1. (2/3) __________________________ (книги) _____________ лежали на полу, и только (1/3) ______________________ (книг) __________ стояла на полках нового шкафа.
2. (1/2) __________________________ (наши новые студенты) ________________________ приехала из Китая.
3. Из окна нашей аудитории была видна только (1/8) _______________________________ (университетский стадион) ______________________________.
4. После покупки этих книг, у него осталось (1/5) _______________________________ (стипендия) ______________________________.
5. (1/4) _______________________ (территория это района) ___________________________.
6. Я жду звонка моего друга. Прошло уже (3/4) ______________________ (час) __________, а он до сих пор ещё не позвонил.
7. Только (1/10) ________________________ (тетрадь) ____________ оставалась ещё чистой.
9.2. | Правописание, произношение и ударение в сложных словах с корнем пол- числительного половина |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Числительное пол- (половина) пишется слитно в составе сложного слова, если вторая часть его (имя существительное, порядковое числительное в форме родительного падежа) начинается с согласной буквы: полкило (половина килограмма), полчаса (половина часа); при обозначении часового времени: полпервого, полвторого и т.д.
|
|
Примечание: все сложные слова с основой пол- произносятся с двумя ударениями: с побочным – на пол- и основным – на полном втором слове, например: полкило, полтретьего и др.
Задание 7. С данными словосочетаниями образуйте и напишите сложные слова и корнем пол- числительного половина.
Половина дня – _____________________; половина жизни – ______________________;
половина мира – ____________________; половина страны – _____________________;
половина третьего – ___________________; половина шестого – ____________________;
половина седьмого – ____________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Числительное пол- (половина) пишется через дефис перед гласной буквой, перед согласной -л и перед собственным именем (независимо от того, с какой буквы оно начинается), например: пол-яблока, пол-лимона, пол-России, пол-Америки.
Задание 8. С данными словосочетаниями и с числительным пол- (половина) образуйте и напишите сложные слова. Поставьте ударение.
Половина книги – _____________________; половина арбуза – ______________________;
половина окна – _____________________; половина листа – ______________________;
половина литра – _____________________; половина Крыма – ______________________;
половина Англии – ______________________.
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
Числительное пол- (половина) пишется раздельно, если числительное имеет самостоятельное значение и между ним и последующим существительным стоит согласованное определение, например: пол кофейной чашки, пол чайной ложки.
|
|
Примечание: В словосочетаниях пол кофейной чашки, пол чайной ложки и др. числительное пол произносится с основным ударением.
Задание 9. Образуйте словосочетания с числительным пол - по образцу.
Образец: половина чайной ложки – пол чайной ложки
1. Половина столовой ложки – ___________________________________.
2. Половина рабочего стола – ___________________________________.
3. Половина большого дома – ___________________________________.
4. Половина старого парка – ___________________________________.
5. Половина сладкого пирога – ___________________________________.
6. Половина кислого яблока – ___________________________________.
7. Половина стеклянного ящика – ___________________________________.
Задание 10. С данными словами и с числительным пол (-) образуйте сложные слова.
1. Дом – ______________, Франция – _________________, гектар – __________________, лес – ________________, шаг – _________________, век – _______________________, день – __________________, обед – ________________, завтрак – ____________________, ужин – __________________, ночь – ___________________, лицо – ___________________, яйцо – ___________________, абрикос – _________________, груша – ________________, палец – _________________, нога – __________________, стакан – ___________________, Испания – _________________, ладонь – _________________, коробка – ______________, лестница – _________________, зима – ___________________.
2. часовое время: пятый – _________________, седьмой – _______________, десятый – ______________.
Примечание: В косвенных падежах в сложных существительных с корнем пол- в книжной литературной речи появляется -у-: полметра – около пол у метра, к пол у метру и т.д. Но в разговорной речи возможны формы и без -у-: около полметра, к полметру и т.д.
Задание 11. Образуйте и напишите словосочетания с числительным пол -.
Книжная полка – ___________________________________;
толстая книга – ___________________________________;
стиральная машина – ___________________________________;
десертная ложка – ___________________________________;
зелёное яблоко – ___________________________________;
солёный огурец – ___________________________________;
шоколадный торт – ___________________________________.
