Задание 6. Раскройте скобки. Дробные числительные напишите словами

1. (2/3) __________________________ (книги) _____________ лежали на полу, и только (1/3) ______________________ (книг) __________ стояла на полках нового шкафа.

2. (1/2) __________________________ (наши новые студенты) ________________________ приехала из Китая.

3. Из окна нашей аудитории была видна только (1/8) _______________________________ (университетский стадион) ______________________________.

4. После покупки этих книг, у него осталось (1/5) _______________________________ (стипендия) ______________________________.

5. (1/4) _______________________ (территория это района) ___________________________.

6. Я жду звонка моего друга. Прошло уже (3/4) ______________________ (час) __________, а он до сих пор ещё не позвонил.

7. Только (1/10) ________________________ (тетрадь) ____________ оставалась ещё чистой.

 

 

9.2. Правописание, произношение и ударение в сложных словах с корнем пол- числительного половина

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Числительное пол- (половина) пишется слитно в составе сложного слова, если вторая часть его (имя существительное, порядковое числительное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы: полкило (половина килограмма), полчаса (половина часа); при обозначении часового времени: полпервого, полвторого и т.д.

Примечание: все сложные слова с основой пол- произносятся с двумя ударениями: с побочным – на пол- и основным – на полном втором слове, например: полкило, полтретьего и др.

Задание 7. С данными словосочетаниями образуйте и напишите сложные слова и корнем пол- числительного половина.

 

Половина дня – _____________________;      половина жизни – ______________________;

половина мира – ____________________;                  половина страны – _____________________;

половина третьего – ___________________;  половина шестого – ____________________;

половина седьмого – ____________________.

 

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Числительное пол- (половина) пишется через дефис перед гласной буквой, перед согласной и перед собственным именем (независимо от того, с какой буквы оно начинается), например: пол-яблока, пол-лимона, пол-России, пол-Америки.

Задание 8. С данными словосочетаниями и с числительным пол- (половина) образуйте и напишите сложные слова. Поставьте ударение.

 

Половина книги – _____________________;  половина арбуза – ______________________;

половина окна – _____________________;     половина листа – ______________________;

половина литра – _____________________;   половина Крыма – ______________________;

половина Англии – ______________________.

       & ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

Числительное пол- (половина) пишется раздельно, если числительное имеет самостоятельное значение и между ним и последующим существительным стоит согласованное определение, например: пол кофейной чашки, пол чайной ложки.

       Примечание: В словосочетаниях пол кофейной чашки, пол чайной ложки и др. числительное пол произносится с основным ударением.

 

Задание 9. Образуйте словосочетания с числительным пол - по образцу.

Образец: половина чайной ложки – пол чайной ложки

 

1. Половина столовой ложки – ___________________________________.

2. Половина рабочего стола – ___________________________________.

3. Половина большого дома – ___________________________________.

4. Половина старого парка – ___________________________________.

5. Половина сладкого пирога – ___________________________________.

6. Половина кислого яблока – ___________________________________.

7. Половина стеклянного ящика – ___________________________________.

 

 

Задание 10. С данными словами и с числительным пол (-) образуйте сложные слова.

 

1. Дом – ______________, Франция – _________________, гектар – __________________, лес – ________________, шаг – _________________, век – _______________________, день – __________________, обед – ________________, завтрак – ____________________, ужин – __________________, ночь – ___________________, лицо – ___________________, яйцо – ___________________, абрикос – _________________, груша – ________________, палец – _________________, нога – __________________, стакан – ___________________, Испания – _________________, ладонь – _________________, коробка – ______________, лестница – _________________, зима – ___________________.

2. часовое время: пятый – _________________, седьмой – _______________, десятый – ______________.

       Примечание: В косвенных падежах в сложных существительных с корнем пол- в книжной литературной речи появляется -у-: полметра – около пол у метра, к пол у метру и т.д. Но в разговорной речи возможны формы и без -у-: около полметра, к полметру и т.д.

 

Задание 11. Образуйте и напишите словосочетания с числительным пол -.

