Механизм работы с детьми «группы риска»

Дети «группы риска» - дети, находящиеся в критической ситуации под воздействием некоторых нежелательных факторов. Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п.

Вопрос определения детей в зону риска либо в группу риска, влечет за собой проблему организации действий по работе с конкретным ребенком. Разные причины постановки на учет, разные условия и факторы, воздействующие на формирование проблемных моментов у ребенка, определяют разные цели и задачи работы. Как должны действовать взрослые, чтобы ребенок из состояния «А» перешел в состояние «Б» (рис.1) по определенному критерию. Нечеткость видения цели профилактической работы может привести к тому, что результат будет не очевиден. Поэтому в нашем варианте классификации намеренно добавлена графа «ожидаемые результаты», по которым можно будет определять маршрут продвижения всей профилактической работы.

В образовательном учреждении работа с детьми группы риска начинается с просветительской деятельности. На педагогическом совете социальный педагог и психолог знакомят педагогов школы с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или группе риска (Приложение № 1), теоретическими аспектами по работе с детьми группы риска.

Система работы образовательного учреждения с учащимися группы риска основывается на нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней.

Работа с детьми группы риска начинается с деятельности классного руководителя, который лучше других знает своих учеников. 

Он взаимодействует со всеми школьными структурами (директором школы, Советом по профилактике правонарушений и безнадзорности, заместителями директора, психологической службой, учителями-предметниками, родительскими комитетами и т. п.).

Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:

  1 этап Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива.

Классный руководитель изучает:

 -личные дела учащихся;

- результаты медицинского обследования;

- психолого-педагогические характеристики;

 - результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

 - результаты диагностирования педагога-психолога;

 - жизнедеятельность учащихся вне школы.

Взяв новый ученический коллектив, классный руководитель выясняет:

• кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;

• кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;

• какие формы работы использовались с данными учащимися, какие из них явились более эффективными;

• в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем). 

Классному руководителю необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту учащегося.

2 этап Выявление учащихся группы риска

Классный руководитель:

- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;

- составляет совместно с психологом и социальным педагогом карту социально-психологического сопровождения  детей группы риска (Приложение №);

- проводит ознакомительную беседу с родителем ребенка и оформляет согласие родителя на проведение индивидуальной работы с ребенком.

3 этап Планирование работы с учащимися группы риска

  Классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска (Приложение №2). При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: педагогом-организатором, психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем.

4 этап Реализация плана воспитательных мероприятий.

Классный руководитель сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана воспитательной деятельности с учащимися группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация образовательного учреждения)

Заместитель директора по воспитательной работе:

- составляет план мероприятий по работе с детьми группы риска совместно со специалистами школы;

- контролирует этапы работы классного руководителя с учащимися группы риска;

- координирует взаимодействие всех специалистов, работающих с детьми группы риска.

Директор школы или заместитель директора по ВР руководят работой школьного Совета профилактики.

Большая роль в работе с детьми "группы риска" отводится социальному педагогу. Можно выделить следующие этапы работы социального педагога с учащимися группы риска:

1. Социальный педагог на основании банка данных классных руководителей формирует общий банк данных по школе учащихся группы риска.

2. Социальный педагог планирует работу с учащимися и семьями группы риска, включая взаимодействия с классными руководителями, специалистами школы.

3. Социальный педагог изучает с педагогом-психологом медико-психологические, возрастные, личностные особенности детей, их способности, интересы, отношение к школе, учебе, поведение, круг общения, выявляет позитивные и негативные влияния в структуре личности ребенка.

 4. Социальный педагог изучает материальные и жилищные условия подопечных. Ему необходимо систематически анализировать те или иные жизненные коллизии, для того чтобы помочь ему и педагогам найти правильные пути решения и выхода из неблагоприятных ситуаций. Он должен взаимодействовать с различными социальными службами, оказывая необходимую помощь детям.

Принципы работы социального педагогас детьми группы риска формулируется следующим образом – создание атмосферы доверительности отношений «социальный педагог-ребенок».

Для определения уровня социального благополучия семьи предлагаем использовать некоторые методы (Приложение № 3).

В работе с родителями социальный педагог реализует организаци­онные функции через вовлечение членов семей, находящихся в зоне социально-экономического риска, в семейные клубы, благотворитель­ные акции; совместными с родителями усилиями организует заня­тость детей в кружках и секциях; осуществляет организацию совмест­ного социально значимого досуга детей и родителей.

  Психологическое сопровождение социально – эмоционального состояния детей «группы риска» рассматривается как вполне самостоятельный феномен, формирующийся в результате рассогласования в психическом развитии между мотивационной (личностной) и операциональной (интеллектуальной) сферами, а также в результате несоответствия психолого-социального статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации развитии. При сходстве внешних проявлений социально – эмоционального состояния, проявляющегося в отставании учения, отклонения в поведении, неадекватные эмоциональные реакции и т.д., психологические причины последних могут быть весьма различными.

Организация психологической помощи:1. Изучение психологического своеобразия детей группы риска, особенности их жизни и воспитания, умственного развития и отношение к учению, волевого развития личности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений (Приложение №4). 2. Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителей, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие. Негибкость родителей и т.д.3. Психологическое консультирование с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом,  преодолеть неуверенность в общении с другими.  Основными направлениями деятельности педагога-психолога являются оптимизация общения учащихся со сверстниками и взрослыми, формирование чувства собственного достоинства и уверенности в себе, развитие умения ставить перед собой цели и владеть собой. В своей работе педагог-психолог должен использовать такие методы, как наблюдение, проективные методы, беседа с родителями, с учителями, с самим учащимся. Если с родителями и педагогами установились доверительные отношения, если они нацелены на сотрудничество с педагогом-психологом для оказания помощи ребенку, можно использовать различные методики, обучающие рефлексивному анализу своей деятельности как учителя и родителя.

Медицинский работник школы:

-  исследует физическое и психическое здоровье учащихся;

- организует помощь детям, имеющим проблемы со здоровьем;

- разрабатывает рекомендации педагогам по организации работы с детьми, имеющими различные заболевания;

- взаимодействует с лечебными учреждениями.

При организации работы с детьми группы риска можно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей. Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Необходимо помнить: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку.


Приложение №2



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: