Основы организации и управления таможенными органами определены в ФЗ «О таможенном регулировании РФ» №311 от 21.11.2010 г. и Таможенном кодексе Таможенного союза.
Согласно 3 статье ФЗ №311 «О таможенном регулировании РФ» общим руководством таможенным делом в России занимается Правительство РФ. Непосредственная реализация задач в таможенной области возложена на уполномоченный орган федеральный исполнительной власти в области таможни - Федеральная таможенная служба [21].
Согласно статье 10 Федерального закона №311 к таможенным органам относятся такие структуры:
- уполномоченный в области таможенного дела федеральный орган исполнительной власти;
- управления региональными таможнями;
- непосредственно таможни;
- таможенные посты [21].
Непосредственное осуществление таможенного дела возлагается на ФТС, которые, реализуя таможенную политику, выполняют определенные задачи.
Таким образом, дальнейшая модернизация управленческой структуры ФТС России, по нашему мнению, должно происходить в направлении сочетания структурных элементов с их функциональной нагрузкой, вернуться от двухуровневой структуры, которая фактически сложилась сегодня, к трехуровневой, которая является приемлемой в большинстве таможенных служб стран мира и приоритетом в деятельности государства в таможенной сфере, в то же время, учитывая наличие военного конфликта в РФ, таможенная система должна обеспечить баланс между максимальным содействием торговли и законной деятельности субъектов предпринимательской деятельности и защитой своих экономических интересов.
|
|
Необходимо определить, что именно является таможенной системой государства. Интересным является определение таможенной системы государства Тесленко Д.В., который определил, что эта система является подсистемой государственного регулирования, направленной на реализацию торгово-политических задач по защите рынка.
По мнению Е.В. Трунина, таможенная система государства составляет собой:
1) систему организационно-правовых и финансовых взаимоотношений, возникающих между государствами, таможенными органами и субъектами внешнеэкономической деятельности при ввозе на ее таможенную территорию и вывозе за пределы этой территории товаров, транспортных средств и других предметов, на которые распространяются таможенные процедуры;
2) совокупность тарифных и нетарифных инструментов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, механизм, который обеспечивает своевременную и полную уплату таможенных платежей, контроль и ответственность за нарушение таможенного законодательства, а также государственные органы, на которые возложены обязанности реализовывать таможенную политику;
|
|
3) общественное явление, которое представляет собой совокупность взаимосвязанных институциональных единиц, которых объединяют единые цели и задачи. Характерными признаками таможенной системы выступают: целостность, четкая организация, порядок и последовательность, взаимосвязь и взаимопомощь.
Научное исследование М.Ю. Козка предполагает рассмотрение таможенной системы государства как ряда подсистем, среди которых:
1) финансово-экономическая подсистема;
2) организационная подсистема;
3) правоохранительная подсистема;
4) кадровое обеспечение [5].
Таможенная система России является самостоятельным механизмом государственного управления, эффективность которого напрямую зависит от влияния внешних факторов – политических, экономических, социальных и проч. Влияние на таможенную систему России должно иметь системный и тщательно просчитанный характер, ведь постоянные изменения законодательства не позволяют участникам международной торговли выстроить устойчивые, прозрачные и понятные взаимоотношения с государством в таможенной сфере. В то же время вопрос внесения законодательных изменений в законодательные отношения, которые регулируют внешнеэкономическую деятельность, должны ставиться в прямую зависимость от того, соответствует ли практика внесения таких законодательных новелл в мировой или европейской практике и практике Всемирной таможенной организации.
ФТС России должна и способна как обеспечивать реализацию текущих задач государства, так и направлять свою деятельность на устранение бюрократических препон, уменьшение количества неоправданных административных барьеров и содействие международной торговле.
С целью реализации своих полномочий в направлении обеспечения безопасности государства дальнейшими направлениями реформирования таможенной системы является усиление правоохранительной роли таможни, получение исключительных полномочий по действиям на государственной границе с товарами и транспортными средствами. По нашему мнению, это может быть определение единого органа на границе, то есть объединения ФТС России и Государственной пограничной службы России в Таможенно-пограничную службу России.
Таким образом, можно подвести итог, что система управления таможенными органами состоит из 4-х звеньев управления, которые в свою очередь имеют свои и преимущества и недостатки. Следовательно, чтобы достичь поставленную цель, необходимо детально изучить все направления по развитию системы управления таможенными органами.