Лекция «Способы диагностики результатов воспитания»

Воспитанность представляет собой определенный уровень разви­тия личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности социально значимых качеств личности.

 Разлад, конфликт между тем, что человек знает, что он думает и как реально поступает, может привести к кризису личности. Воспи­танность — это актуальный, сегодняшний уровень развития личности в отличие от воспитуемости как потенциального уровня личности, зоны ее ближайшего развития. Она проявляется в сложившихся у ребенка представлениях о нормах поведения и отношения, которые и определяют его поступки.

 Изучение воспитанности осуществляется путем выявления пони­мания ребенком ведущих норм поведения и отношения, его ценност­ных ориентаций в деятельности и общении, а также путем анализа сложившихся моделей поведения в реальном учебно-воспитательном процессе.

 Сущность педагогической диагностики воспитанности — изуче­ние результативности учебно-воспитательного процесса в школе на основе изменений в уровне воспитанности учащихся и росте педагогического мастерства учителей.

Выделяют следующие задачи диагностики воспитан­ности:

1) выяснение состояния развитости определенных качеств лич­ности детей;

2) определение динамики воспитания и развития нравственных, познавательных, коммуникативных качеств детей;

3) установление тех реальных изменений в сознании и поведении детей, которые произошли под влиянием организованных учебно- воспитательных воздействий;

4) определение перспектив воспитательного процесса;

5) разделение обследуемых (детей или групп) на категории для дальнейшей дифференцированной работы с ними с учетом достиг­нутых результатов воспитательной работы;

6) выработка рекомендаций по воспитанию (для ребенка или группы детей);

7) сравнительный анализ эффективности воспитательных воз­действий с целью выработки рекомендаций для повышения их раз­вивающей функции.

 

Анализ — это выявление высоких или низких, положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе. Анализ воспитатель­ной работы необходимо начинать с анализа реализации целей и ре­шения задач, затем осуществляется анализ событий, мероприятий по основным направлениям воспитательной работы школы (например, КТД, работа органов ученического самоуправления, патриотическое воспитание, спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное направление, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями, состояние работы с подростками и семьями «группы риска»). При этом можно использовать критериально-­ориентированный анализ, направленный на выявление основных показателей результативности воспитательной работы, гуманности воспитательных отношений, вовлеченности учащихся в жизнедея­тельность коллектива, сформированности деловых и межличност­ных связей, эффективности психолого-педагогического и медико-­социального сопровождения процесса развития учащихся.

При проведении диагностики воспитанности школьников в об­разовательном учреждении используются следующие методики: педагогическое наблюдение, различные виды опросов учителей и учащихся, анкетирование, проективные методики «Коллективный портрет», «Школьники и культура», «Твое отношение к знаниям», «Мое отношение к школе», «Учитель, ученик, коллектив», «Удо­влетворенность школьников жизнью»; «Атмосфера в школе» и др., оперативный разбор проведенных мероприятий.

Результаты проведенной диагностики фиксируются в документах школы, таких, как справки по итогам проверок в рамках внутри- школьного контроля, протоколы педагогических советов и заседаний методических объединений классных руководителей, отчет об уча­стии школьников в окружных, городских, федеральных конкурсах.

 Результаты диагностики анализируются, сравниваются с норма­тивными, обобщаются; это необходимо для определения цели и вос­питательных задач на новый учебный год, которые, в основном, вы­текают из актуального состояния воспитательной работы в школе.

Л.М. Фридман, Т.А. Пушкина и И.Я. Каплунович указывают, что в педагогической диагностике требуется, прежде всего, изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются выводы, сравнение наблюдаемого нами поведения с преж­ним поведением того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения того же лица, с поведением других лиц, с описанием стандартного поведения, интерпретация, чтобы после обработки имеющейся информации дать оценку тому или иному по­ведению и сделать анализ с целью определения причин отклонения в поведении. Не менее важно прогнозирование, которое позволяет предвидеть поведение в других ситуациях или в будущем. Наконец, требуется сообщать другим (чаще всего учащимся и их родителям) оценку их поведения, так как с помощью обратной связи можно оказать влияние на их поведение в будущем. Необходимо контро­лировать воздействие этих сообщений на учащихся, для того чтобы знать, удалось ли достичь желаемого результата1.

Согласно такой программе диагностической деятельности можно выделить следующие аспекты педагогической диагно­стики:

■ изучение (сбор данных, сравнение, интерпретация, ана­лиз);

■ прогнозирование;

■ доведение до сведения учащихся и их родителей резуль­татов диагностической деятельности.

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть на­правлено на выявление причин того или иного поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.

Исследование воспитанности каждого ученика должно осущест­вляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систе­матических диагностических срезов по каждому из параметров воспи­танности личности. В случае невозможности проведения этого среза в отношении какого-либо ученика в установленное время (из-за болезни или по другим причинам), этот срез должен быть проведен в самое бли­жайшее время, но ни в коем случае не пропущен. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводить­ся по каждой учебной теме. Только в таком случае возможно эффектив­ное использование результатов диагностической деятельности.

Для диагностики воспитанности школьников можно предложить ряд следующих методик.

Методика «Как поступить 2

Инструкция. Представь заданную ситуацию и расскажи, как бы ты себя в ней повел.

Ситуация 1. Во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? По­чему?

Ситуация 2. Одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

Интерпретация результатов

Подсчитывается сумма по предложенным ситуациям.

0 баллов — школьник не имеет четких нравственных ориен­тиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Непра­вильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые называются).

