условия процесс операции результат формы
возникновения мышления реализации
проблемная мышление анализ продукт понятие
ситуация синтез мышления суждение
сравнение умозаключение
обобщение
Каждый акт мышления - решение какой-либо задачи, возникающей в ходе познания, практической деятельности человека, творческого преобразования.
Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение ее означает, что решающему удалось выделить известное и неизвестное (искомое).
Решение – поиск недостающего звена.
Процесс решения задачи состоит из 5 этапов:
- мотивация (желание решить проблему);
- анализ проблемы;
-поиск решения проблемы (на основе выбора оптимального варианта, нового решения);
(решению задачи зачастую способствует озарение)
- доказательство и обоснование правильности решения;
-реализация и проверка решения, а в случае необходимости и его коррекция.
В ходе решения творческих задач реализуется 3 типа мыслительных действий:
1. Ориентировочные.
2. Исполнительные.
3. Нахождение ответа.
В ходе решения мыслительных задач может использоваться разный материал:
- числовой
- словесный;
- образный;
- практические задачи.
Задача №1.
Определите закономерность чередования чисел и поставьте недостающее число:
7 9 5 11
4 15 12 7
13 8 11?
Ответ: каждое число в последней колонке равно сумме первых двух чисел соответствующего ряда, за вычетом третьего числа. Искомое число – 10.
Задача №2.
Студенты педагогического института организовали эстрадный квартет.
Михаил играет на саксофоне. Пианист учится на физическом факультете. Ударника зовут не Валерием, а студента географического факультета зовут не Леонидом. Михаил учится не на историческом факультете. Андрей не пианист и не биолог. Валерий учится не на физическом факультете, а ударник не на историческом. Леонид играет не на контрабасе.
На каком инструменте играет Валерий, и на каком факультете он учится?
Ответ: Валерий играет на контрабасе, учится на историческом факультете
Упражнение №1.