 

Книжная полка – ___________________________________;

толстая книга – ___________________________________;

стиральная машина – ___________________________________;

десертная ложка – ___________________________________;

зелёное яблоко – ___________________________________;

солёный огурец – ___________________________________;

шоколадный торт – ___________________________________.

 

Тема 10: Дробные числительные.Склонение дробных числительных. Дробные числительные полтора, полторы, полтораста. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
10.1. Склонение дробных числительных

 

      

& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.

При склонении дробных числительных склоняются обе их части, т.е. все составляющие их слова.

                                                                                                          Таблица

Падеж 2/3 3/5
Им. две трети три пятых
Род. двух третьих трёх пятых
Дат. двум третьим трём пятым
Вин. две третьих три пятых
Тв. двумя третьими тремя пятыми
Пр. (о) двух третьих (о) трёх пятых

Задание 1. Напишите словами, а затем просклоняйте следующие дробные числительные.

6. 7/8 ________________________________________________

Им.п. ______________________________________________

Род.п. ______________________________________________

Дат.п. ______________________________________________

Вин.п. ______________________________________________

Тв.п. _______________________________________________

Пр.п. _______________________________________________

 

7. 2/5 ________________________________________________

Им.п. ______________________________________________

Род.п. ______________________________________________

Дат.п. ______________________________________________

Вин.п. ______________________________________________

Тв.п. _______________________________________________

Пр.п. _______________________________________________

 

8. 3/4 ________________________________________________

Им.п. ______________________________________________

Род.п. ______________________________________________

Дат.п. ______________________________________________

Вин.п. ______________________________________________

Тв.п. _______________________________________________

Пр.п. _______________________________________________

Таблица

Падеж 1 1/3 2 3/8
Им. одна целая и одна третья две целые и три восьмых
Род. одной целой и одной третьей двух целых и трёх восьмых
Дат. одной целой и одной третьей двум целым и трём восьмым
Вин. одну целую и одну третью две целые и три восьмых
Тв. одной целой и одной третьей двумя целыми и тремя восьмыми
Пр. (об) одной целой и одной третьей (о) двух целых и трёх восьмых

 

Задание 2. Напишите словами, а затем просклоняйте следующие дробные числительные.

1. 1 1/2 _______________________________________________

Им.п. ______________________________________________

Род.п. ______________________________________________

Дат.п. ______________________________________________

Вин.п. ______________________________________________

Тв.п. _______________________________________________

Пр.п. _______________________________________________

 

2. 5 2/4 _______________________________________________

Им.п. ______________________________________________

Род.п. ______________________________________________

Дат.п. ______________________________________________

Вин.п. ______________________________________________

Тв.п. _______________________________________________

Пр.п. _______________________________________________

 

3. 17,9 ________________________________________________

Им.п. ______________________________________________

Род.п. ______________________________________________

Дат.п. ______________________________________________

Вин.п. ______________________________________________

Тв.п. _______________________________________________

Пр.п. _______________________________________________

Задание 3. Напишите словами числительные и параметрические сокращения.

       Марс – четвёртая по счёту от Солнца и наиболее похожая на Землю планета в Солнечной системе. Среднее расстояние между Землёй и Марсом – 78,3 ____________________________________ миллиона км __________________ (плюс-минус 22 млн. км ______________________________________________ в зависимости от «изгибов» орбиты). Сила тяжести на Марсе – 0,38 ________________________________________ земной. Атмосфера состоит в основном из углекислого газа (95% __________________________________), а также азота, аргона и кислорода. Марсианские сутки длятся 24 _______________________________________________________ часа 37 _________________________________ минут 23 _____________________________ секунды.

Задание 4. Напишите словами дробные числительные и параметрические сокращения.

 

1. Мой младший брат учится в школе уже (4,5) _________________________________ года.

2. Хороший спортсмен может пробежать 100 метров за (8,9 сек.) _______________________ ____________________________________.

3. Мы выполнили уже (0,5) ________________________________________ работы.

4. Сегодня утром у моего товарища температура была (38,4º) _________________________ ____________________________________.

5. Последнее задание выполнено на (19,12%) _______________________________________ _____________________________________.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: