1) Одна целая одна восьмая – __________;
2) Пять целых одна одиннадцатая – __________;
3) Тридцать целых и семь девятых – __________;
4) Девять целых шесть девятых – __________;
5) Двадцать три целых семь восьмых – __________.
Задание 6. С данными дробными числительными произвести арифметические действия (сложение, вычитание) по образцу.
Образец: 24,7 и 3,1
а) Двадцать четыре и семь десятых плюс три и одна десятая будет (получится) двадцать семь и восемь десятых;
б) Двадцать четыре и семь десятых минус три и одна десятая будет (получится) двадцать одна и шесть десятых.
1. 4,06 и 2,01
а) ________________________________________________________
__________________________________________________________;
б) ________________________________________________________
__________________________________________________________;
2. 12,13 и 12,012
а) ________________________________________________________
__________________________________________________________;
б) ________________________________________________________
__________________________________________________________;
3. 4 13/23 и 2 1/23
|
|
а) ________________________________________________________
__________________________________________________________;
б) ________________________________________________________
__________________________________________________________;
4. 19 1/8 и 1 3/4
а) ________________________________________________________
__________________________________________________________;
б) ________________________________________________________
__________________________________________________________.
Тема 9: | Дробные числительные. Сочетание дробных числительных с существительными. Правописание, произношение и ударение в сложных словах с корнем пол- числительного половина |
9.1. | Сочетание дробных числительных с существительными |
Таблица
Падеж | Со значением совокупности однородных единичных предметов (существующих только как целое) | Собирательные | Вещест-венные | Вещественно-собирательные | Со значением единичных предметов (существующих и как целое и как его часть) |
Им.п. | студент – студенты, ученик – ученики, стол – столы, ручка – ручки | студенчество, молодёжь, профессура, интеллигенция | масло, мёд, мука, сахар | консервы, дрожжи, очки, часы, деньги, лыжи, коньки, кроссовки | комната (1) – комнаты (несколько), город (1) – города (несколько), письмо (1) – письма (несколько), стол (1) – столы (несколько) |
Род.п. ед.ч. | две трети студенчества, три пятых молодёжи, одна треть профессуры, одна шестая интеллигенции | две трети масла, три пятых мёда, одна треть муки | две трети комнаты, три пятых города, одна шестая письма, одна шестая стола | ||
Род.п. мн.ч. | треть студентов университета, две трети учеников нашей школы, треть столов этой аудитории, треть ручек этой упаковки | треть консервов, одна пятая дрожжей, две трети очков, часов, денег, три пятых лыж, коньков, кроссовок | две трети комнат, три пятых городов, одна шестая писем, одна треть столов |
Примечание: В значении 1/2 (одна вторая) или 0,5 (ноль и пять десятых) в разговорной речи употребляется слово половина; в значении 1/3 (одна третья / одна треть) – треть; в значении 1/4 (одна четвёртая / одна четверть) – четверть; 2/3 – две трети; 3/4 – три четверти. Соответственно в русском языке употребляются и выражения – два с половиной (2,5), три с половиной (3,5), а также два с четвертью (2 1/4), три с четвертью (3 1/4) и т.д.
|
|
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
С дробными числительными сочетаются существительные, которые обозначают единичные предметы, существующие лишь как целые. Сочетание таких существительных с дробными числительными указывает на ту или иную часть совокупности однородных предметов: одна четверть студентов этой группы.
Задание 1. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.
1. (3/4) ____________________________________ (выпускник нашего факультета) ________ ___________________________________________;
2. (1/2) ____________________________________ (преподаватель университета) ________ ___________________________________________;
3. (1/3) ____________________________________ (ученик этой школы) ______________ ___________________________________________;
4. (1/2) ____________________________________ (стена этой аудитории) ______________ ___________________________________________;
5. (2/3) ____________________________________ (стул этой аудитории) ______________ ___________________________________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
С дробными числительными сочетаются собирательные существительные, которые употребляются только в ед.ч.: две трети студенчества.
Задание 2. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.
1. (1/2) _______________________________ (молодёжь) ______________________________;
2. (1/3) ______________________________ (интеллигенция) ___________________________;
3. (2/3) _____________________________ (крестьянство) _____________________________;
4. (1/4) __________________________________ (детвора) _____________________________;
5. (3/4) _______________________________ (родня) _________________________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
С дробными числительными сочетаются вещественные существительные, которые употребляются только в ед.ч.: одна четверть мёда.
Задание 3. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.
1. (1/4) ____________________________________ (масло) _____________________________;
2. (1/2) ___________________________________ (сахар) ______________________________;
3. (2/3) _____________________________________ (мука) _____________________________;
4. (1/4) _____________________________________ (золото) ___________________________;
5. (2/4) ________________________________ (нефть) _________________________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
С дробными числительными сочетаются вещественно-собирательные существительные, употребляющиеся только во мн.ч.: треть консервов.
Задание 4. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.
1. (1/5) ___________________________________ (дрожжи) ____________________________;
2. (3/4) ___________________________________ (лыжи) ______________________________;
3. (1/2) _____________________________________ (сливки) ___________________________;
4. (1/3) _____________________________________ (отруби) ___________________________;
5. (2/4) ________________________________ (коньки) ________________________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
С дробными числительными сочетаются такие существительные, которые обозначают единичные предметы, существующие и как целое, и как какая-либо его часть. Если дробные числительные указывают на определённую часть целого предмета, существительное ставится в ед.ч.: две трети комнаты. Если дробные числительные указывают на определённую часть совокупности однородных предметов, существительное ставится во мн.ч.: две трети комнат.
Задание 5. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.
1. (3/4) ____________________________________ (улица) ____________________________;
2. (3/4) ___________________________________ (улицы) ____________________________;
3. (1/2) ____________________________________ (общежитие) _______________________;
4. (1/2) ____________________________________ (общежития) _______________________;
|
|
5. (1/3) ________________________________ (аудитория) ____________________________.
6. (1/3) ________________________________ (аудитории) ____________________________.