Тема 10: | Дробные числительные.Склонение дробных числительных. Дробные числительные полтора, полторы, полтораста. Склонение числительных полтора, полторы, полтораста |
10.1. | Склонение дробных числительных |
& ГРАММАТИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ.
При склонении дробных числительных склоняются обе их части, т.е. все составляющие их слова.
Таблица
Падеж | 2/3 | 3/5 |
Им. | две трети | три пятых |
Род. | двух третьих | трёх пятых |
Дат. | двум третьим | трём пятым |
Вин. | две третьих | три пятых |
Тв. | двумя третьими | тремя пятыми |
Пр. | (о) двух третьих | (о) трёх пятых |
Задание 1. Напишите словами, а затем просклоняйте следующие дробные числительные.
6. 7/8 ________________________________________________
Им.п. ______________________________________________
Род.п. ______________________________________________
Дат.п. ______________________________________________
Вин.п. ______________________________________________
Тв.п. _______________________________________________
Пр.п. _______________________________________________
7. 2/5 ________________________________________________
Им.п. ______________________________________________
Род.п. ______________________________________________
Дат.п. ______________________________________________
Вин.п. ______________________________________________
Тв.п. _______________________________________________
Пр.п. _______________________________________________
8. 3/4 ________________________________________________
Им.п. ______________________________________________
Род.п. ______________________________________________
Дат.п. ______________________________________________
Вин.п. ______________________________________________
Тв.п. _______________________________________________
Пр.п. _______________________________________________
Таблица
Падеж | 1 1/3 | 2 3/8 |
Им. | одна целая и одна третья | две целые и три восьмых |
Род. | одной целой и одной третьей | двух целых и трёх восьмых |
Дат. | одной целой и одной третьей | двум целым и трём восьмым |
Вин. | одну целую и одну третью | две целые и три восьмых |
Тв. | одной целой и одной третьей | двумя целыми и тремя восьмыми |
Пр. | (об) одной целой и одной третьей | (о) двух целых и трёх восьмых |
|
|
Задание 2. Напишите словами, а затем просклоняйте следующие дробные числительные.
1. 1 1/2 _______________________________________________
Им.п. ______________________________________________
Род.п. ______________________________________________
Дат.п. ______________________________________________
Вин.п. ______________________________________________
Тв.п. _______________________________________________
Пр.п. _______________________________________________
2. 5 2/4 _______________________________________________
Им.п. ______________________________________________
Род.п. ______________________________________________
Дат.п. ______________________________________________
Вин.п. ______________________________________________
Тв.п. _______________________________________________
Пр.п. _______________________________________________
3. 17,9 ________________________________________________
Им.п. ______________________________________________
Род.п. ______________________________________________
Дат.п. ______________________________________________
Вин.п. ______________________________________________
Тв.п. _______________________________________________
Пр.п. _______________________________________________
Задание 3. Напишите словами числительные и параметрические сокращения.
Марс – четвёртая по счёту от Солнца и наиболее похожая на Землю планета в Солнечной системе. Среднее расстояние между Землёй и Марсом – 78,3 ____________________________________ миллиона км __________________ (плюс-минус 22 млн. км ______________________________________________ в зависимости от «изгибов» орбиты). Сила тяжести на Марсе – 0,38 ________________________________________ земной. Атмосфера состоит в основном из углекислого газа (95% __________________________________), а также азота, аргона и кислорода. Марсианские сутки длятся 24 _______________________________________________________ часа 37 _________________________________ минут 23 _____________________________ секунды.
Задание 4. Напишите словами дробные числительные и параметрические сокращения.
1. Мой младший брат учится в школе уже (4,5) _________________________________ года.
2. Хороший спортсмен может пробежать 100 метров за (8,9 сек.) _______________________ ____________________________________.
3. Мы выполнили уже (0,5) ________________________________________ работы.
4. Сегодня утром у моего товарища температура была (38,4º) _________________________ ____________________________________.
5. Последнее задание выполнено на (19,12%) _______________________________________ _____________________________________.