1 балл — нравственные ориентиры существуют, но соответ­ствовать им ребенок не стремится. Адекватно оценивает поступки, но отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла — нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчиво.

3 балла —ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика для изучения социализированности личности учащегося 3 (по М. И. Рожкову)

Цель — выявить уровень социальной адаптированности, актив­ности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Инструкция. Прочитайте суждения и оцените степень своего согласия или несогласия с их содержанием по следующей шкале: «4» — всегда; «3» — почти всегда; «2» — иногда; «1» — очень редко; «О» — никогда. В бланке для ответов ставьте балл, который соответ­ствует вашему мнению.

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.

1. Я умею прощать людей.

2. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

3. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

4. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

5. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.

6. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

7. Общаясь с товарищами, я отстаиваю свое мнение.

8. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

9. Мне нравится помогать другим.

10. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

11. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.

12. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

13. Переживаю неприятности других, как свои.

14. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

15. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

16. Если я берусь за дело, то обязательно довожу его до конца.

17. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка результатов

Чтобы быстрее и легче проводить обработку, необходимо из­готовить для каждого учащегося бланк, в котором напротив номера суждения ставится оценка.

 

1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20

 

Среднюю оценку социальной адаптированности учащиеся по­лучают при сложении всех оценок первой строки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основании аналогичных операций со второй строкой, оценка социальной активности — с третьей строкой, оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой стро­кой.

Если получаемый коэффициент больше 3 баллов, то можно кон­статировать высокую степень социализированности ребенка.

Если же он больше 2 баллов, но меньше 3 баллов, то это свидетель­ствует о средней степени развития социальных качеств.

Если коэффициент окажется меньше 2 баллов, то можно предпо­ложить, что отдельный учащийся (или группа) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Диагностика воспитанности учащегося 4

Педагог____________________________________________

Год обучения_____________ Учебный год_______________

Уважаемый коллега, оцените, пожалуйста, выраженность на­званных поведенческих проявлений у ваших воспитанников по 3-балльной шкале: 0 баллов — не проявляется, 1 балл — слабо про­является, 2 балла — проявляется на среднем уровне, 3 балла — вы­сокий уровень проявления.

 

Критерии воспитан­ности Параметры оценки воспитанности Баллы

Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов

Старается полностью завершить каждую работу, использовать не­обходимые дополнения  
Стремится придать каждой ра­боте гармоничность по цвету и форме  
Старается придать каждой работе содержательную (функциональ­ную) направленность  
Культура организации своей деятельности Правильно организует рабочее место  

 

Аккуратен, четко выполняет каж­дое задание педагога  
Терпелив и работоспособен  

 

Уважительное отношение к профессиональной деятельности других

При высказывании критических замечаний в адрес чужой работы старается быть объективным  
Подчеркивает положительное в чужой работе  

Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов

Стремится исправить указанные ошибки  
Прислушивается к советам педа­гога и сверстников  

Знание и выполнение профессионально- этических норм

Доброжелателен в оценках рабо­ты других  
Не дает негативных личностных оценок  
Стремится помочь в работе дру­гим  
Стремится к сохранению и разви­тию национальных традиций в творческих видах деятельности  

Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность)

Стремится подарить свои работы другим (чтобы принести радость)  
Проявляет творческий подход в работе  
Коллективная ответственность Проявляет активность и заинте­ресованность при участии в мас­совых мероприятиях учебного характера (выставках, конкурсах, итоговых занятиях и др.)  
  Старается справедливо выпол­нить свою часть коллективной работы  

Умение

взаимодействовать с другими членами коллектива

Неконфликтен  
Предлагает свою помощь другим детям  
Не требует излишнего внимания от педагога  

Толерантность

Не насмехается над недостатками других  
Не подчеркивает ошибки других  
Доброжелателен к детям других национальностей  

Активность и желание участвовать в делах детского коллектива

Стремится участвовать во вне- учебных мероприятиях (праздни­ках, экскурсиях и др.)  
Проявляет инициативу в орга­низации и проведении массовых форм, инициирует идеи  

Стремление к

самореализации

социально-

адекватными

способами

Стремится к саморазвитию, по­лучению новых знаний, умений, навыков      
Проявляет удовлетворение своей деятельностью  
С желанием показывает другим результаты своей работы  

Соблюдение нравственно­-этических норм

Развита общая культура речи  
Проявляет общую культуру в отношении своей внешности (ак­куратность в одежде и прическе, наличие сменной обуви и т. д.)  
Выполняет правила поведения на занятиях кружка  

Всего баллов:

 

В качестве основных показателей воспитательной работы выделя­ются сплочение коллектива учащихся, воспитание общей культуры общения, умения сопереживать и быть готовым помочь другому в сложной ситуации. На основе определенных показателей воспита­тельной работы и индивидуальных особенностей личности каждого ученика класса выделяются качества личности, воспитание которых должно носить первоочередной характер. В младшем школьном воз­расте такими качествами являются дружелюбность по отношению ко всем членам коллектива класса, независимо от их успеваемости и внешности; сочувствие, умение сопереживать и готовность помогать близким и друзьям в трудную минуту; доброжелательность ко всем окружающим людям; терпимость, понимание индивидуальности каждого человека и умения воспринимать другого таким, какой он есть.

Для определения общего уровня воспитанности таких качеств личности, как сочувствие, сопереживание, желание помочь кому- либо в трудной ситуации была выбрана методика незаконченных предложений (Ж.Нюттен — А.Б.Орлов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: