Задание 5. Напишите цифрами следующие дробные числительные

1) Одна целая одна восьмая – __________;         

2) Пять целых одна одиннадцатая – __________;          

3) Тридцать целых и семь девятых – __________;         

4) Девять целых шесть девятых – __________;   

5) Двадцать три целых семь восьмых – __________.     

Задание 6. С данными дробными числительными произвести арифметические действия (сложение, вычитание) по образцу.

 

 

Образец: 24,7 и 3,1

       а) Двадцать четыре и семь десятых плюс три и одна десятая будет (получится) двадцать семь и восемь десятых;

       б) Двадцать четыре и семь десятых минус три и одна десятая будет (получится) двадцать одна и шесть десятых.

 

1.    4,06 и 2,01

       а) ________________________________________________________

       __________________________________________________________;

       б) ________________________________________________________

       __________________________________________________________;

2.    12,13 и 12,012

       а) ________________________________________________________

       __________________________________________________________;

       б) ________________________________________________________

       __________________________________________________________;

3.    4 13/23 и 2 1/23

       а) ________________________________________________________

       __________________________________________________________;

       б) ________________________________________________________

       __________________________________________________________;

4.    19 1/8 и 1 3/4

       а) ________________________________________________________

       __________________________________________________________;

       б) ________________________________________________________

       __________________________________________________________.

 

Тема 9: Дробные числительные. Сочетание дробных числительных с существительными.   Правописание, произношение и ударение в сложных словах с корнем пол- числительного половина
9.1. Сочетание дробных числительных с существительными

Таблица

Падеж Со значением совокупности однородных единичных предметов (существующих только как целое) Собирательные Вещест-венные Вещественно-собирательные Со значением единичных предметов (существующих и как целое и как его часть)
Им.п. студент – студенты, ученик – ученики, стол – столы, ручка – ручки студенчество, молодёжь, профессура, интеллигенция масло, мёд, мука, сахар консервы, дрожжи, очки, часы, деньги, лыжи, коньки, кроссовки комната (1) – комнаты (несколько), город (1) – города (несколько), письмо (1) – письма (несколько), стол (1) – столы (несколько)
Род.п. ед.ч.   две трети студенчества, три пятых молодёжи, одна треть профессуры, одна шестая интеллигенции две трети масла, три пятых мёда, одна треть муки   две трети комнаты, три пятых города, одна шестая письма, одна шестая стола
Род.п. мн.ч. треть студентов университета, две трети учеников нашей школы, треть столов этой аудитории, треть ручек этой упаковки     треть консервов, одна пятая дрожжей, две трети очков, часов, денег, три пятых лыж, коньков, кроссовок две трети комнат, три пятых городов, одна шестая писем, одна треть столов

Примечание: В значении 1/2 (одна вторая) или 0,5 (ноль и пять десятых) в разговорной речи употребляется слово половина; в значении 1/3 (одна третья / одна треть) – треть; в значении 1/4 (одна четвёртая / одна четверть) – четверть; 2/3 – две трети; 3/4 – три четверти. Соответственно в русском языке употребляются и выражения – два с половиной (2,5), три с половиной (3,5), а также два с четвертью (2 1/4), три с четвертью (3 1/4) и т.д.

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

С дробными числительными сочетаются существительные, которые обозначают единичные предметы, существующие лишь как целые. Сочетание таких существительных с дробными числительными указывает на ту или иную часть совокупности однородных предметов: одна четверть студентов этой группы.

Задание 1. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.

1. (3/4) ____________________________________ (выпускник нашего факультета) ________ ___________________________________________;

2. (1/2) ____________________________________ (преподаватель университета) ________ ___________________________________________;

3. (1/3) ____________________________________ (ученик этой школы) ______________ ___________________________________________;

4. (1/2) ____________________________________ (стена этой аудитории) ______________ ___________________________________________;

5. (2/3) ____________________________________ (стул этой аудитории) ______________ ___________________________________________.

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

С дробными числительными сочетаются собирательные существительные, которые употребляются только в ед.ч.: две трети студенчества.

Задание 2. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.

1. (1/2) _______________________________ (молодёжь) ______________________________;

2. (1/3) ______________________________ (интеллигенция) ___________________________;

3. (2/3) _____________________________ (крестьянство) _____________________________;

4. (1/4) __________________________________ (детвора) _____________________________;

5. (3/4) _______________________________ (родня) _________________________________.

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

С дробными числительными сочетаются вещественные существительные, которые употребляются только в ед.ч.: одна четверть мёда.

Задание 3. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.

1. (1/4) ____________________________________ (масло) _____________________________;

2. (1/2) ___________________________________ (сахар) ______________________________;

3. (2/3) _____________________________________ (мука) _____________________________;

4. (1/4) _____________________________________ (золото) ___________________________;

5. (2/4) ________________________________ (нефть) _________________________________.

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

С дробными числительными сочетаются вещественно-собирательные существительные, употребляющиеся только во мн.ч.: треть консервов.

Задание 4. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.

1. (1/5) ___________________________________ (дрожжи) ____________________________;

2. (3/4) ___________________________________ (лыжи) ______________________________;

3. (1/2) _____________________________________ (сливки) ___________________________;

4. (1/3) _____________________________________ (отруби) ___________________________;

5. (2/4) ________________________________ (коньки) ________________________________.

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

С дробными числительными сочетаются такие существительные, которые обозначают единичные предметы, существующие и как целое, и как какая-либо его часть. Если дробные числительные указывают на определённую часть целого предмета, существительное ставится в ед.ч.: две трети комнаты. Если дробные числительные указывают на определённую часть совокупности однородных предметов, существительное ставится во мн.ч.: две трети комнат.

Задание 5. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами.

1. (3/4) ____________________________________ (улица) ____________________________;

2. (3/4) ___________________________________ (улицы) ____________________________;

3. (1/2) ____________________________________ (общежитие) _______________________;

4. (1/2) ____________________________________ (общежития) _______________________;

5. (1/3) ________________________________ (аудитория) ____________________________.

6. (1/3) ________________________________ (аудитории) ____________________________.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: