Эксперимент как метод эмпирического исследования

Эксперимент предполагает активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Выделяют лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в преднамеренно созданных условиях, с использованием специальной аппаратуры; действия испытуемого определяются инструкцией. В лабораторном эксперименте осуществляется особенно строгий контроль зависимых и независимых переменных. Недостатком лабораторного эксперимента является крайняя затруднительность переноса результатов на условия реальной жизни.

В естественном эксперименте создается модель деятельности, весьма близкой к тем занятиям, которые обычны (естественны) для участников. Например, естественный эксперимент в группе детского сада часто строится в виде игры.

Экспериментальное исследование может быть констатирующим и формирующим. Констатирующий эксперимент направлен на выявление уровня психического явления или качества. Примером констатирующего экспериментального исследования может служить тестовое обследование интеллекта детей, проводимое с помощью различных методик.

Замысел формирующего исследования состоит в искусственном воссоздании процесса психического развития с целью улучшения психического качества, формирования новой способности. Одновременно идёт изучение условий и закономерностей происхождения того или иного психического новообразования. Исследователь теоретически намечает подходящие пути и средства достижения искомого результата, стремясь добиться заранее «запланированных» показателей сформированной способности. Если формирование закономерно, повторяющимся образом приводит к желаемому результату, то делается вывод о том, что удалось проникнуть во внутреннюю сущность развития данной способности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: