях и способах их решения, стадиях становления взрослой полноценной личности, гражданина, профессионала, родителя.

Практические задачи возрастной психологии:

- определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;

- контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях

- возрастная и клиническая диагностика;

- психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни человека;

- организация учебно–образовательного процесса для людей всех возрастных категорий и др.

Возрастная психология тесно связана с другими отраслями психологической науки. Она опирается на представления о психике человека, разработанные в общей психологии, использует систему основных понятий общей психологии.

Изучение преобразования психических процессов у детей выступает как особый метод познания механизмов психического в генетической психологии.

Много общего имеют возрастная психология и педагогическая психология, особенно в своем историческом развитии. У них общий объект изучения – развивающийся и изменяющийся в онтогенезе человек.

Соотношение типичного и индивидуального, общего и своеобразного, нормального и аномального, отклоняющегося рядов развития создает общие поля для возрастной психологии и психологии сравнительной, дифференциальной, патопсихологии и клинической психологии.

Возрастная психология имеет многообразные связи с широким спектром областей науки и культуры, в области медицины, педагогики, этнографии, социологии, геронтологии, культурологии, и других областей науки.

 

Проблема детерминации психического развития

Длительную историю имеет спор о том, какие факторы (движущие силы) – биологические (внутренние, природные, связанные с наследственностью) или социальные (внешние, культурные, средовые) – играют в развитии важнейшую роль. Традиционно выделяют две крайние точки зрения на обусловленность развития – природой (наследственностью) или средой (воспитанием, обучением).

Природная позиция (нативизм) – связывается с именем французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778), который считал, что существуют законы развития, и дети нуждаются лишь в минимальном влиянии со стороны взрослых. Развитие трактовалось как развертывание некой заранее предусмотренной биогенетической программы, ее воплощение в процессе жизни. Преформизм – учение, в котором считали, что знания и навыки заложены в самой структуре организма человека, поэтому их репертуар носит врожденный характер и, следовательно, наследственность – определяющий фактор. В этом случае ничего нового в организме появиться не может, не нужно ни совершенствования, ни эволюции. Развитие происходит в большой мере независимо от воспитания, обучения, сознательной деятельности человека и общества. При таком типе развития уже в самом начале предопределены те стадии, которые пройдет организм. К такому типу развития относится, например, эмбриональное (внутриутробное) развитие организма. И в психологии также были предприняты попытки представить психическое развитие ребенка в данном русле (концепция С. Холла).

Напротив, английский философ Дж. Локк (1632–1704) утверждал, что новорожденный ребенок подобен tabula rasa (чистой доске) и поэтому обучение и жизненный опыт, а отнюдь не врожденные факторы имеют самое важное значение в его развитии. В биологии учение о развитии, когда его путь не предопределен заранее, называется эпигенезом.

Современные исследователи пытаются раскрыть характер процесса развития, объединив представление о некотором общем конечном пункте развития и вариативных путях его достижения. Если представить что развивающийся организм это шар, катящийся вниз с горы, то ландшафт, по которому он может катиться, отображает возможные естественные пути развития и одновременно ограничения траектории движения. При этом некоторое событие в окружающей среде может привести к изменению курса шара, который может попасть теперь уже в глубокую впадину, которую трудно преодолеть, или наоборот равнину. Самый важный принцип развития, который иллюстрирует метафора, состоит в том, что один и тот же результат может быть достигнут разными путями, более быстро или более медленно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: