Качественные характеристики речи

(культура речи)

1. Доступность – точный отбор языковых средств для адекватных выражений мысли.

2. Произвольность – способность к саморегуляции речи (умение промолчать, выслушать).

3. Вариативность - способность говорить об одном и том же по-разному.

4. Выразительность – умение вызывать в сознании слушателей наглядные образы.

5. Эмоциональность – способность воздействовать на эмоции и чувства человека.

6. Логичность – последовательность, развёртывание аргументации.

7. Литературность – умение правильно употреблять ударения, окончания, точность слов.

8. Уместность – соответствие содержания и стиля речевого высказывания в ситуации взаимодействия.

Опыт № 13 (стр. 184 Крылов)

Аудирование речи. Построение индивидуального профиля аудитора (слушателя).

Вводные замечания.

Аудирование (слушание) – ведущий, самый частый по использованию (до 45% общего времени), речевой процесс. Включает в себя слушание и одновременное понимание звучащей речи.

Аудирование может быть:

- частичным (расхождение в 5 баллов);

- неполным (расхождение в 4 балла);

- неудовлетворительным (в 3 балла);

-  удовлетворительным (в 2 балла);

-  хорошим (в 1 бал);

- отличным (совпадает с идеальным профилем).

Цель:  определение особенности индивидуальных особенностей аудирования.

Оборудование: 10 вопросов к аудитору.  

Ход работы

1. Работа группой.

2. Э предлагает вопросы, И. в балах определяет свое поведение, отношение к ним по развёрнутой шкале:

+ 3б – характерно для меня

+ 2б – достаточно характерно для меня

+ 1б – иногда проявляется

- 3б - никогда не может быть

- 2б – обычно не бывает

- 1б - почти никогда не бывает

- 0б – не знаю.

Выполнение работы.

                                

1 +1б – 3 = 4б 6  +1б - 3 = 4б
2 +1б – 3 = 4б 7  +2б – 3 = 4б
3 -1б – 3 = 2б 8  0б – 3 = 3б
4 -1б – 3 = 2б 9  +2б +3 = 1б
5 +2б +3 = 1б 10  0б – 3 = 3б

 

Обработка результатов.

1. По результатам строим график. На оси абсцисс - номера вопросов, на оси ординат - ответы.

2. Сопоставляем собственный графический профиль с идеальным.

3. Выявляем недостатки в аудировании.

Критерий оценок.

1. Вопросы 1-5 оценивают главное качество аудирования – внимание.

Если пониженные результаты – в свойствах внимания причины недостаточно успешного аудирования.

2. Вопросы 6-8 связаны с такими качествами как нетерпеливость, желание проявить своё «Я»

3. Вопрос 9 - память.

4. Вопрос 10 - эмоциональная устойчивость аудитора, умение отделять личные пристрастия от объективных данных.

 

Вывод: у И. неудовлетворительно развито аудирование речи. Причины недостаточно успешного аудирования в свойствах внимания и памяти. У И. проявляется такие качества как нетерпеливость, желание проявить своё «Я».    Также И. эмоционально неустойчив, не умеет отделять личные пристрастия от объективных данных.

 

Улучшают аудирование и способствуют уменьшению потерь информации следующие показатели:

- хороший слух;

- интерес к теме обслуживания, ее важность;

- хорошие знания языковых особенностей;

- отсутствие внешних помех;

- правильная организация речи со стороны говорящего (оптимальный темп, чёткая артикуляция, логика, выразительность);

- достаточно устойчивое внимание;

- неплохой объём оперативной памяти;

- свойства нервной системы по силе;

   - индивидуально-психологические особенности аудитора.

Если эти зависимости не будут учтены, то 70-80 % информации может быть потеряно при организации приёма речи.

 

Изучение речи прямым и косвенным методами.

 С помощью прямого метода испытуемый дает осознанные ответы по поводу существенных признаков языковых знаков (методика понятий «Словарный субтест Векслера»). Например, завтрак – утренний прием пищи. Косвенный метод, в отличии от прямого, требует меньших осознанных реакций при анализе языковых знаков. К ним относятся: ассоциативные методы, психофизиологические, игровые, методы семантического дифференциала (СД).

Для изучения ассоциативных зависимостей между словом-стимулом и реакциями используют методику «Прямой (свободный) ассоциативный тест».

В ходе выполнения методики последовательно сравнивают пары слов: слова стимулы и реакция по двум категориям: логические и грамматические реакции.

Логическая реакция – наличие связи между стимулами и реакциями по смыслу. Если связь присутствует – центральная логическая реакция. Если связь отсутствует - периферическая логическая реакция.

Грамматическая реакция – делится на 2 вида: синтагматические и парадигматические.

Синтагматическая – связь между словом – стимулом и словом – реакцией осуществляется по разным грамматическим категориям. Например, между существительным и прилагательным, глаголом и существительным: хороший – поступок, дождь – идёт.

Парадигматическая  - связь в пределах одной грамматической категории.

Например: хороший – плохой, дождь - грязь.

 

Опыт № 14 (стр. 174 Крылов).

Цель: изучить особенности установления ассоциативных зависимостей между стимула ми и реакциями.

Оборудование: 20 слов - стимулов.

 

Ход работы.

1. Работа в парах.

2. Э. зачитывает слово-стимул с интервалом 5-6 секунд.

3. И. записывает рядом со словом-стимулом любое слово, пришедшее в голову.

 

Выполнение работы.

 

Стимул- реакция

Логическая

Грамматическая

центральная периферич. синтагм. парадигм.
1 армия – танк + - - +
2 музыка - ноты  + - - +
3 болезнь – больница + - - +
4 рука – движение + -    
5 гладкий – приятный + -    
6 свистеть – воздух + -    
7 сладкий – вкусно + -    
8 окно – вид из окна + -    
9 спать – отдых - +    
10 погода – солнечно + -    
11 дерево – листья + -    
12 танцы – движения + -    
13 врач – больница + -    
14 нога – часть тела + -    
15 мягкий – легко + -    
16 петь – музыка - +    
17 горький – шоколад + -    
18 дверь – открывать + -    
19 гулять – весело - +    
20 ветер - холодно + -    

 

Обработка результатов                      

1. Э. по окончании работы заполняет матрицу ассоциативных реакций: вид связи обозначается «+» возле каждого слова.

2. Подсчитывается общие количество ответов по каждой реакции.

Критерий оценок.

1. Преобладание центральных ассоциативных реакций (не менее 65% от общего числа стимулов) - характерно для взрослых носителей русского языка.

2. Увеличение периферических ассоциативных реакций – плохое знание языка, нарушение динамических особенностей - заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов.

3.  Преобладание парадигматических ассоциативных реакций (не менее 70%) - характерно для взрослых носителей русского языка.

4. Увеличение синтагматических реакций - недостаточность аналитических операций или следствие индивидуально - психологических особенностей, типа правосторонней асимметрии мозга (у художников).

 

Вывод: у И. доминирует центральная логическая реакция, равномерное развитие синтагматической и парадигматической грамматической реакций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: